УДК 17.018.22

Образовательная деятельность в социальных сетях: направления и практики

Сайфутдинова Гузель Борисовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета.

Лившиц Семен Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Усачев Сергей Сергеевич – студент кафедры Гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии Национального исследовательского университета «МЭИ».

Журавлева Анжела Валерьевна – студентка кафедры Менеджмента Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье раскрываются основные формы образовательной деятельности вузов с использованием социальных сетей.

Ключевые слова: Online-режим, социальные сети, группы ВКонтакте.

Вопросы использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) широко освещаются в научных работах посвященных проблеме повышения эффективности учебной деятельности средствами ИКТ[1,2,3]. Основной вывод исследователей – любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных коммуникативных технологий, способствующих, в том числе и решению одной из важных проблем педагогики, а именно, – проблемы развития мотивации обучающихся. Согласно последним данным количество пользователей сетевых компьютерных технологий увеличилось в конце 2012 года с 80 % до 91 % в апреле 2015 года. В «молодёжной аудитории» этот показатель сейчас составляет 98 %, а среди россиян в возрасте 45–50 лет – 86 %. В десятку крупнейших медиа-холдингов России по охвату аудитории вошли четыре интернет-компании: «ВКонтакте» (86 %), «Одноклассники» (75 %), Facebook (58 %) и Google+ (31 %)[4]. Эти данные показывают постоянный рост числа пользователей социальных сетей, несмотря на то, что некоторые исследователи сходятся во мнении о вредном влиянии интернета на молодежь. Сегодня социальные сети являются не только площадкой для общения, но и мощным ресурсом для осуществления любой деятельности. «ВКонтакте», как самая популярная сеть, получила огромное множество дополнительных функций, которые можно задействовать в образовательных целях. Буквально за несколько лет накоплен значительный практический опыт применения вузами социальных сетей в обучении. Так, например, в институте экономики и социальных технологий Казанского государственного энергетического университета «ВКонтакт» используется для дополнительных, самостоятельных и факультативных занятий. Создаваемые в процессе обучения виртуальные группы применяются в качестве дополнения к аудиторным занятиям в форме взаимодействия студентов и преподавателя. Такое сочетание подошло и студентам и преподавателям с точки зрения организации студенческих проектных работ и формирования у обучающихся в рамках системы академического образования навыков самоорганизации и самообразования. Кроме того работа с ИКТ вырабатывает профессиональную компетенцию – способность работать с компьютерными технологиями.

Проведенное нами исследование в Казанском государственном энергетическом университете среди студентов дневного обучения показало, что 100 % студентов зарегистрированы в какой-либо социальной сети, при этом 97 % имеют регистрацию на сайте «ВКонтакте». В это же время из профессорско- преподавательского состава около 70–80 % имеют аккаунты в той или иной социальной сети. Сеть «ВКонтакте» стала использоваться в качестве образовательной площадки, как студентами, так и преподавателями и администрацией университета. Тема использования социальных сетей в процессе обучения в вузах популярна как с точки зрения практического применения и в рамках научно-методических исследований. В ходе работы нами были выявлены формы образовательных проектов выставленные в формате Интернет. Авторы статьи классифицировали официальные и образовательные проекты вуза, созданные сотрудниками и преподавателями университета в образовательных и информационных целях. Например, официальная страница «Казанский государственный энергетический университет» (https://www.kgeu.ru) выполняет преимущественно информационную функцию, сведения касаются образовательного процесса – дается информация о грантах, стипендиях, расписании занятий и т. д. Неофициальные образовательные проекты вуза – часто встречающиеся группы-паблик ВКонтакте привязанные к странице кого-либо из преподавателей вуза. Например, на базе кафедры «История и педагогика» КГЭУ в рамках научно-исторического кружка «Наследие Казани» преподаватели создали портал открытой страницы (паблик) в (https://vk.com/historyplanettatarstan). Почти все 100 % студентов в социальной сети ВКонтакте зарегистрированы, что освобождает от разъяснения технических аспектов. Этот метод может использоваться для любой формы научной работы необходимо продумать концепцию группы-паблик, а также вести тему в течение семестра. Группы-паблик – это действенный метод руководства научными исследованиями, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент паблика). В планах кафедры создать страницу «ВКонтакте» «Преподаватели кафедры истории и педагогики КГЭУ» специально для решения вопросов студентов и преподавателей в рамках учебной деятельности.

По виду деятельности образовательные online проекты - выполняют непосредственно или преимущественно учебную функцию, то есть большинство информации в рамках данных проектов направлено именно на вопросы обучения. По форме организации: публичная страница (официальная страница, паблик) – аудитория подписывается как на «интересную страницу». Например, портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/historyplanettatarstan), где решаются вопросы учебного характера: студенты делятся информацией о сдаче предметов, о преподавателях; размещают какие-либо просьбы, касающиеся учебных дисциплин (группа может быть открытая или закрытая). В отличие от паблика в группах состоят не подписчики, а участники группы. Два данных формата почти не отличаются друг от друга, за исключением небольших технических моментов. Но поскольку в паблике могут оставлять записи на стене сообщества только администраторы, а в группе – все участники или даже случайные посетители, то паблик годится больше для организации официальных сообществ в рамках вуза, а группы для неформального общения и решения частных вопросов. При этом группы могут быть созданы в различном масштабе – в целом для студентов, преподавателей университета с несколькими тысячами участников, так и в рамках прохождения отдельных предметов, как, например, история. Личные страницы преподавателей – аккаунты – преподаватели нередко используют в учебных целях. Например, чтобы сделать какие-то объявления для студентов, дать информацию по зачетам и экзаменам и т. д. Личные страницы студентов также выступают в качестве образовательного ресурса. Проекты online решают общие вопросы образовательной деятельности и формируют у студентов навыки, требующие особого внимания, поскольку в полном объеме выполняют именно обучающую функцию и являются учебной площадкой для студентов[5]. В большинстве случаев практические формы реализации групп в рамках социальных сетей используют преподаватели и студенты гуманитарных факультетов в качестве учебного средства. В паблике размещаются не только текстовые материалы, но и фотографии, и видеосюжеты. В настоящее время в КГЭУ существует около десяти подобных проектов, носящих медиаобразовательный характер. Авторы статьи попытались представить лишь основные конфигурации существования online обучения с использованием социальных сетей. Проекты групп-online направлены на поддержку учебной деятельности, а основными инициаторами создания образовательных групп в рамках своей страницы выступают преподаватели, студенты с удовольствием отзываются на приглашение. Образовательные информационно-коммуникативные технологии, применяемые в КГЭУ, решают концептуальную задачу – повышение мотивации студентов к актуализации учебной работы.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 11-17.

2. Ваграменко Я.А. Об основных направлениях информатизации педагогического образования / Я.А. Ваграменко, С.В. Богданова, В.А. Рыжков, С.А. Жданов, С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. – 2004. – №1. – С. 19-30.

3. Вакулюк В. Мультимедийные технологии в учебном процессе / В. Вакулюк, Н. Семенова // Высшее образование в России. – 2004. – № 2. – С. 101-105.

4. Число россиян в соцсетях выросло, как и время сессий [Электронный ресурс]. Свободный. Режим доступа: http://news.rambler.ru/scitech/30282361/.

5. Сайфутдинова Г.Б. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России / Г.Б. Сайфутдинова, С.А. Лившиц, С.С. Усачев, О.С. Баймяшкина // Вестник современной науки. Научно-теоретический журнал. – 2015. – № 9. – Ч. 2. – С. 68-71.

Интересная статья? Поделись ей с другими: