Трансформация медийного ландшафта Болгарии в XXI веке

Матвиенко Валентин Викторович - кандидат филологических наук, доцент кафедры Теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассмотрен процесс изменения медиаландшафта Болгарии в период перехода от социалистического пути развития к гражданскому обществу, показаны количественные и качественные изменения в средствах массовой информации, а также присутствие иностранных СМИ в стране.

Ключевые слова: Болгария, рынок печатных изданий, телевидение и радио, медиарегулирование.

Трансформация политического режима в Болгарии (1989-1990 гг.) привела к появлению в этой стране Юго-Восточной Европы независимых и оппозиционных средств массовой информации.

Пресса. В первые годы после демократических перемен происходит настоящий бум на газетном рынке. Сотни и сотни новых газет буквально захватывали аудиторию, жаждущую плюрализма и тематического разнообразия. Большая часть новых газет – это издания разного уровня партий и организаций. Они просуществовали недолго, так как, с одной стороны, очень быстро заканчивались финансовые влияния, а с другой – все больше возникал дефицит профессиональных и высококвалифицированных журналистов и редакторов. Постепенно пресса начинает фрагментироваться и профилироваться в поисках своего адекватного облика – политического, экономического, культурного и развлекательного.

Сегодня, по данным Комиссии по защите конкуренции Болгарии, 70% рынка печатных изданий контролируется сегодня немецкой медиагруппой ВАЦ (Westdeutsche Allgemeine Zeitungsverlagsgesellschaft, WAZ-ВАЦ) [1]. Германских инвесторов не отпугнули ни политическая и экономическая нестабильность, ни низкая покупательная способность населения, ни небольшие размеры рекламного сектора в странах Юго-Восточной Европы. А со стороны бывшего социалистического лагеря страх перед вторжением зарубежных медиакомпаний оказался слабее опасений того, что инвесторы пройдут мимо стран, занимающих в ментальной географии Европы периферийное положение.

В 1992 ежедневно издавались 46 газет, в том числе 19 центральных газет, наиболее крупные из них: «24 часа», печатный орган Болгарской социалистической партии «Дума» «(Слово») (до 1990 года газета называлась «Работническо дело», была органом Коммунистической партии Болгарии и имела самый большой тираж в стране), «Демокрация» («Демократия») (отражает позицию Союза демократических сил), «Стандарт», «Монитор», «Труд», «Дневник», «Стандарт», «Сега» («Ныне»). Тиражи «Думы» и «Демокрации» сегодня не превышают 30 тыс. экземпляров (в начале 90-х годов их тиражи доходили до полумиллионной отметки). Совокупный тираж первых двух из вышеперечисленных газет, принадлежащих немецкой издательской группировке ВАЦ, превышает общий тираж всех остальных центральных изданий и составляет порядка 700 тысяч экземпляров.

В марте 2000 г. в стране, по данным Болгарского телеграфного агентства, уже насчитывалось 136 центральных и региональных газет и журналов (причем из них лишь одна газета – «Болгарская корона» – имеет официальный статус частного печатного издания).

Многие болгарские исследователи СМИ отмечают одну из основных тенденций переходного периода Болгарии в начале XXI века – это сложность разграничивать таблоиды от престижной прессы. Интерес к желтой прессе особенно был заметен в период между 2000 и 2005 гг., когда ее недельный тираж превышал миллионный показатель.

По данным статистических исследований можно уверенно судить о сверхизобилии газет и журналов. В 2006 г. в Болгарии насчитывалось 760 журналов и бюллетеней годовым тиражом в 14,3 млн экземпляров, а газет – 440 годовым тиражом 314,2 млн экземпляров [4].

Большая часть современных болгарских газет ищет и находит аттрактивные приемы для обращения к себе внимания потенциальной аудитории (это разные дополнительные экстренные бонусы типа DVD, книг, разных подарков и сувениров).

Телевидение: В начале 1970-х годов государственный телевизионный канал (Болгарское телевидение) был дополнен сетью регионального телевещания. Помимо центрального софийского телевидения, стали действовать местные телецентры в Варне, Пловдиве и Благоевграде.

С 1 июня 1992 «Болгарское телевидение» переименовывается в «Болгарское национальное телевидение» (БНТ). «Первая программа» называется «Канал 1», а с 14 сентября 2008 года называется «БНТ 1»; «Вторая программа» – «Ефир 2». В 1993 году региональные телевизионные центры (РТВЦ) БНТ начинают показывать самостоятельно отснятые телепередачи. С мая 1999 БНТ начинает передавать спутниковую программу для болгар за границей – «БНТ Сат» (ныне «БНТ Свят»). 31 мая 2000 года прекращается трансляция программы «Ефир 2», но восстанавливается 16 октября 2011 уже под названием «БНТ 2», заменив сеть региональных телеканалов. 1 сентября 2013 запускается новый детский телеканал «БНТ +».

Теле- и радиовещанием охвачено более 90% территории страны, наряду с центральным телевидением действует 4 местных телецентра (в Варне, Пловдиве, Русе и Благоевграде).

В Болгарии также существуют 2 частных эфирных телеканала «Нова телевизия» и «7 дни», несколько крупных кабельных телеканалов «Евроком TV», MM, «София Кабель», «Юнион телевижн», «М-SAT», «Скат-TВ».

Радио. Отличительной чертой СМИ Болгарии в постсоциалистический период стал так называемый феномен частных радио, появление которых вызвало огромный приток молодежной аудитории. Сегодня популярностью пользуются частные радиостанции «Дарик» и «Экспресс» (последнее – единственное из всех частных радио, программы которого транслируются на территории всей страны).

В 1998 году, с принятием Закона о радио и телевидении, было упорядочено функционирование сектора аудиовизуальных СМИ. Закон предусматривал создание органов медиарегулирования и введение процедуры лицензирования для всех участников рынка электронных СМИ.

Радио и телевизионная деятельность в Болгарии регулируется Советом электронных медиа (СЭМ). Он отвечает на национальном уровне за применение европейского законодательства в аудиовизуальной сфере. До него регулированием радио- и телевизионной деятельности занимался Национальный совет радио и телевидения (НСРТ) [3].

ИА. В стране 2 государственных информационных агентства – Болгарское телеграфное агентство (БТА) и «София-пресс» (последнее учреждено для публикации книг на иностранных языках), а также три частных информагентства – «Агенция Балкан», ЛЕФФ, «Меридиани» (последнее специализируется на издании справочной литературы).

Иностранные СМИ в Болгарии представлены 14 информагентствами (ИТАР-ТАСС (с сентября - ТАСС), РИА «Новости» (МИА «Россия сегодня»), «Ассошиэйтед пресс», «Рейтер», «Франс пресс», «Синьхуа», ТАНЮГ и др.), 18 газетами, 5 радиостанциями («Свободная Европа», Би-Би-Си, «Радио Франс Интернасиональ», «Немецкая волна», «Нидерланд верелдомреп») и 5 телерадиокомпаниями (ВГТРК, германская АРД, армянское, сирийское и кувейтское телевещание). Все перечисленные структуры имеют в Болгарии официальные представительства. Каналы спутникового и кабельного телевидения транслируют передачи немецких телекомпаний RTL, Pro 7, Sat 1, французской TV 5, итальянской Rai Uno, американской CNN, а также Euronews, Eurosport и др., российского «Первого канала», ВГТРК и НТВ.

В период подготовки к вступлению в ЕС в Болгарии (Болгария стала частью ЕС с 1 января 2007 г.) были регламентированы важнейшие функции и задачи общественных и коммерческих СМИ, основы их финансовой политики, редакционного менеджмента, что послужило естественному возникновению конкуренции на медиарынке. Болгарский медиасектор очень хорошо развит в количественном отношении, стратификация медиарынка находится на высоком уровне, здесь присутствуют иностранные инвесторы и местные игроки, таблоидные форматы и серьезная журналистика, политически конъюнктурные и независимые СМИ. Границы между различными типами СМИ постепенно стираются, возникают медиаимперии, способные предложить комплексные услуги [2].

Список литературы

1. Калинкин В.А. Германский медиакапитал на рынке СМИ Республики Болгарии//Межиаскоп. Электронный научный журнал. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/old/node/131 (дата обращения: 12.09.14).

2. Георгиева Е.С. Трансформация медиа Болгарии в условиях европейской интеграции. Дисс. на соискание уч. степени канд. полит. наук. – Спб., 2011. – 195 с.

3. Стойков Л. Система регулирования и саморегулирования СМИ в Болгарии//Научно-культурологический журнал Relga – №1 [181] 10.01.2009. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2299 (дата обращения: 10.11.14).

4. Цит. по: Стойков Л. Состояние и тенденции развития печатных СМИ Болгарии// Научно-культурологический журнал Relga – №2 [182] 01.02.2009. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2313 (дата обращения: 10.11.14).

Интересная статья? Поделись ей с другими: