УДК 37-378
Международное сетевое сотрудничество российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (университеты ШОС, СНГ, БРИКС)
Сюлькова Наталья Владимировна – заместитель проректора по международной деятельности Российского университета дружбы народов.
Аннотация: В статье представлен обзор законодательных основ функционирования сетевых университетов, рассматривается опыт работы основных сетевых университетов: СНГ, ШОС и БРИКС.
Ключевые слова: Сетевой университет, совместная образовательная программа, сетевое сотрудничество, высшее образование, международное сотрудничество.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4320.2017/5.1.
Тема реализации образовательных программ в сетевой форме активно развивается особенно в последнее десятилетие после принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Особое внимание процедуре создания и реализации сетевых образовательных уделено в статье 15 глава 2 указанного закона, где законодательно закреплено, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов как образовательных организаций (в том числе иностранных), так при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Федеральный закон также определяет:
- возможных участников сетевой формы реализации образовательных программ (образовательные организации; научные, медицинские организации, организации культуры; физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности);
- основу сетевого взаимодействия между организациями (договор);
- требования к содержанию договора (вид, уровень и/или направленность образовательной программы; статус обучающихся; правила приема; порядок организации академической мобильности обучающихся; условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе (в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы); выдаваемые документ/документы об образовании и/или о квалификации, документ/документы об обучении, организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; срок действия договора, порядок его изменения и прекращения).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» является основным нормативным документом, регламентирующим сетевое взаимодействие российских вузов как на внутреннем рынке образования, так и на мировом.
Так в статье 105 глава 14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» зафиксировано, что образовательные организации принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и в сетевой форме реализации образовательных программ.
При этом необходимо отметить, что в 2017 году вышел приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 «Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования», регулирующий также процедуру перевода обучающихся между образовательными организациями, реализующими образовательную программу с использованием сетевой формы, который позволяет перевод обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации в любое предусмотренное указанной образовательной программой время вне зависимости от периода аттестации, что предоставляет больше самостоятельности организациям образования в отношения приема и оформления зачисления таких студентов, а соответственно способствует развитию академической мобильности, в том числе через программы включенного обучения и двойные дипломы.
Следует сказать, что в рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предусмотрена разработка целевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования, в том числе разработчики выделяет отдельно и модель сетевых университетов, которым необходима поддержка на государственном уровне.
В настоящее время российские вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание Договоров/соглашений о консорциумах без создания отдельного юридического лица. В рамках этого возможны следующие варианты создания консорциумов: решение принимается на государственном и/или на межвузовском уровнях (создание и функционирование на основании многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств, действующего национального законодательства государства местонахождения участника, своих уставов и локальных норм, применяемых кчастниками в процессе образовательной, административной и иной деятельности, Соглашения о Консорциуме и т.д.).
Российский университет дружбы народов (РУДН) является участником трех таких многосторонних международных образовательных консорциумов:
- Сетевой университет СНГ (СУ СНГ) при поддержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) создан 11 июня 2009 года - Соглашение о Консорциуме Сетевого университета СНГ.
- Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) создан при поддержке ШОС в 2008 г.
- Сетевой университет БРИКС в 2014 г. (СУ БРИКС) (Форталезская декларация по итогам шестого саммита БРИКС ( г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года).
Перечисленные консорциумы ведут подготовку специалистов по различным направлениям подготовки, часто пересекающимися (например, экономика – УШОС, СУ СНГ, БРИКС, но с разными профилями) и имеют неодинаковое количество участников (при этом три вуза входят в состав всех трех сетевых университетов: РУДН, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России).
Ниже в таблице схематично эти различия обозначены (при этом необходимо отметить, что СУ БРИКС проходит еще период становления).
Таблица 1. Сравнительная таблица сетевых университетов.
Характеристики |
Сетевые университеты
|
||
|
СУ СНГ |
УШОС |
СУ БРИКС
|
Количество участников |
31 вуз из 9 государств-участников СНГ
|
78 вузов из 5 стран (одна стран дальнего зарубежья – Китай) |
55 вузов из 5 стран (четыре страны дальнего зарубежья и Россия) |
Обучение |
магистратура: совместные образовательные программы аспирантура: двойное научное руководство
|
магистратура: включенное обучение, совместные образовательные программы, аспирантура
|
магистратура аспирантура |
Финансирование |
национальные бюджеты государств-участников СНГ гранты Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ |
национальные бюджеты государств-участников |
- |
При этом говоря о реализуемых направлениях подготовки нужно отметить, что развитие академической мобильности студентов государств-участников конкретного сетевого университета проходит в рамках следующих областей:
- в СУ СНГ гуманитарного, экономического, юридического, технического профиля,
- в УШОС в области IT-технологии, нанотехнологии, педагогики, регионоведения, экологии, экономики и энергетики,
- в СУ БРИКС по следующим тематическим группам: водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, экономика, энергетика.
В рамках УШОС РУДН является головным (базовым) вузом в области, экологии, экономики и педагогики, в рамках СУ БРИКС сокоординатором тематической группы «Экономика» от России (совместно с НИУ ВШЭ). С 2012 года РУДН возглавляет международный ректорат УШОС и является на протяжении всей деятельности СУ СНГ головной организацией Консорциума.
В течение всего периода деятельности сетевые университеты получили поддержку в части выделения квот Российской Федерации, предоставляемых иностранным гражданам/соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом на обучение на постоянной основе, также на постоянной основе поддержку в плане предоставления квот для обучения в рамках УШОС с 2011 года выделяет Китай в отличии от других стран-участниц.
Из нижеприведенной таблицы видно, что образовательная деятельность в двух сетевых университетов ШОС и СНГ началась в один и тот же временной период (2010 год). Университет ШОС занимает лидирующую позицию, за период с 2010 по 2017 год ему было представлено 1652 квоты.
Таблица 2. Статистика количества обучающихся в сетевых университетах.
СУ СНГ |
УШОС |
СУ БРИКС |
|
Начало обучения (первый прием) |
2010 г. |
2010 г. |
2017 г. |
Количество квот, выделенных РФ |
682 |
1652 |
- |
Количество студентов, прошедших обучение |
843 (из них 412 – за счет грантов МФГС) |
1066 |
- |
Количество выданных сертификатов |
- |
458 |
- |
За прошедший период прошло уже 6 выпусков высококвалифицированных специалистов, подготовленных в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета Содружества Независимых Государств.
С 2014 года всем успешно завершившим обучение в рамках УШОС выдается сертификат, который был утвержден в рамках VIII Недели образования государств-членов ШОС «Образование без границ» и 5-го Совещания министров образования государств-членов ШОС (6-9 октября 2014 г на базе Алтайского Государственного университета), было утверждено вручение данного документа всем выпускникам УШОС, в том числе и за предыдущие года обучения.
Рисунок 1. Сертификат Университета ШОС.
Утверждение и выдача сертификата служат инструментов продвижения образовательных программ УШОС и дополнительной рекламой вузов – участников УШОС.
У каждого сетевого университета имеются свои основные миссии:
- УШОС: осуществление скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» (Концепция Университета ШОС);
- СУ СНГ: повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации (Концепция сетевого открытого университета СНГ);
- СУ БРИКС: формирование нового поколения высококвалифицированных и мотивированных работников, имеющих навыки критического мышления, способных к внедрению инноваций при решении экономических и социальных проблем, коммуникации, навыков взаимодействия в многонациональной среде, способных сочетать традиционные знания с наукой и современными технологиями (Меморандум о взаимопонимании о создании СУ БРИКС, 2015) .
Но главное, что их объединяет, все они направлены на развитие взаимовыгодного сотрудничества, подготовку высококвалифицированных специалистов, на подготовку молодежных лидеров новой эпохи.
Таким образом, деятельность УШОС и СУ СНГ в течение практически десяти лет доказывает жизнеспособность сетевых университетов, их конкурентоспособность и востребованность как на рынке образования, так и на рынке труда, что обосновано возможностями и преимуществами многостороннего сетевого взаимодействия, способствующими:
- увеличению академической мобильности: входящей, исходящей (обучающихся, НПР);
- привлечению иностранных НПР;
- расширению перечня предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими образовательными организациями;
- удовлетворению платежеспособного спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;
- расширению возможностей международного сотрудничества;
- продвижению образовательных программ и самого вуза на как на внутреннем так и на внешнем рынке образования;
- увеличению конкурентоспособности вуза на мировом и на российском рынке образовательных услуг;
- повышению рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;
- объединению материально–технических и людских ресурсов организаций образования - участников сетевого взаимодействия и др.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ РФ от 08.10.2013г. №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. №6)
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05)
- Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования (приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).