Анализ моделей оценки инновационной активности

Кудряшов Александр Анатольевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры Электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Шерстянкина Анна Александровна – студент Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Аннотация: В настоящее время оценка инновационной активности предприятия является актуальной темой для исследования и разработок новых моделей оценки, так как существующие модели не однозначны. В данной статье рассматривается инновационная активность, ее структура и используемые на практике модели оценки. Оценка уровня инновационной активности предприятия является уникальным показателем его деятельности.

Ключевые слова: Инновация, инновационная активность, методы оценки инновационной активности.

Главной проблемой эффективной реализации инновационной деятельности в России является низкая инновационная активность предприятий. Под термином «инновационная активность» многие ученые понимают частоту достижений науки и техники в мировой практике, другие считают, что это определенная деятельность субъекта по созданию совершенно новых видов техники и технологий, форм организации труда и методов управления. Инновационная активность была объектом исследования для многих отечественных и зарубежных ученых. В их число входили: Габитов А. Ф., Трифилова А. А., Гунин В.Н., Михайлов К.В., Полякова С.Г., Харгадон Эндрю, Питер Фердинанд Друкер, И. Ансофф, Д. Ромер. Каждый из них по-своему понимал термин инновационной активности. По мнению Габитова А.Ф, понятие инновационной активности связано с понятием инновационной деятельности, в то время как Трифилова А.А считала, что инновационная активность отражает интенсивность деятельности организации в области внедрения разработок и усовершенствования технологий, вывода нового продукта на рынок. [1] Друкер П.Ф под инновационной активностью понимал особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для открытия нового бизнеса или оказания новых услуг, а Ансофф И. под этим термином имел ввиду объект измерения, который приобретает свойства признака - количественного параметра (показателя).

Следовательно, под инновационной активностью подразумевается комплекс взаимосвязанных элементов, которые отражают возможности предприятия для реализации инновационной деятельности, интенсивность разработки и внедрения новых продуктов и технологий, в том числе эффективность осуществления инновационной деятельности.

Инновационная активность организации является управляемой категорией, которая отражает эффективность выбранной инновационной стратегии организации. [2] Существует несколько основных подходов к анализу и оценке инновационной активности предприятия: формальный, ресурсный и результативный.

Таблица 1. Сопоставление существующих подходов к определению уровня инновационной активности.

Подход

Формальный

Ресурсный

Результативный

Определение

Определяет принадлежность организации к классу инновационно-активных исходя из количества реализованных инновационных проектов и их масштабов

Нацелен на анализ величины затрат и степени использования материальных, информационных, человеческих, технологических ресурсов в инновационном процессе.

Анализ результативности и эффективности инновационной деятельности

Основная задача

Идентификация видов инновационной деятельности

Определение видов ресурсов и затрат, которые учитываются при оценке

Идентификация и стоимостная оценка эффектов от внедрения инноваций с целью определения способности организации создавать и внедрять успешные нововведения.

 

Основные показатели

1. число видов инновационной деятельности

2. число инновационных проектов, находящихся на стадии подготовки

3. число инновационных проектов, находящихся на стадии реализации

 

1. коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью

2. коэффициент (доля) персонала

3. коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР

4. коэффициент освоения новой техники

5. коэффициент освоения новой продукции

6. коэффициент инновационного роста

7. коэффициент информационных технологий

1. экономия затрат на производство и реализацию продукции за период как результат технико-технологических инноваций

2. экономия транзакционных издержек как результат организационно-управленческих инноваций

3. экономия налоговых платежей по налогу на прибыль

4. экономия выплат

5. вклад материальных активов

6. вклад нематериальных активов

 

Преимущества

Удобный инструмент для экспресс-оценки инновационной активности организации

Позволяет охарактеризовать степень участия предприятия в разработке и осуществлении инноваций, поэтому показатели этого типа активно применяются во многих методиках

Устраняет недостатки первых двух методов

Недостатки

Экономические выгоды от осуществления инновационной деятельности остаются не выявленными для предприятия

Экономические выгоды от осуществления инновационной деятельности остаются не выявленными для предприятия

 

Таким образом, существующие подходы к анализу и оценке инновационной активности предприятия зависят исключительно от эффекта инновационной деятельности, не учитывая ресурсы предприятия и эффективность их реализации. Очевидно, что данные методы сложны для использования на практике, и в связи с этим снижается спрос предприятий на их использование.

Инновационная активность предприятий достаточное количество времени является объектом статистического анализа и наблюдений на уровне государства, осуществление которых требует от предприятий ведения статистического учета и составления статистической отчетности.

Для оценки инновационной активности предприятий существуют формы статистической отчетности. [3]

Таблица 2. Данные форм статистической отчетности.

№ формы и название

Данные

№2- Наука

Сведения о выполнении научных исследований и разработок

№3- Информация

Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции

№4- Инновация

Сведения об инновационной деятельности организаций

На основании этих данных рассчитываются показатели. Один раз в год заполняется форма статистической отчетности и на ее основе инновационно активной считается та организация, которая имеет затраты на инновации.

Так же существует модель, предложенная Михайловым К.В., определяющая инновационную активность как конкурентную силу.

Таблица 3. Модель Михайлова К.В. [4]

Определение

Организация рассматривается как потребитель и как поставщик новшеств

Задача

Определить влияние самой организации и конкурентной среды на инновационную активность на основе расчёта качественных показателей инновационной активности

Преимущество

В отличие от предыдущих подходов организацию предлагается рассматривать как открытую систему, что и составляет специфическую особенность модели.

 

Наряду с этой моделью существует матричная модель, предложенная Инновационным бюро «Эксперт».

Таблица 4. Матричная модель.

Определение

Позволяет провести стратегическую оценку инновационной активности предприятия по различным параметрам инновационной деятельности

Основные показатели

1. уровень технологической сложности производственных процессов

2. доля экспортной выручки в общем объеме выручки

Задача

Распределение компаний на однородные группы

Преимущество

Каждой группе компаний присущи признаки инновационных процессов, отличающие компании данной группы от компаний других групп. Отличительные особенности охватывают такие аспекты инновационной деятельности, как: приоритеты инновационной деятельности, инфраструктура инноваций, иерархия принятия решений, развитость инновационной сети.

Матрица позволяет проанализировать инновационную деятельность в зависимости от конкурентоспособности инновационных разработок и величины затрачиваемых ресурсов на соответствующий исследовательский и инновационные проекты. [5] Страны, развивающиеся в инновационной сфере, считают, что в постоянно растущей конкуренции на мировом рынке побеждает тот, кто может совершенствовать инновационную инфраструктуру, кто создал самую результативную систему инновационной деятельности. [6] Возрастающее использование нововведений в широких масштабах связано с увеличением уровня развития экономики. [8]

П.Д. Конина в своем исследовании проанализировала опыт зарубежных ученых в вопросе оценки инновационной активности. Тем самым, выделила три зарубежных модели к анализу инновационной активности предприятия.

Таблица 5. Модели оценки инновационной активности с точки зрения зарубежных авторов. [7]

№ модели

1

2

3

Определение

Позволяет провести стратегический анализ на основе отдельных составляющих

Организация анализируется с помощью расчетов обобщающих показателей

Позволяет проанализировать организацию на основании расчета рациональных объемов инвестиций

Задача

На основе стратегического анализа определить инновационную активность

Обобщить существующие показатели, и исходя из полученных данных, выявить инновационную активность

Расчет объемов с целью их равномерного распределения

Недостатки

Индикаторы не нашли соответствующего применения, поскольку главной проблемой является накопление достоверной и своевременной базы данных их расчета.

Необходимо принимать во внимание виды инноваций за новизной, а не просто относить предприятия к инновационным или неинновационным.

Используется показатель объема реализованной инновационной продукции, то есть все виды инновационной деятельности фактически сужаются только до продуктовых инноваций

Для того чтобы определить уровень инновационной активности организации, необходимо оценить каждый компонент исследуемой характеристики на соответствие базовым показателям либо требованиям организации. [2]

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: для того чтобы предприятия успешно реализовывали свою инновационную деятельность им необходимо увеличивать свой потенциал и уметь использовать существующие модели на практике. Все вышеперечисленные модели существуют в целях оценки инновационной активности предприятий для определения действенности факторов на всем пространстве инновационных изменений.

Список литературы

  1. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М., 2003.
  2. Суровушкина Е. Н., Экономические науки 2014, №4(113)
  3. Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за выполнением научных исследований и разработок (форма № 1-технология; форма № 2-наука; форма №3 - информация; форма № 4-инновация): утв. постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.
  4. Михайлов К.В. Организация управления риском и инновациями в стратегии предприятия. Сборник трудов на тему «Актуальные проблемы развития экономики современной России». – Москва: МИПК, 2004.
  5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент, 2006. СПб. издательство «Питер». – 384 с.
  6. Рахманова Т. Э., Крюкова А. А., Особенности инновационной инфраструктуры России // Проблемы современной науки и образования № 32 (74), 2016.
  7. П.Д. Конина, Анализ инновационной активности предприятия//Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
  8. Шолина А.И., Хасаншин И.А., Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в Самарской области// Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. №18. С.45-48.

Интересная статья? Поделись ей с другими: