УДК 159

Морально-психологическое состояние личного состава: классификация уровней и влияющие факторы

Дараганов Дмитрий Сергеевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Лютов Вячеслав Олегович – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются морально-психологическое состояние солдат, факторы, влияющие боеспособности личного состава. Выявлено, что от степени удовлетворенности личного состава факторами морально-психологического состояния выделяются угрожающий, низкий, средний и высокий уровни, что не посредственно влияет на исход боевых операций.

Ключевые слова: Солдат, морально-психологическое состояние, личный состав, подготовка.

Превосходящие по качеству современные виды вооружения и военной техники дают серьезное преимущество перед потенциальным противником. Высокий уровень физической подготовки солдат и оперативно-тактического мышления офицеров также повышает шансы на разрешение в свою пользу вооруженных конфликтов. Однако, игнорирование еще одного значимого фактора боеспособности личного состава может свести на нет все превосходство над противником. Этим фактором является морально-психологическое состояние личного состава.

Если обратиться к истории военных противостояний, то можно отметить, что высокое морально-психологическое состояние вооруженных сил нередко являлось решающим фактором при столкновении равных сторон. В отдельных случаях, даже уступая в численности и военно-технических моментах, одерживала верх более подготовленная в психологических аспектах сторона.

Под морально-психологическим состоянием подразумевается совокупность элементов коллективного сознания личного состава, сформированных под влиянием системы норм и ценностей, а также социальных факторов. [1] Иными словами, морально-психологическое состояние является проявлением морально-психологического потенциала личного состава в конкретной ситуации под воздействием целого комплекса факторов. Проблемы с морально-психологическим состоянием военнослужащих отрицательно сказываются на решении задач как в боевых условиях, так и во время повседневной жизни подразделения.

Стоит отметить, что такой термин, как морально-психологическое состояние личного состава не использовался вплоть до конца XX века. [2] Однако это вовсе не значит, что данному вопросу в военной психологии не уделялось внимания – для обозначения употреблялись иные понятия, к примеру, боевой дух или моральное состояние вооруженных сил. Тем не менее, примерно с 1990-х гг. наиболее широко стал применяться термин морально-психологическое состояние. [3]

Для более полного раскрытия понятия необходимо разобраться с факторами, которые в совокупности являют собой морально-психологическое состояние личного состава. В первую очередь стоит отметить моральные факторы, куда относятся отношения военнослужащих друг с другом, а также с командным составом, отношение к населению, находящемуся в месте дислокации военнослужащих и другие морально-этические составляющие. [4] Также к значимым моментам морально-психологического состояния относятся служебные факторы. Здесь речь идет об общей удовлетворенности личного состава вопросами своей службы – дисциплиной внутри подразделения, качеством обмундирования, оружия, боевой техники, собственным местом в иерархии военной структуры.

Среди основных можно выделить еще ряд факторов – личностные, демографические, природно-климатические. К личностным факторам морально-психологического состояния относятся физические и умственные способности, здоровье, способность организма переносить различные нагрузки. Демографические факторы являют собой такие составляющие, как уровень образования, наличие или отсутствие собственной семьи, срок пройденной службы, опыт боевых действий. Природно-климатические факторы, которые могут влиять на морально-психологическое состояние личного состава, включают в себя такие моменты, как времена года, погода, экологическая среда прохождения службы. Все вышеперечисленные факторы могут играть как положительную, так и отрицательную роль в морально-психологическом состоянии военных. [5] И если есть какие-то объективные сложности с одним из компонентов (к примеру, плохие погодные условия в месте дислокации части) они должны компенсироваться другими составляющими.

В зависимости от степени удовлетворенности личного состава факторами морально-психологического состояния выделяются угрожающий, низкий, средний и высокий уровни. [6] Если классифицировать эти уровни по стобалльной шкале, то угрожающий уровень морально-психологического состояния будет находиться от 33 баллов и ниже. Это означает, что личный состав деморализован и не может качественно решать боевые задачи. Привлекать вооруженные подразделения с угрожающим уровнем морально-психологического состояния настоятельно не рекомендуется до тех пор, пока личным составом не будут достигнуты более высокие отметки. [7]

Исключительно для вспомогательной деятельности разумно подключать личный состав, если его морально-психологическое состояние находится на низком уровне, что по стобалльной шкале соответствует уровню в 33-50 баллов. Решать серьезные задачи при таком раскладе боевое подразделение не сможет. [8] К боевым действиям второстепенного порядка разумно подключать подразделения, имеющие средний уровень морально-психологического состояния (50 – 67 баллов). Можно отметить, что решать задачи при среднем уровне морально-психологического состояния личный состав готов только в ограниченном режиме. [9] И лишь в случае высокого уровня морально-психологического состояния (выше 67 баллов) возможно использовать воинские подразделения на основных направлениях боевых действий.

Список литературы

  1. Белоконев Г. П., Федосеенков А. В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А. В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А. Д., Полухин О. Н., Федосеенков А. В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю. С., Веселая Т. В., Драч Г. В., Запрудский Ю. Г., Коновалов В.Н., Королев В. К., Коротец И. Д., Лубский А. В., Фомина С. И., Федосеенков А. В., Чичина Е. А., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А. В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: