Понятие конфликта

Шимко Артём Анатольевич – студент Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Федосеенков Александр Владимирович – преподаватель Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена причинам возникновения конфликтов и способам их урегулирования.

Ключевые слова: Конфликт, типы конфликтов, урегулирование конфликтов.

Что такое конфликт? У этого слова есть бесчисленное множество определений. Одно из них гласит, что конфликт - это “ взаимодействие, в ходе которого одна из сторон пытается блокировать намерения или цели другой стороны”, другое определение описывает конфликт как “процесс, в котором одна сторона чувствует, что её позиция будет противоположна интересам другой стороны. В любом случае конфликт представляет собой противоречивые мнения по одному и тому же вопросу, представленные различными индивидами или группами.

Для благополучного урегулирования любого разногласия человек должен знать причину конфликта. Как правило, конфликты возникают из-за противоположных взглядов на жизнь и недопонимания. Результат конфликта может быть позитивным, который приведет к решению той проблемы, которая была причиной возникновения разногласия. Исход конфликта может быть и негативным и люди так и не найдут решения проблемы.

Конечно, в любой среде могут существовать различные типы конфликтов, и успешный человек должен уметь справляться с ними. В некоторых ситуациях можно столкнуться с конструктивным конфликтом, который иногда известен как конфликт, связанный с задачами, этот конфликт возникает тогда, когда существуют различные точки зрения или представления по конкретному вопросу, что позволяет заинтересованным сторонам сосредоточиться на вопросе, а не на людях. Противоположный конструктивному конфликту - это социально-эмоциональный конфликт. Социально-эмоциональный конфликт возникает тогда, когда вопрос становится личностным и эмоциональным. В этой ситуации противоположные перспективы становятся личными атаками и предвзятость искажает коммуникационные процессы.

Чтобы в полной мере понять динамику конфликта, индивид должен уметь различать понятие нападения и понятие конфликта. Главное отличие заключается в мотивации за ними. Цель недоброжелательных или враждебных конфликтов - навредить или уничтожить позиции противной стороны без какой-либо оглядки на что-либо другое. С другой стороны, ненадлежащая враждебность “вполне может ухудшить положение других, но действует с целью улучшения положения нападающего”. Как можно заметить, главное отличие заключается в том, хотят ли участвующие стороны разрушить систему или мотивированы работать с ней.

Другим важным аспектом в решении конфликтов является урегулирование конфликтов. Урегулирование конфликтов - нелегкая задача; основными аспектами являются степень, в которой человек проявляет настойчивость по сравнению с кооперативным подходом к урегулированию конфликтов. Существует много подходов к разрешению организационных конфликтов; в результате эффективные лидеры меняют свой стиль урегулирования конфликтов в соответствии с конкретной ситуацией. Среди многих подходов можно упомянуть конфронтацию. Противостояние является необоротным требованием или ультиматумом, как правило, оно вынуждает противоположную сторону делать то, что было принято или принято решение, и как таковое не является весьма продуктивным подходом, который в конце концов порождает беспроигрышную ситуацию. Другой подход -сотрудничество. Этот стиль отражает как высокую степень уверенности и сотрудничества, так и позволяет обеим сторонам завоевать стиль совместного урегулирования конфликтов, когда противоборствующие взгляды должны быть скомпрометированы, а приверженность обеих сторон необходима для достижения консенсуса. Упрощение процедур является еще одним подходом к урегулированию конфликтов. Он может быть использован в ситуациях, когда существует, но навыки развиты не полностью. В этой ситуации посредник может помочь группе узнать новые идеи и процессы сотрудничества. Координатор не участвует в сути решений только в процессе их принятия. Среди многих различных подходов к урегулированию конфликтов следует упомянуть компромисс. Компрометация - это процесс разделения общих разногласий, очень часто связанных с переговорами. Такой подход создает ситуацию, в которой ни одна из сторон не проигрывает. Последний подход - это избегание. Избегание полезно в ситуации, когда латентный конфликт не может быть разрешен или вопросы конфликта не очень важны для сторон, так как требуют времени и ресурсов для их отработки. Негативный аспект избегания заключается в том, что враждебных последствий конфликта удастся избежать, но причины конфликта остаются нетронутыми.

В заключение можно констатировать, что конфликт - это процесс, в котором одна сторона видит, что ее собственные интересы противостоят или угрожают другой стороне, это сочетание нескольких аспектов, влияющих друг на друга, таких как: источники конфликтов, восприятия и эмоции, проявления конфликтов и результаты. Конфликт может быть конструктивным или социально-эмоциональным, в результате чего существуют различные типы конфликтов. При анализе конфликтов важно проводить различие между концепцией нападения и концепцией конфликта. И, наконец, управление конфликтами включает в себя множество различных подходов, таких как: конфронтация, сотрудничество, содействие ущерба и избегание.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf(проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: