Формирование стиля рококо в XVIII веке и его влияние на дизайн мебели

Цыганкова Анастасия Васильевна – аспирант Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. (СПбГУП, г.Санкт-Петербург)

Аннотация: В статье говориться о стиле рококо XVIII века, сформировавшегося во Франции. Раскрывается тема формообразования мебели эпохи рококо и ее влияние на развитие дизайна в XXI веке. Новые типы и формы мебели, появившиеся в эпоху рококо, приобрели необычайную популярность. Автор акцентирует внимание на том, что мебель в стиле рококо оказала огромное влияние на организацию и художественное оформление интерьера в целом и послужила отправной точкой восприятия внутреннего пространства как важного аспекта жизнедеятельности и творчества.

Ключевые слова: Стиль рококо, дизайн мебели, итальянский дизайн, типы мебели, стиль регенства.

Стиль рококо является одним из основных стилей западно-европейского искусства. Он оказал влияние на все виды декоративно-прикладного искусства, в том числе и на мебель. Под его воздействием сформировалось новое понимание интерьера, до этого не существовавшее как таковое. Изменения, произошедшие в формах и декоре мебели рококо более трехсот лет назад, оказывают непосредственное влияние на ее дизайн сегодня. Несмотря на значительную удаленность от современности, стиль эпохи рококо неожиданным образом неоднократно возвращался в моду, и в итоге получил новую жизнь в XXI веке, преобразовавшись в стиль нового рококо. Кроме того, необычайную популярность в наши дни обретают предметы мебели, которые являются полными репликами исторического рококо, с детальным копированием технологий производства и форм XVIII века. Для того, чтобы понять тенденции XXI века, необходимо рассмотреть появление стиля исторического рококо в XVIII веке.

Рококо является наиболее широко распространенным в европейском искусстве стилем после готики. В течение первых десятилетий XVIII столетия, творческое кипение стиля Барокко начало затухать. Формы мебели становятся более тяжелыми, поскольку попытки достигнуть большего блеска превратились в навязчивую демонстрацию величественности. Когда Король Солнце умер в 1715 году, его двор, казалось, отказался от атмосферы грандиозной серьезности, которая наложила отпечаток на все виды искусства. В более либеральном климате периода Регентства (1715-1728) искусство и наука стали предметами бурного обсуждения, поиска нового языка и идей. Стиль прикладного искусства первой четверти XVIII века является переходным этапом к искусству стиля рококо. Во Франции его принято называть стилем регенства, что весьма условно не только по существу, но и хронологически, так как смена стиля намечается уже около 1700 года, а Филип Орлеанский становится регентом при малолетнем короле Людовике XV лишь в 1715 году. Мебель стиля регенства сохраняет черты французского барокко как в композиции, так и в орнаментике изделий, но по форме и декоративному решению значительно проще. Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими арабесками. В орнаменте главенствует симметрия ,но размещение букетов ,завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление легкости [3,c.62].

Чисто французские истоки рококо восходят, по-видимому, к творчеству художников-декораторов. Мы имеем в виду в первую очередь Клода III Одрана, соперничавшего в славе с Жаном Береном, затем Пьера Лепотра [1,c.365]. Выдающийся гравёр и декоратор Жан Берен Старший (1637-1711) создал оригинальный стиль орнаментальной гравюры. Он оформил для Людовика XIV более ста театральных представлений. В его композициях фантастически сплетаются гротески, арки, водяные струи, фигуры актеров комедии дель арте, маски, химеры, птицы, музыкальные инструменты. Подобные извилистые линии стали использоваться Пьером Лепотром (1660-1744), также известным гравёром и декоратором. Он работал с архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром (1646-1708) при завершении ансамбля Версаля возведением дворцов Трианон и Марли. Лепотр отказался от следования архитектурным формам, смягчил крайности стиля Людовика XIV и явился создателем стиля регенства, предварявшее зрелое рококо. Роль криволинейных форм, существовавших уже в искусстве барокко, теперь усиливается, плавные и грациозные линии становятся более динамичными и свободными. Наряду с Лепотром создателем стиля рококо является выходец из Голландии, архитектор и декоратор Жиль-Мари Оппенор, который занял должность главного архитектора Регента. Оппенор издает альбом рисунков и гравюр для распространения своих художественных принципов. Созданный им в 1714 году лепной декор панелей отеля Помпон на площади Виктуар уже включает С-образные завитки в верхней части и S-образные изгибы внизу [1,c.365].

Его проекты гравировал Габриэль Юкве (1695-1772) и издавал их в виде альбомов. Жюст-Орель Мейссонье (1695-1750), еще один из творцов рококо, прославился рисунками отделки интерьеров, предметов мебели; изделий из серебра, в которых довел формы рокайля до изощренной вычурности и ассиметрии [4,c.46]. Среди других орнаменталистов отметим рола Антуана Ватто, ученика Одрана. Напомним, что он начинал как художник-декоратор; сохранились гравюры Буше, сделанные по эскизам Ватто.

Примерно к 1730 году расцветает красочный стиль, главными создателями которого были скульптор и архитектор Н. Пино и ювелир Ж.-О. Мейсонье. Характерной чертой этого стиля является асимметричность.

В 1736 году резчик и ювелир Жан-Мондом младший опубликовал «Первую книгу форм рокайль и картель». В этом названии впервые появляется термин «рокайль» [1,c.365]. Примерно ко второй четверти XVIII процесс, ведущий к интимизации и изнеженности во французском придворном искусстве, находит свое полное завершение в стиле, именуемом во Франции стилем рококо (франц. Rocaile – отделка кусками камня и раковинами) . Рококо отрицает монументальность и неподвижность, стремится создать иллюзию движения. Это, по самой своей сущности, стиль декоративный, где декор противоречит форме и скрывает конструкцию. Важнейшим его приемом является отказ от симметрии в орнаментике.

Мотив раковины употреблялся еще в XVI веке. В конце XVII века форма раковины становится более прихотливой, на поверхности ее появляются своеобразные отверстия. Искусство рококо изображает эту раковину то в разрезе, то окончательно дробит и разлагает форму, превращая ее в фантастический, извивающийся узор, разорванный на асимметрично разбегающиеся отростки, из которых неожиданно вырастают совершенно реалистически трактованные ветви цветов и растений или столь же реально переданное птичье крыло. Орнамент образует кудрявые завитки, которые льются сплошным потоком, взбегают на рамы огромных, обычно составленных зеркал, обвиваются вокруг кресел, диванов, комодов и часто совершенно скрывают их основные конструктивные линии, противореча им [2,c.67].

Широкое распространение стиля рококо отчасти объясняется ведущей ролью Франции и принятием французского языка в качестве международного. Стиль переходной эпохи регенства и особенно правления Людовика XV, отмечен поисками новых самобытных форм. Величественность Версаля стала казаться утомительной, наметилась тенденция к более интимному и комфортабельному интерьеру. С этой точки зрения весьма показательно название «комод» ( по франц. Commode –удобный), данное распространенному виду мебели [1,c.366].

Середина XVIII века ( 1723-1774) связана с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические круги-обладатели значительных богатств-стремятся к роскошной жизни, комфорту. Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства. Не только двор и столичная знать, но и буржуазия с восторгом приветствуют новый стиль.

Архитекторы в декоративном убранстве интерьеров стремятся достигнуть полного стилевого единства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей. Применяют самые дорогие породы дерева, а также мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства [3,c.64].

В аристократических дворцах, огромные по размеру, но строгие по отделке комнаты только иногда открывались для приемов. Обыденная жизнь проходила в более скромной обстановке. Семьи жили в маленьких, скудно обставленных комнатах, используя подвалы и бельэтажи. В течение XVIII столетия, эти маленькие жилища были отреставрированы и улучшены, превратившись в комфортные и изящные квартиры, включая и помещения для гостей.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными и изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. В интерьерах значительную роль начинает играть мебель; ее размещают группами для создания большего комфорта. Центр композиции интерьера- невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом [3,c.63]. Над камином- большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Зеркал в интерьере, особенно в салонах и будуарах, становится больше. Зеркала, развешанные на стенах и расставленные на разнообразных столиках, усложняли пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных кругах стремлению к театрализации жизни, превращению ее в своеобразную игру. В интерьерах стиля рококо отсутствует монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Колористические решения также призваны создать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространены сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовыми позолота.

Исчезают античные мотивы, господствовавшие со времен Возрождения. Формы, продиктованные архитектурой, сменяются другими, выдающими тягу к комфорту, втесняя прежнее стремление к холодной и помпезной величественности. Обширные парадные залы уступают место небольшим и более уютным комнатам, подобно тому как парики XVII века сменяются более простыми и скромными. Мебель изменяется в том же направлении, а ее виды становятся все многообразнее. Посетители салонов уже не стоят, как придворные Людовика XIV, а располагаются не только сидя, но и полулежа на диванах и кушетках [1,c.388].

В художественной обработке дерева, как и в других видах прикладного искусства, эпоха рококо оказала наиболее плодотворной после готики. Чернодеревщики XVIII века разработали и создали множество видов разнообразной мебели, отличающейся как красотой, так и прочностью. Ни одна эпоха не давала такого непрерывного потока шедевров [1,c.367]. Типология предметов мебели значительно расширилась, появилось множество новых разнообразных по форме и типу предметов. Оживленная общественная жизнь того времени требовала большого числа разнообразной мебели для сидения, это кресла –бержер, несколько вариантов шезлонгов, приставные оттоманки, банкетки, канапе и другие. Что касается столов, то они также существовали во многих формах: обеденные столы, приставные столики для кофе, игральные столы, а также разнообразные ночные столики. Мебель для хранения была представленная в основном комодами и бюро различного размера.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно. Меняется не только типология мебели, но и ее художественное оформление. Изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнуты, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, часто вводятся живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур, букетов, завитков больше свободы [3,c.65].

Таким образом, появившийся в конце XVII – начале XVIII веков во Франции изысканный стиль рококо объединил европейское искусство в XVIII веке. Характерной чертой нового стиля становятся асимметричность линий и форм. Интерьеры и соответственно мебель их оформляющая видоизменяются, обретая легкость, изящность, изысканность отделки. Франция занимает лидирующее положение в декоративно-прикладном искусстве, в оформлении интерьеров, в культурном процессе в целом.

Новые типы и формы мебели, сформировавшиеся под воздействием рококо, приобрели необычайную популярность. Мебель в стиле рококо оказала огромное влияние на организацию и художественное оформление интерьера в целом и послужила отправной точкой восприятия внутреннего пространства как важного аспекта жизнедеятельности и творчества. Необходимо помнить, что именно мебель оформляет ,организует быт, отражает духовную и материальную культуру класса, народа и эпохи в целом. Она обусловлена развитием архитектуры, скульптуры и живописи своего времени и вместе с тем органически связана с утилитарной функцией того или иного вида мебели и мебельных ансамблей, с материалами, техникой их обработки и организацией процесса мебельного производства. Мебель как произведение искусства не мыслиться независимо от других видов прикладного искусства. Рокайльные формы мебели прочно вошли в историю моды, и неоднократно послужи в дальнейшем в качестве основы для формирования новых стилей.

Список литературы

1. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Москва: «Искусство», 1982.-365 с.

2. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков. Ленинград : Издательство «Советский художник», 1967.- 164 с.

3. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины.-Москва: «Высшая школа», 1993. -176 с.

4. Boidi Sassone Adriana, Cozzi Elizabetta. Furniture from rococo to art deco. Taschen , 2000. - 815 р.

Интересная статья? Поделись ей с другими: