УДК 004.457

Автоматизированная система онлайн бронирования гостиничной сети

Алимова Юлия Бельдяновна – студентка факультета Автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета.

Забержинский Борислав Эдуардович – кандидат технических наук, доцент Самарского государственного технического университета.

Аннотация: Гостиничные комплексы в качестве объекта автоматизации представляют собой сложные системы, состоящие из множества взаимосвязанных служб. Объединить их для достижения синергетического эффекта призваны автоматизированные системы, повышающие результативность управления и призванные решить ряд других маркетинговых задач.

Ключевые слова: Автоматизированная система онлайн бронирования, бронирование онлайн, бронирование в режиме реального времени.

Автоматизация работы службы бронирования гостиничной сети и возможность дистанционного управления процессами размещения клиента особенно актуальны для российских участников туристического бизнеса в преддверии подготовки к проведению в стране матчей чемпионата мира по футболу. Ожидаемый всплеск рынка гостеприимства требует современных решений в организации приема гостей. В условиях ослабления рубля растет и емкость внутреннего туризма – он становится доступнее поездок за границу.

В этой связи, существуют предпосылки к развитию российских гостиничных сетей. Дефицит мест для размещения туристов наблюдается в большинстве регионов страны. Так, например, в Самаре, которая готовится принимать матчи чемпионата мира по футболу, на начало 2014 года при населении 1172350 человек действовали только 274 гостиничных предприятия с общим номерным фондом порядка 6800 мест. Поставлена государственная задача по увеличению и обновлению индустрии гостеприимства, приведение его в соответствие с мировыми стандартами, серьезное влияние на которые оказывают информационные технологии.

Автоматизированная служба онлайн-бронирования дает возможность долгосрочного планирования работы отеля и одновременно позволяет управлять его службами в режиме реального времени. При этом, затраты на ее внедрение в условиях развития технологий оказываются минимальны. В то время, как рентабельность самой службы бронирования – вне сомнений по той причине, что ее стоимость в различных условиях составляет от 10 до 50 процентов цены заказа.

Гостиничные комплексы в качестве объекта автоматизации представляют собой сложные системы, состоящие из множества взаимосвязанных служб. Объединить их для достижения синергетического эффекта и призваны автоматизированные системы, повышающие результативность управления и призванные решить ряд других маркетинговых задач.

Эффективность службы бронирования обеспечивает в итоге рентабельность гостиницы. Процесс рассмотрения заявок и реализации номеров с последующим выстраиванием сотрудничества – первый этап цикла обслуживания, от которого зависит итоговая лояльность клиента.

Способы резервирования номеров по факту, по телефону, посредством почтовых или электронных отправлений остаются в прошлом. Они невыгодны и с финансовой точки зрения, и по временным затратам как для клиента, так и для принимающей стороны. Потому наиболее удобным для всех становится способ предварительного заказа посредством сети интернет – на сайте отеля, либо на специализированных ресурсах, объединяющих несколько гостиничных сетей.

Для технической реализации такого предварительного заказа нами разработан специальный модуль онлайн-бронирования, который встраивается на сайт в виде дополнительного сервиса.

Доступ к нему после заполнения необходимых данных получает клиент. С другой стороны его обслуживает сотрудник гостиницы, который имеет больше полномочий по обслуживанию системы. Клиент задает необходимые параметры размещения – система автоматически отвечает о возможности удовлетворения заявки, так как все данные о позициях размещения, дополнительных услугах и стоимости уже введены оператором отеля. Интерактивность модуля позволяет не только выбрать любые критерии поиска, но и сохранить конфиденциальность информации.

В перспективе – настройка связи сервиса с общедоступными базами данных, что упростит введение необходимых сведений и позволит в онлайн-режиме выставлять счета юридическим либо физическим лицам, обеспечивая моментальное оформление бухгалтерской отчетности.

Интуитивно понятный, дружелюбный интерфейс не позволит допустить ошибку при вводе данных, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Интерфейс модуля.

В разработке программного модуля использованы наиболее распространенные и совместимые с максимальным количеством браузеров технологии. HTML 4 (HyperText Markup Language – язык гипертекстовой разметки), CSS (Cascading Style Sheets – каскадные таблицы стилей), web-сервер Apache, язык JavaScript и PHP, который поддерживает ряд популярных CMS (систем управления базами данных) – MySQL, Oracle, DB2. Инфологическая модель базы данных модуля представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Инфологическая модель.

Для того, чтобы заинтересовать гостиничные сети в применении разработанного модуля, следует установить приемлемую стоимость его разработки и подключения к ресурсу. Маркетинговая работа и техническая составляющая подразумевают создание предприятия по продвижению и реализации проекта.

Для вычисления рентабельности проекта предлагается задать исходные данные следующего характера:

Общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Форма собственности – частная. В штате двое сотрудников: программист, выполняющий техническую реализацию (заработная плата 20000 рублей), и маркетолог (16000), работающий с клиентами. Срок реализации проекта – 24 месяца. Источник финансирования – кредит размером 200 тысяч рублей под 19% годовых на срок 2 года. Стоимость продукта – 18000 рублей. Как вариант, возможно предоставление сервиса в пользование заказчику с абонентской платой в размере 2000 рублей в месяц.

На основе формульного анализа данных получены следующие значения показателей экономической эффективности проекта:

Чистая приведенная прибыль = 269,46 тысяч рублей, при нормативном показателе выше нуля. Срок окупаемости проекта – 9 месяцев, при норма менее трех лет Индекс доходности 1,57 соответствует 157% наращивания инвестиций за два года, в то время, как общепринятая норма прибыли составляет 20% годовых.

На основании сравнения расчетных и нормативных данных показателей экономической эффективности проекта и анализа запаса его устойчивости можно сделать положительный вывод об экономической целесообразности проекта.

В то же время, с учетом актуальности разработанного программного модуля его внедрение рекомендовано в предприятиях гостиничного бизнеса с емкостью номерного фонда от 40 мест. Автоматизация управления положительно скажется на планировании работы гостиницы, сократит затраты на работу административного персонала, послужит развитию сбыта дополнительных услуг и обеспечит продвижение за счет укрепляющейся лояльности клиентуры.

Список литературы

1. Аврин С. «Системы комплексного обслуживания: аспект бизнес-процессов» (на примере зарубежных систем бронирования авиаперевозок). Журнал «Директор» № 34 от 02.2007.

2. Браймер Р.А. «Основы управления в индустрии гостеприимства». пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Плотникова Н. И. «Комплексная автоматизация туристского бизнеса». учеб. пособ. М.: Сов. спорт, 2001.

4. Окороков В. «Системы бронирования» Компания UTS www.astt.ru/doc/magazine/sistem_bron_1.doc.

5. Возможности автоматизированных систем бронирования и резервирования www.rozamira.com.

6. Электронные системы бронирования и резервирования туристических услуг в Internet albarossa.by.ru.

7. Компьютерная энциклопедия www.km.ru.

8. Сайт глобальной системы бронирования Amadeus http://www.amadeus.ru.

9. Сайт министерства спорта Самарской области (департамент туризма) www.mstm.samregion.ru.

10. Сайт системы бронирования Worldspan http://www.worldspan.com.

11. Сайт системы бронирования Sabre http://www.sabreairlinesolutions.ru/about/history.htm.

12. Главный гостиничный сервис постсоветского пространства www.hotels.su.

13. Ильина Е.Н. «Туроперейтинг: организация деятельности». – М., 2005.

14. Каурова А.Д. «Организация сферы туризма». СПб.: Герда, 2004.

15. Котлер Ф., Боуэн Дж. «Маркетинг. Гостеприимство. Туризм». М.: Юнити, 2005.

16. Крутик А.Б. «Внедрение систем электронного бронирования и резервирования». Эффективное развитие туристского предприятия. - 2007.

17. Семенихин В.В. «Туристическая деятельность. Особенности бухучета и налогообложения». М.: Эксмо, 2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: