УДК 159.91

Эволюция чувства любви к Родине на протяжении всей жизни человека

Саввиди Игнатий Александрович – студент Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Федосеенков Александр Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и социально-гуманитарных наук Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается, как зарождается любовь к Родине в самом юном возрасте, зачем ребенку поют русские народные колыбельные. Далее показан процесс становления ребенка как духовной личности со своими моральными ценностями и принципами. Описано влияние школы на формирование чувства патриотизма. Отдельно выделено время службы в армии. Далее описаны процессы, протекающие в молодых семьях и чувства у людей старшего возраста. Сделаны выводы о значении чувства любви к Родине в жизни каждого человека.

Ключевые слова: Патриотизм, любовь, семья, Родина, страна, история.

Чувство патриотизма является сложным сплетением чувств человека по отношению к его Родине. Это и гордость за страну, в которой родился, и за народ, который в ней проживает. Это чувство вызывает уважение и интерес к историческому пути страны, ее достижениям в науке и спорте. Как же зарождается любовь к Родине и как она развивается на протяжении всей жизни человека? Попробуем в этом разобраться.

Основные аспекты чувства любви к отчизне закладываются в самом раннем детстве. Перед сном своему малышу мы поем русские народные песни, колыбельные, рассказываем сказки и небылицы, передавая их из поколения в поколение. Многие потом во взрослом возрасте с теплотой вспоминают те песни, которые им пела мама или бабушка. Как только ребенок немного подрастает, ему можно рассказывать о его сверстниках пионерах и их подвигах, которые они совершили ради страны во время Великой Отечественной войны [1]. Во многих семьях до сих пор бережно хранятся письма с фронта и фотографии воевавших дедов и прадедов. В таком юном возрасте любовь к Родине еще не осознанная, она выражается в любви к близким, своему дому, семейным традициям и рассказам о событиях прошлых лет.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает больше путешествовать, покидать границы родного города и открывать для себя новое. Невозможно не любоваться красотой родной природы, такой неповторимой и многогранной. Ребенок знакомится с русскими людьми, учится у них чему-то новому и познавательному. Дальше полученные знания и опыт закрепляются в школе, где маленький человек узнает о настоящем прошлом своей страны от учителей и из прочитанных книг. Он узнает о культуре своей страны, ее порядках и обычаях, о людях, которыми все гордятся, о многонациональных народах, населяющих необъятные просторы России и их дружбе между собой. В это время у ребенка формируется уважение к людям и добрым поступкам. Он выбирает для себя героев, на которых хотел бы быть похожим [2].

Естественно, определяющую роль в развитии чувства патриотизма у ребенка играют окружающие его взрослые люди, его родители. С них чаще всего маленький человек берет пример. Если взрослые сами уважают свой народ, традиции и достижения, то такое же отношение складывается и у детей. Одними из самых запоминающихся моментов в жизни могут быть совместные походы на парад, отдых на природе, теплые семейные вечера и прогулки по историческим местам с родителями. Особое внимание дети обращают на проявление чувства патриотизма и нравственности в будничной жизни. В юном возрасте они склонны к копированию поведения старших. Именно сейчас закладываются основные черты характера и поведения ребенка, формируется его личное отношение к жизни, обществу. Оно и определит дальнейшее поведение во взрослой жизни. Семья и школа закладывает основу чувства любви к своему городу, к истории и людям в целом [3,2].

После окончания школы или института юноши обязаны отдать свой гражданский долг государству и отслужить в армии. Именно воинский долг делает из подростков настоящих мужчин, развивая в них нравственные обязанности гражданина России. Здесь не место эгоизму и слабости, неосознанности и моральной незрелости [4].

Когда человек достигает возраста 20-30 лет, то он уже создает свою семью, заводит детей. В нем крепнет чувство самостоятельности, уверенности и важности себя в обществе. Чувство патриотизма толкает человека защищать свою семью, оберегать ее от чужого негативного воздействия [5,1].

Чем старше становится человек, тем крепчает в нем любовь к Родине. Теперь он сам уже учит своим детей и внуков ценить природу и свою страну. На своем собственном примере показывает, как нужно относиться к прошлой и настоящей истории своего государства. Часто дедушки и бабушки рассказывают своим внукам о потомках, составляют генеалогическое древо, показывают военные фотографии прадедов и рассказывают об их военных подвигах.

Любовь к Родине – это показатель душевной зрелости. Она не дается с рождения, ее нужно воспитывать и укреплять на протяжении всей жизни. Не нужно ее путать с любовью к государству [6,7]. Это разные понятия. Патриотизм выражается в любви к родной природе, языку, традициям, семейным ценностям, народу, своему городу, краю. Конечно же, всё самое ценное человек берет из своей семьи. И если там царит покой, взаимоуважение и доброта, то и ребенок вырастет человеком с высокими нравственными качествами. Зачатки патриотизма закладываются в самом раннем детстве родителями, которые на собственном примере должны объяснять, что в жизни является правильным, а что нет [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине у ребенка, выросшего в доброй, чуткой и порядочной семье будет только крепчать с каждым годом. Чем старше становится человек, тем больше расширяется его кругозор и он видит, насколько прекрасна родная природа и его страна. Необъятные луга, могучие леса и широкие реки не могут оставить равнодушным русскую душу, заставляя всё больше и больше любить Россию [9,10]. Чем больше патриотов будет у нас, тем быстрее мы станем самой могущественной и богатой страной в мире, ведь главное достояние нашей Родины – это ее люди. Ведь исторически доказано, что человек, знающий своё прошлое, историю своего города, проявляет уважение и к стране в целом.

Список литературы

  1. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный жкрнал КубГАУ. – 2015. – №110 (06). – С. 20–31.
  2. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. Пособие // Ростов н/Д, РГСУ. – 2005. – 60 с.
  3. Петракова Л.Е. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. – 2013. – № 3. – С. 174–180.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”//Интернет-журнал «Науковедение». – 2012. – №4 – С. 216.
  5. Студенникова С.Л. Патриотическое воспитание молодежи – залог успешного развития общества и государства // Ученые записки. Педагогика и психология. – № 3. – С. 278–284.
  6. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект // автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  7. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация // Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  8. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2015. – Т. 33. – № 14 (211). – С. 28-33.
  9. Федосеенков А.В. Философия и сказка // Сборник научных трудов. –2015.
  10. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности // Ростов-на-Дону. – 2014. – 138 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: