Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия

Биченова Анна Роландиевна – преподаватель кафедры Уголовного и уголовно-исполнительного права Самарского юридического института ФСИН России, капитан внутренней службы.

Янушкин Вадим Владимирович – курсант Самарского юридического института ФСИН России, рядовой внутренней службы.

Аннотация: Данная статья рассматривает дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия на основании теоретических аспектов ученых-пенационалистов, аспектов законодательства, нашедших своё закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе, а также исходя из сложившейся практики применения данных мер.

Ключевые слова: Дифференциация, индивидуализация, меры исправительного воздействия, осужденные.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия создает условия, которые необходимы для достижения установленных в ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации целей уголовного наказания, а именно: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. [1]

Дифференциация исполнения наказаний означает, что к каждой отдельной категории осужденных необходимо применять различные виды карательного воздействия, устанавливать определенные правоограничения, разграничивая осужденных по полу, возрасту, личностным характеристикам, для проведения воспитательной работы с ними в необходимом объёме.

Установленные в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах нормы создают условия для дифференциации и индивидуализации применения мер исправительного воздействия. В первую очередь это относится к лицам, осужденным к лишению свободы. В период отбывания наказания осужденные разграничиваются на определенные группы с учетом имеющейся профессии, семьи, возможностей на условно-досрочное освобождение, пола и возраста. Дифференциация осужденных к лишению свободы предполагает их деление и раздельное содержание в местах лишения свободы. Таким образом, уголовное законодательство закрепляет категории осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, в следственных изоляторах (ст. 58 УК РФ). Также положение данной уголовно-правовой нормы предусматривает содержание мужчин раздельно от женщин.

Более широкое разъяснение процессу дифференциации придают нормы уголовно-исполнительного права. Это значит, что в зависимости от личностных характеристик преступника, тяжести совершенного им деяния, степени его общественной опасности УИК РФ устанавливает в качестве места лишения свободы следственный изолятор для осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. [2] Этой же нормой устанавливается отдельное содержание в ЛИУ больных токсикоманией, ВИЧ, туберкулезом, или не прошедших курс лечения от заболеваний. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает наличие в лечебно-исправительном учреждении определенного режима, но в пределах одного ЛИУ осужденные содержатся на тех условиях, которые назначены им судом. Данное положение отлично показывает принцип дифференциации осужденных.

Отдельно содержатся сотрудники правоохранительных органов и судьи, что также отражает принцип дифференциации.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применение к осужденным мер исправительного воздействия производится путем содержания осужденных в различных ИУ.

Своего рода первоначальным этапом дифференцированного подхода к осужденному в ходе реализации исправительного процесса является распределение осужденных по отрядам после прохождения адаптационного периода. Во время нахождения вновь поступивших осужденных в карантинном отделении в течение 15 суток с ними проводят беседы представители всех отделов и служб с целью выяснения, к какой категории осужденных с учетом личностных качеств можно отнести каждого осужденного.

Дифференцированный подход и индивидуализация применения мер исправительного воздействия осуществляется, исходя из вышеперечисленного, с учетом личностных особенностей. Анализируя личностные качества осужденных, в процессе индивидуальной и воспитательной работы определяются положительные и отрицательные стороны личности, присущие определенному осужденному, а исходя из полученных данных осужденных относят к определенной классификационной группе (к примеру, злостные нарушители режима — ст. 116 УИК РФ, или лица, добросовестно относящиеся в труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях). [3] В зависимости от того, в какой классификационной группе состоит осужденный, к каждому применяется индивидуальный комплекс средств, направленных на исправление (к примеру, водворение в штрафной изолятор, что существенно ограничивает права, которыми могут пользоваться осужденные к лишению свободы, или изменение вида ИУ, что увеличивает или уменьшает перечень предоставляемых осужденному прав).

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия в местах лишения свободы осуществляется путем содержания осужденных в пределах одного ИУ в разных условиях. Так, ст. 120–127 УИК РФ предусматривают обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания, а ст. 130 УИК РФ выделяет общий и строгий вид режима в тюрьмах.

Как и в ИУ в тюрьме увеличивается или уменьшается характер и меры исправительного воздействия на осужденных.

Индивидуализация исполнения наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия по сути является закономерным продолжением дифференциации. Индивидуализация исполнения наказаний в виде лишения свободы отличается персональностью и конкретностью его назначения и другими особенностями (характер осужденного, его поведение, тяжесть содеянного), что и подтверждает ч. 3 ст. 9 УИК РФ. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

По мнению В.А. Уткина, принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, относясь к числу отраслевых, должен подразделяться на два индивидуальных, но взаимосвязанных принципа. [4] Коротко их содержание можно изложить следующим образом.

Дифференциация исполнения наказания как персональный признак проявляется в установлении для различных категорий осужденных, выделенных на основе проведённой классификации по тем или иным однородным признакам, различных условий отбывания наказания, различных по объёму и характеру карательного, воспитательного и предупредительного воздействия. Предпосылкой для уголовно-исполнительной дифференциации является уголовно-правовая классификация, которая выражается в вынесенном судом приговоре.

Индивидуализация исполнения наказаний – это совокупность наказания и соединяемых с ним некарательных мер личности осуждённого, характеру и тяжести совершённого преступления, а также его поведению в период отбывания наказания. Причём уголовно-правовые основания индивидуализации также содержатся в обвинительном приговоре суда и в дальнейшем подлежат изменению на основании норм уголовно-исполнительного права в лучшую либо худшую сторону в зависимости от поведения осуждённого в процессе отбывания наказания.

В соответствии с позицией С.М. Зубарева, отраслевой принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, пронизывая практически все нормы уголовно-исполнительного права и обеспечивая реализацию целей уголовного наказания в отношении конкретного осужденного, представляет собой единый, взаимообусловленный и взаимосвязанный процесс, позволяющий скорректировать исправительное воздействие в зависимости от групповых и индивидуальных признаков осужденных. [5]

Благодаря дифференциации и индивидуализации повышается эффективность выполнения процесса исправления осужденных, и, соответственно, достигается результат целей уголовного наказания.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017). [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699, свободный.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.07.2017) . [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6, свободный.
  3. Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. М.; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – С. 359.
  4. Российский курс уголовно-исполнительного права: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник / Е.А. Антонян, Ю.М. Антонян, С.А. Борсученко и др.; под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина; ООО «Издательство “Элит”, 2012. С. 103.
  5. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006 С. 73.

Интересная статья? Поделись ей с другими: