Мужество как поведенческий алгоритм и его роль в структуре социального поведения

Титовский Павел Сергеевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается мужество и мужественное, героическое поведение, то как оно связано с другими поведенческими программами у животных и человека, его происхождение и развитие у человека. Физиологические основы мужественного поведения рассмотрены с точки зрения способности преодолевать страх. Особое внимание уделено психологическому и психосоциальному значению мужественного поведения в социуме. Соционические формы проявления мужественности и наиболее «мужественные» социотипы личности.

Ключевые слова: Мужество, социальное поведение, страх.

В жизни, особенно в бою, на войне всегда есть место мужеству, героизму. Покрышкин и Кожедуб, Панфиловцы, защитники Сталинграда и Севастополя, Чапай и безымянные герои гражданской войны, Суворов, защитники Спарты, наконец. Этот список можно продолжать очень долго.

Но и в мирное время находится место подвигу. Легендарная посадка Ту-104 на Неву, полеты в космос и многое, многое другое.

И все эти и множество подобных подвигов в мирное и военное время запечатлены в кино и литературе, воспеты в песнях и поэмах.

Любое общество нуждается в примерах высокого служения долгу, проявления героем силы, ума и отваги, превосходящих обычную меру. Массовое сознание исходит из того, что время от времени в обыденности должно происходить нечто героическое, т.е. переходящие все мыслимые и немыслимые границы, совершаемое кем-то ради общего блага.

В военное время мужество – совершенно необходимое условие элементарного выживания и боевых будней. Героизм – почти обычен.

В мирное время – мужество также часто необходимо в определенные периоды жизни и в определенных ситуациях. Героизм – редок и прославляем.

Что же такое мужество, героизм? Сколько в мужественном поведении врожденного и сколько приобретенного, сколько биологического и сколько социального?

Рассмотрим мужество и героизм как поведенческий паттерн.

Можно построить шкалу силы проявлений данных качеств: Смелость – Мужество - Бесстрашие – Героизм.

В обыденном понимании героизм - это свершение выдающихся по своему общественному значению действий, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Принципиально важно присутствие таких ключевых моментов, как: а) общественная значимость героического поступка и б) исключительные личные качества героя.

Мужество, бесстрашие, героизм имеют противоположный полюс. Это трусость. Трусость как неспособность противостоять страху.

Для человека часто характерен панический неконтролируемый страх перед змеями и пауками (арахнофобия) а также перед большими кошачьими с пятнистой или полосатой окраской. Если мы проанализируем, кто из наших ближних «родственников» больше всего страдает от вышеназванных животных, мы придем к обезьянам. Именно обезьянам больше всего достается от леопардов, змей. И крупные пауки также представляют смертельную опасность в ветвях деревьев.

Другой врожденный наш страх – страх высоты. Его имеет уже новорожденный ребенок. В эксперименте ребенка клали на прозрачное стекло на определенной высоте над полом, и во всех случаях наблюдалась выраженная реакция страха. Кто из нас не летал во сне? Полеты во сне – это одна из форм врожденной программы брахиации – передвижения на руках по лианам, ветвям – чем не форма «полета» над землей? Для брахиатора нередки случаи ошибок и фатальных падений.

Преодоление страха как феномен имеет общебиологическую, психофизиологическую и социальную природу.

Мужественность и мужественное поведение развиваются в течение жизни человека. Развиваются на фундаменте готовности мозга и тела. В период полового созревания (пубертат) происходит внешняя отладка программ мужественного поведения для мальчиков и отчасти для девочек.

Восприятие и закрепление основ темперамента, на которых базируется мужественность происходит в том числе путем импринтирования.

Импринтированная (запечатленная) в момент готовности (первые месяцы жизни) склонность к действию, к риску, к исследованию мира впоследствии преобразуется через социализацию в готовые поведенческие программы, основанные на экстраверсии (по К.Юнгу) и большой силе нервных процессов (низкая впечатляемость). Впоследствии в период полового созревания на фоне действия тестостерона происходит поиск и закрепление готовых образцов мужественного поведения.

Особенность импринтов состоит в том, что они действуют как безусловные рефлексы, изменить которые обычно в жизни очень сложно.

Для такого изменения (реимпринтирования) необходимы какие-то чрезвычайные обстоятельства (чрезвычайно сильный и продолжительный стресс, клиническая смерть, тяжелые травмы и т.д.). В таких случаях говорят, что человек «сломался» под прессом внешнего давления. Теоретически, абсолютно каждый мужественный человек (тот, кто проявляет мужественное и героическое поведение) может «сломаться» и стать особо восприимчивым к определенным стимулам, заменить поведенческие программы на противоположные и поддаваться страху. Все определяется силой и направленностью воздействия.

Мужественное поведение дифференциально для каждого типа темперамента. Для каждого из них возможны свои проявления мужественности. Но если брать типичное социально-одобряемое мужественное поведение, то неизбежно оказывается, что холерики и сангвиники как сильные типы нервной системы и экстраверты, имеют как правило, более высокий порог страха и, соответственно, более склонны к внешним проявлениям мужественного и героического поведения. Можно выдвинуть гипотезу, что из всех известных нам актов героизма их автор, герой, более вероятно был холериком или сангвиником, чем флегматиком и тем более – меланхоликом.

Настоящее мужественное поведение положительно кореллирует с высоким уровнем тестостерона и личностно-характерологическими особенностями, связанными с высокой агрессивностью и высоким болевым порогом. Как отмечает Е. Синицин у большинства людей, совершавших в жизни героические поступки можно проследить такую черту характера, как склонность к риску.

В типологии и соционике (если рассматривать ее не как отдельную науку, а как раздел психологии, что более научно) также проявляется определенная дифференциация психотипов по отношению к степени проявленности мужественного и героического поведения. Как отмечает А. Аугустинавичуте, чаще всего подвиги совершают люди изначально мужественные – это такое сочетание признаков как «сенсорика», «экстраверсия». В соционе наиболее мужественными чертами обладают:

Сенсорно-логический эстраверт («Жуков»). Среди этого психотипа больше всего выдающихся полководцев, воинов, крупных руководителей;

Логико-сенсорный экстраверт («Штирлиц»); Как ни странно, один из наименее мужественных социотипов – Есенин – очень часто, попадая в сложные и критические ситуации, совершает подвиг и находит приемлемый выход из них. Не случайно именно этот психотип стал первым космонавтом (Ю. Гагарин), посланным на подвиг другим выдающимся и дополняющим Есенина социотипом – Жуковым (С. Королев).

В биосоциальном отношении акты героизма вполне оправданны. Известны случаи проявления подобного поведения у обезьян, живущих на открытых местностях саванн. Группы обезьян, пересекая открытое место образуют защитный порядок: самки с детенышами внутри круга готовых и бдительных самцов, которыми управляют иерархи из числа старейших и самых опытных обезьян. Исследователи столкнулись с фактами настоящего героизма: когда группе угрожал леопард или львы, один из самцов отделялся от группы и уводил за собой хищника. При этом он во всех известных случаях погибал. Но группа выживала.

Как же героизм влияет на репродуктивный успех группы, социума в целом?

Во первых, репродуктивный успех индивида должен напрямую зависеть от процветания группы (причем в понятие "репродуктивный успех" включаются любые способы передачи своих генов потомству – в том числе и через родственников, которым индивид помог выжить и которые имеют много общих с ним генов). В том, что это условие выполнялось в коллективах наших предков, сомневаться не приходится. Если группа проигрывает межгрупповой конфликт, часть ее членов погибает, а у выживших снижаются шансы вырастить здоровое и многочисленное потомство.

Мужество на сознательном нравственном уровне – это принятие возможности смерти и/или тяжелых увечий, но не стремление к смерти. «Презираю смерть!». А для этого необходимо, во-первых, способность к физиологическому подавлению страха, которая проявляется в действии более сильной эмоции – ненависти к неприятелю или любви к конкретным или абстрактным объектам.

Во-вторых, способность жертвовать собой ради других (парохиальный альтруизм) - это и есть высшая форма мужества, социально одобряемого поведения.

Архетип героя, формируясь в фокусе неосознанных ожиданий социума, запускает социально-ожидаемый фон, создает условия для кристаллизации неявных ожиданий в конкретный узнаваемый образ.

В мифе о герое неизбежно присутствуют черты ментального «вируса», социального мема, удобно ложащегося в ячейки социально-одобряемых паттернов поведения. Подобный мем, будучи широко ожидаем в любом обществе и в любых условиях, прочно утверждается в жизни и самовоспроизводится в течение длительного времени.

Таким образом, мужественность, мужественное поведение с одной стороны, основано на биологических, биосоциальных и биопсихологических свойствах человека как вида, как индивида и как личности, и, с другой выполняет определенные социальные функции, опираясь на социописихологические, гендерные экспектации.

Список литературы

  1. Докинз Р. 2005. Вирусы мозга, http://elementy.ru/lib/164594
  2. ЗОРИНА З.А., СМИРНОВА А. А. 2006. О чем рассказали "говорящие" обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? М.: Языки славянских культур.
  3. ЛОРЕНЦ К. Агрессия (так называемое "зло"), http://ethology.ru/library/?Id=39
  4. Марков А. «Эволюция человека. Обезьяны. Мозг и душа»; М.: «Династия», 2011 г. – С. 146-147
  5. Синицин Е. «Александр Покрышкин – гений воздушной войны. Психология мужества и героизма» М., «Прогресс»
  6. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  7. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  9. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  10. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  11. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  12. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  13. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  14. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: