УДК 37-378

Международное сетевое сотрудничество российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (университеты ШОС, СНГ, БРИКС)

Сюлькова Наталья Владимировна – заместитель проректора по международной деятельности Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье представлен обзор законодательных основ функционирования сетевых университетов, рассматривается опыт работы основных сетевых университетов: СНГ, ШОС и БРИКС.

Ключевые слова: Сетевой университет, совместная образовательная программа, сетевое сотрудничество, высшее образование, международное сотрудничество.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4320.2017/5.1.

Тема реализации образовательных программ в сетевой форме активно развивается особенно в последнее десятилетие после принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Особое внимание процедуре создания и реализации сетевых образовательных уделено в статье 15 глава 2 указанного закона, где законодательно закреплено, что сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов как образовательных организаций (в том числе иностранных), так при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Федеральный закон также определяет:

  • возможных участников сетевой формы реализации образовательных программ (образовательные организации; научные, медицинские организации, организации культуры; физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности);
  • основу сетевого взаимодействия между организациями (договор);
  • требования к содержанию договора (вид, уровень и/или направленность образовательной программы; статус обучающихся; правила приема; порядок организации академической мобильности обучающихся; условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе (в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы); выдаваемые документ/документы об образовании и/или о квалификации, документ/документы об обучении, организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; срок действия договора, порядок его изменения и прекращения).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» является основным нормативным документом, регламентирующим сетевое взаимодействие российских вузов как на внутреннем рынке образования, так и на мировом.

Так в статье 105 глава 14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» зафиксировано, что образовательные организации принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и в сетевой форме реализации образовательных программ.

При этом необходимо отметить, что в 2017 году вышел приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 «Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования», регулирующий также процедуру перевода обучающихся между образовательными организациями, реализующими образовательную программу с использованием сетевой формы, который позволяет перевод обучающихся по образовательной программе с использованием сетевой формы реализации в любое предусмотренное указанной образовательной программой время вне зависимости от периода аттестации, что предоставляет больше самостоятельности организациям образования в отношения приема и оформления зачисления таких студентов, а соответственно способствует развитию академической мобильности, в том числе через программы включенного обучения и двойные дипломы.

Следует сказать, что в рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предусмотрена разработка целевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования, в том числе разработчики выделяет отдельно и модель сетевых университетов, которым необходима поддержка на государственном уровне.

В настоящее время российские вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание Договоров/соглашений о консорциумах без создания отдельного юридического лица. В рамках этого возможны следующие варианты создания консорциумов: решение принимается на государственном и/или на межвузовском уровнях (создание и функционирование на основании многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств, действующего национального законодательства государства местонахождения участника, своих уставов и локальных норм, применяемых кчастниками в процессе образовательной, административной и иной деятельности, Соглашения о Консорциуме и т.д.).

Российский университет дружбы народов (РУДН) является участником трех таких многосторонних международных образовательных консорциумов:

  • Сетевой университет СНГ (СУ СНГ) при поддержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) создан 11 июня 2009 года - Соглашение о Консорциуме Сетевого университета СНГ.
  • Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) создан при поддержке ШОС в 2008 г.
  • Сетевой университет БРИКС в 2014 г. (СУ БРИКС) (Форталезская декларация по итогам шестого саммита БРИКС ( г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года).

Перечисленные консорциумы ведут подготовку специалистов по различным направлениям подготовки, часто пересекающимися (например, экономика – УШОС, СУ СНГ, БРИКС, но с разными профилями) и имеют неодинаковое количество участников (при этом три вуза входят в состав всех трех сетевых университетов: РУДН, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России).

Ниже в таблице схематично эти различия обозначены (при этом необходимо отметить, что СУ БРИКС проходит еще период становления).

Таблица 1. Сравнительная таблица сетевых университетов.

Характеристики

Сетевые университеты

 

СУ СНГ

УШОС

СУ БРИКС

Количество участников

31 вуз из 9 государств-участников СНГ

 

78 вузов из 5 стран

(одна стран дальнего зарубежья – Китай)

55 вузов из 5 стран

(четыре страны дальнего зарубежья и Россия)

Обучение

магистратура: совместные образовательные программы

аспирантура: двойное научное руководство

 

магистратура: включенное обучение,

совместные образовательные программы,

аспирантура

 

магистратура

аспирантура

Финансирование

национальные бюджеты государств-участников СНГ

гранты Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ

национальные бюджеты государств-участников

-


При этом говоря о реализуемых направлениях подготовки нужно отметить, что развитие академической мобильности студентов государств-участников конкретного сетевого университета проходит в рамках следующих областей:

  • в СУ СНГ гуманитарного, экономического, юридического, технического профиля,
  • в УШОС в области IT-технологии, нанотехнологии, педагогики, регионоведения, экологии, экономики и энергетики,
  • в СУ БРИКС по следующим тематическим группам: водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, экономика, энергетика.

В рамках УШОС РУДН является головным (базовым) вузом в области, экологии, экономики и педагогики, в рамках СУ БРИКС сокоординатором тематической группы «Экономика» от России (совместно с НИУ ВШЭ). С 2012 года РУДН возглавляет международный ректорат УШОС и является на протяжении всей деятельности СУ СНГ головной организацией Консорциума.

В течение всего периода деятельности сетевые университеты получили поддержку в части выделения квот Российской Федерации, предоставляемых иностранным гражданам/соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом на обучение на постоянной основе, также на постоянной основе поддержку в плане предоставления квот для обучения в рамках УШОС с 2011 года выделяет Китай в отличии от других стран-участниц.

Из нижеприведенной таблицы видно, что образовательная деятельность в двух сетевых университетов ШОС и СНГ началась в один и тот же временной период (2010 год). Университет ШОС занимает лидирующую позицию, за период с 2010 по 2017 год ему было представлено 1652 квоты.

Таблица 2. Статистика количества обучающихся в сетевых университетах.


СУ СНГ

УШОС

СУ БРИКС

Начало обучения (первый прием)

2010 г.

2010 г.

2017 г.

Количество квот, выделенных РФ

682

1652

-

Количество студентов, прошедших обучение

843

(из них 412 – за счет грантов МФГС)

1066

-

Количество выданных сертификатов

-

458

-


За прошедший период прошло уже 6 выпусков высококвалифицированных специалистов, подготовленных в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета Содружества Независимых Государств.

С 2014 года всем успешно завершившим обучение в рамках УШОС выдается сертификат, который был утвержден в рамках VIII Недели образования государств-членов ШОС «Образование без границ» и 5-го Совещания министров образования государств-членов ШОС (6-9 октября 2014 г на базе Алтайского Государственного университета), было утверждено вручение данного документа всем выпускникам УШОС, в том числе и за предыдущие года обучения.

Рисунок 1. Сертификат Университета ШОС.

Утверждение и выдача сертификата служат инструментов продвижения образовательных программ УШОС и дополнительной рекламой вузов – участников УШОС.

У каждого сетевого университета имеются свои основные миссии:

  • УШОС: осуществление скоординированной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» (Концепция Университета ШОС);
  • СУ СНГ: повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации (Концепция сетевого открытого университета СНГ);
  • СУ БРИКС: формирование нового поколения высококвалифицированных и мотивированных работников, имеющих навыки критического мышления, способных к внедрению инноваций при решении экономических и социальных проблем, коммуникации, навыков взаимодействия в многонациональной среде, способных сочетать традиционные знания с наукой и современными технологиями (Меморандум о взаимопонимании о создании СУ БРИКС, 2015) .

Но главное, что их объединяет, все они направлены на развитие взаимовыгодного сотрудничества, подготовку высококвалифицированных специалистов, на подготовку молодежных лидеров новой эпохи.

Таким образом, деятельность УШОС и СУ СНГ в течение практически десяти лет доказывает жизнеспособность сетевых университетов, их конкурентоспособность и востребованность как на рынке образования, так и на рынке труда, что обосновано возможностями и преимуществами многостороннего сетевого взаимодействия, способствующими:

  • увеличению академической мобильности: входящей, исходящей (обучающихся, НПР);
  • привлечению иностранных НПР;
  • расширению перечня предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими образовательными организациями;
  • удовлетворению платежеспособного спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;
  • расширению возможностей международного сотрудничества;
  • продвижению образовательных программ и самого вуза на как на внутреннем так и на внешнем рынке образования;
  • увеличению конкурентоспособности вуза на мировом и на российском рынке образовательных услуг;
  • повышению рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;
  • объединению материально–технических и людских ресурсов организаций образования - участников сетевого взаимодействия и др.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ РФ от 08.10.2013г. №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. №6)
  3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05)
  4. Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования (приказ Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124)
  5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Интересная статья? Поделись ей с другими: