УДК 001.201

Психология старения

Зребный Владислав Сергеевич – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются изменения происходящие в теле человека по мере его старения со стороны психологии на основе исследований Вилкинса и Адамса.

Ключевые слова: Исследования, болезни, старость, память, психологические черты.

Были проведены обширные исследования в психологии старения, направленные на изучения влияния старения на физическое и психическое благополучие человека. Хотя старение начинается сразу после рождения, исследователи относятся к процессу, как переход от середины до старости. Некоторые психологи считают, что старение начинается в 40, в то время как другие указывают, что в 60. Такие факторы включают в себя различные личные, психологические и физические характеристики.

Старение вводит ряд психологических и физических изменений в организме человека, это и привлекло исследователей в данную область. Рост численности населения в промышленно развитых странах стало серьезной проблемой в 21-м веке. Средняя продолжительность жизни значительно увеличилась по сравнению с 20-м веком. Например, в 1900 году ребенок, родившийся в промышленно развитой стране, как правило, жил в пределах от 47 до 55, в то время как ребенок, родившийся в 21-м веке, может дожить до 76 и 80 лет. Продолжительность жизни увеличилась благодаря уничтожению болезней, которые раньше забирали да 50% детей.

Вилкинс и Адамс обнаружили, что до 75% людей живущих в 21-м веке испытывают боль и страдают от различных физических недостатков или неизлечимых заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения, не менее 10% людей в промышленно развитых странах страдают от инвалидности.

Исследования в области психологии старения показали, что некоторые психические способности сокращаться в процессе старения. Исследование кратковременной памяти доказали, что она, безусловно, ухудшается с возрастом. Участники исследования кратковременной памяти должны были повторять слова в обратном порядке, пожилые люди показали значительно худшие результаты, что молодые участники. Кроме того, по крайней мере, три различных метода показали, что способность вспоминать среди пожилых участников слабее по сравнению с молодыми людьми. Воспоминание относится к способности извлекать контекстную информацию о прошлом событии.

Когда люди стареют, их декларативная память для эпизодических событий и переживаний также заметно снижается. Между тем, неявная память, содержащая накопленные знания об общих характеристиках людей и мест, остается практически невредимой. Пожилые люди также сталкиваются с большими трудностями в задачах, требующих сознательного или декларативного извлечения конкретных событий и во вспоминании прошлых событий. Пожилые люди также имеют значительный дефицит в информационной памяти. Одно исследование показало, что пожилые люди в 10 раз больше помнили ошибочную информацию, в отличие от молодых участников

Помимо памяти, старение также влияет на речь и навыки чтения людей. Зрение пожилых людей часто ослабевает, что влияет на их способность читать. Голос и почерк пожилых людей также претерпевают изменения, не обязательно из-за физических факторов. Дефицит восприятия, от которого большинство пожилых людей страдают, может влиять на эффективность обработки информации. Например, исследование показало, что дефицит в слуховых ощущениях оказывает сильное влияние на память. Люди с потерей слуха имели проблемы с запоминанием произношения некоторых слов, в то время как им удалось запомнить список печатных слов.

Что касается чтения, то, люди склонны придерживаться своих привычек чтения на протяжении многих лет. Молодые неактивные читатели не будут тратить больше времени на книги, когда они постареют только потому, что у них будет больше времени для чтения. Старые активные читатели, предпочтут газеты и журналы серьезной литературе. Старение также вносит существенные изменения в личность и образ жизни человека. Согласно концепции психологических черт, такие личностные характеристики устанавливают свое поведение.

Немецко-британский психолог Айзенк утверждает, что личность определяется в зависимости от степени, в которой человек показывает три психологические черты. К ним относятся: экстраверсия-интроверсия, известные как E признак; нейротизм, который называется Н черта; и психотизм, известная как P признак. Согласно Айзенку, Е, N и P изменяются в процессе становления старше. Пол играет важную роль в этом процессе. Например, P имеет тенденцию к снижению в процессе старения, особенно среди мужчин. Исследования в Е признак показывает, что мужчины и женщины становятся более интровертными, в процессе старения. N черта также снижается с возрастом, хотя женские N оценки остаются выше.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: