Анализ моделей оценки инновационной активности
Кудряшов Александр Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Шерстянкина Анна Александровна – студент Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Аннотация: В настоящее время оценка инновационной активности предприятия является актуальной темой для исследования и разработок новых моделей оценки, так как существующие модели не однозначны. В данной статье рассматривается инновационная активность, ее структура и используемые на практике модели оценки. Оценка уровня инновационной активности предприятия является уникальным показателем его деятельности.
Ключевые слова: Инновация, инновационная активность, методы оценки инновационной активности.
Главной проблемой эффективной реализации инновационной деятельности в России является низкая инновационная активность предприятий. Под термином «инновационная активность» многие ученые понимают частоту достижений науки и техники в мировой практике, другие считают, что это определенная деятельность субъекта по созданию совершенно новых видов техники и технологий, форм организации труда и методов управления. Инновационная активность была объектом исследования для многих отечественных и зарубежных ученых. В их число входили: Габитов А. Ф., Трифилова А. А., Гунин В.Н., Михайлов К.В., Полякова С.Г., Харгадон Эндрю, Питер Фердинанд Друкер, И. Ансофф, Д. Ромер. Каждый из них по-своему понимал термин инновационной активности. По мнению Габитова А.Ф, понятие инновационной активности связано с понятием инновационной деятельности, в то время как Трифилова А.А считала, что инновационная активность отражает интенсивность деятельности организации в области внедрения разработок и усовершенствования технологий, вывода нового продукта на рынок. [1] Друкер П.Ф под инновационной активностью понимал особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для открытия нового бизнеса или оказания новых услуг, а Ансофф И. под этим термином имел ввиду объект измерения, который приобретает свойства признака - количественного параметра (показателя).
Следовательно, под инновационной активностью подразумевается комплекс взаимосвязанных элементов, которые отражают возможности предприятия для реализации инновационной деятельности, интенсивность разработки и внедрения новых продуктов и технологий, в том числе эффективность осуществления инновационной деятельности.
Инновационная активность организации является управляемой категорией, которая отражает эффективность выбранной инновационной стратегии организации. [2] Существует несколько основных подходов к анализу и оценке инновационной активности предприятия: формальный, ресурсный и результативный.
Таблица 1. Сопоставление существующих подходов к определению уровня инновационной активности.
Подход |
Формальный |
Ресурсный |
Результативный |
Определение |
Определяет принадлежность организации к классу инновационно-активных исходя из количества реализованных инновационных проектов и их масштабов |
Нацелен на анализ величины затрат и степени использования материальных, информационных, человеческих, технологических ресурсов в инновационном процессе. |
Анализ результативности и эффективности инновационной деятельности |
Основная задача |
Идентификация видов инновационной деятельности |
Определение видов ресурсов и затрат, которые учитываются при оценке |
Идентификация и стоимостная оценка эффектов от внедрения инноваций с целью определения способности организации создавать и внедрять успешные нововведения.
|
Основные показатели |
1. число видов инновационной деятельности 2. число инновационных проектов, находящихся на стадии подготовки 3. число инновационных проектов, находящихся на стадии реализации
|
1. коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью 2. коэффициент (доля) персонала 3. коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР 4. коэффициент освоения новой техники 5. коэффициент освоения новой продукции 6. коэффициент инновационного роста 7. коэффициент информационных технологий |
1. экономия затрат на производство и реализацию продукции за период как результат технико-технологических инноваций 2. экономия транзакционных издержек как результат организационно-управленческих инноваций 3. экономия налоговых платежей по налогу на прибыль 4. экономия выплат 5. вклад материальных активов 6. вклад нематериальных активов
|
Преимущества |
Удобный инструмент для экспресс-оценки инновационной активности организации |
Позволяет охарактеризовать степень участия предприятия в разработке и осуществлении инноваций, поэтому показатели этого типа активно применяются во многих методиках |
Устраняет недостатки первых двух методов |
Недостатки |
Экономические выгоды от осуществления инновационной деятельности остаются не выявленными для предприятия |
Экономические выгоды от осуществления инновационной деятельности остаются не выявленными для предприятия |
|
Таким образом, существующие подходы к анализу и оценке инновационной активности предприятия зависят исключительно от эффекта инновационной деятельности, не учитывая ресурсы предприятия и эффективность их реализации. Очевидно, что данные методы сложны для использования на практике, и в связи с этим снижается спрос предприятий на их использование.
Инновационная активность предприятий достаточное количество времени является объектом статистического анализа и наблюдений на уровне государства, осуществление которых требует от предприятий ведения статистического учета и составления статистической отчетности.
Для оценки инновационной активности предприятий существуют формы статистической отчетности. [3]
Таблица 2. Данные форм статистической отчетности.
№ формы и название |
Данные |
№2- Наука |
Сведения о выполнении научных исследований и разработок |
№3- Информация |
Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции |
№4- Инновация |
Сведения об инновационной деятельности организаций |
На основании этих данных рассчитываются показатели. Один раз в год заполняется форма статистической отчетности и на ее основе инновационно активной считается та организация, которая имеет затраты на инновации.
Так же существует модель, предложенная Михайловым К.В., определяющая инновационную активность как конкурентную силу.
Таблица 3. Модель Михайлова К.В. [4]
Определение |
Организация рассматривается как потребитель и как поставщик новшеств |
Задача |
Определить влияние самой организации и конкурентной среды на инновационную активность на основе расчёта качественных показателей инновационной активности |
Преимущество |
В отличие от предыдущих подходов организацию предлагается рассматривать как открытую систему, что и составляет специфическую особенность модели.
|
Наряду с этой моделью существует матричная модель, предложенная Инновационным бюро «Эксперт».
Таблица 4. Матричная модель.
Определение |
Позволяет провести стратегическую оценку инновационной активности предприятия по различным параметрам инновационной деятельности |
Основные показатели |
1. уровень технологической сложности производственных процессов 2. доля экспортной выручки в общем объеме выручки |
Задача |
Распределение компаний на однородные группы |
Преимущество |
Каждой группе компаний присущи признаки инновационных процессов, отличающие компании данной группы от компаний других групп. Отличительные особенности охватывают такие аспекты инновационной деятельности, как: приоритеты инновационной деятельности, инфраструктура инноваций, иерархия принятия решений, развитость инновационной сети. |
Матрица позволяет проанализировать инновационную деятельность в зависимости от конкурентоспособности инновационных разработок и величины затрачиваемых ресурсов на соответствующий исследовательский и инновационные проекты. [5] Страны, развивающиеся в инновационной сфере, считают, что в постоянно растущей конкуренции на мировом рынке побеждает тот, кто может совершенствовать инновационную инфраструктуру, кто создал самую результативную систему инновационной деятельности. [6] Возрастающее использование нововведений в широких масштабах связано с увеличением уровня развития экономики. [8]
П.Д. Конина в своем исследовании проанализировала опыт зарубежных ученых в вопросе оценки инновационной активности. Тем самым, выделила три зарубежных модели к анализу инновационной активности предприятия.
Таблица 5. Модели оценки инновационной активности с точки зрения зарубежных авторов. [7]
№ модели |
1 |
2 |
3 |
Определение |
Позволяет провести стратегический анализ на основе отдельных составляющих |
Организация анализируется с помощью расчетов обобщающих показателей |
Позволяет проанализировать организацию на основании расчета рациональных объемов инвестиций |
Задача |
На основе стратегического анализа определить инновационную активность |
Обобщить существующие показатели, и исходя из полученных данных, выявить инновационную активность |
Расчет объемов с целью их равномерного распределения |
Недостатки |
Индикаторы не нашли соответствующего применения, поскольку главной проблемой является накопление достоверной и своевременной базы данных их расчета. |
Необходимо принимать во внимание виды инноваций за новизной, а не просто относить предприятия к инновационным или неинновационным. |
Используется показатель объема реализованной инновационной продукции, то есть все виды инновационной деятельности фактически сужаются только до продуктовых инноваций |
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: для того чтобы предприятия успешно реализовывали свою инновационную деятельность им необходимо увеличивать свой потенциал и уметь использовать существующие модели на практике. Все вышеперечисленные модели существуют в целях оценки инновационной активности предприятий для определения действенности факторов на всем пространстве инновационных изменений.
Список литературы
- Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М., 2003.
- Суровушкина Е. Н., Экономические науки 2014, №4(113)
- Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок (форма № 1-технология; форма № 2-наука; форма №3 - информация; форма № 4-инновация): утв. постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.
- Михайлов К.В. Организация управления риском и инновациями в стратегии предприятия. Сборник трудов на тему «Актуальные проблемы развития экономики современной России». – Москва: МИПК, 2004.
- Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент, 2006. СПб. издательство «Питер». – 384 с.
- Рахманова Т. Э., Крюкова А. А., Особенности инновационной инфраструктуры России // Проблемы современной науки и образования № 32 (74), 2016.
- П.Д. Конина, Анализ инновационной активности предприятия//Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
- Шолина А.И., Хасаншин И.А., Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в Самарской области// Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. №18. С.45-48.