Формирование профессиональных компетенций учителя физики средствами информационно-коммуникационных технологий и некоторые начальные экспериментальные результаты

Нгуен Ле тханг - аспирант Тамбовского государственного технического университета. (ТГТУ, г.Тамбов)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания в школе развивающей среды – среды развития мотивации и формирования ИКТ компетентности учителя физики.

Ключевые слова: ИКТ, физика, предметно-методические условия, Вьетнам, экспериментальные результаты, учитель физики.

Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения Государственной программы развития образования во Вьетнаме. Президентские инициативы, стратегия построения информационного общества во  Вьетнаме  формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ-компетентности педагогов.

Под  ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ-технологий общего назначения.

Однако диагностика состояния информатизации в ОУ показывает, что уровень применения средств ИКТ в образовательном процессе школы по-прежнему невысок. Это связывается с неготовностью педагогов к непрерывному развитию своей профессиональной компетентности. Политический заказ на непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов отражается в необходимости создания управляемых условий развития их ИКТ-компетентности, то есть применения теории сопровождения к практике непрерывного образования педагогов.

Анализ современного состояния проблемы развития ИКТ-компетентности учителей физики позволяет выявить объективно существующие противоречия в системе непрерывного образования педагогов:
- в учебно-методической деятельности - между потребностью в непрерывном развитии ИКТ-компетентности педагогов и отсутствием на уровне ОУ эффективной модели непрерывного образования педагога;
- в научно-методической деятельности - между применением традиционных методов формирования ИКТ-компетентности и необходимостью создания условий для её развития;
- в инновационной деятельности - между динамично развивающейся информационно-образовательной средой ОУ и неготовностью педагогов к организации в ней новых видов педагогической деятельности.

Для перевода учителя физики на более высокий уровень развития ИКТ-компетентности необходимо спроектировать и внедрить в практику работы школы систему работы по развитию ИКТ-компетентности учителя, включая условия:
1. Создание особой развивающей среды – среды развития мотивации и формирования ИКТ - компетентности
2. Формирование ИКТ - компетентности будет принято учителями физики
3. Логика поэтапного формирования ИКТ- компетентности будет предполагать непрерывное возрастание личностной активности, наращивание опыта рефлексии, коммуникации и творческой деятельности учителя физики  при организации им самообразования и в сетевой среде;
4.    Будут определены критерии и уровни сформированности ИКТ - компетентности учителя физики, разработана схема использования соответствующего диагностического инструментария.

В рассмотрении проблемы формирования компетентности необходимо выделить в качестве основы несколько аспектов: методологический, психологический, педагогический и методический, что позволит представить решение проблем, связанных с компетентностным подходом в образовании научно обоснованным.

Содержательный компонент-методической системы формирования информационно-коммуникативной компетентности учителей физики  предполагает реконструкцию стандартного содержания методической работы  с включением в него межпредметных знаний о возможностях использования компьютерных сетей в профессиональной деятельности; гуманитарных проблем информатизации; нестандартных задач информационно-коммуникативной деятельности физики, требующих умения исследовательского поиска информации, ведения диалога, информационно-профессионального сотрудничества и прогнозирования социальных последствий профессиональных решений.

Опираясь на свой опыт, мы определили  необходимые и достаточные условия эффективного освоения ИКТ в школе:
1. Предметно-методические условия. Считаем, что эффективность использования средств и методов ИКТ среди учителей- физики возможна. Для этого рассматриваются  практические подходы использования возможностей ИКТ к освоению физики, основанные на опыте работы  учителей- физики  как в школе  так и в других школах города, причем выделяются те виды деятельности, в которых обучающиеся смогут достичь наилучшего результата.
2. Наличие и эффективность использования педагогических программных средств. В школе должна быть  разработана концепция использования  электронных средств обучения и критерии их отбора. Создана  медиатека программных средств с рекомендациями по ее использованию. Должна вестись  систематическая работа по отслеживанию новых электронных средств обучения.
3. Поддержка информационной среды деятельности. В связи с этим предлагается организация работы предметного или школьного сетевого сообщества учителей, использующих ИКТ.
4. Основная цель методической службы: формирование сетевых профессиональных сообществ учителей физики, методическая поддержка и профессиональный рост педагогов за счет широкого использования средств Интернет
5. Материальное и моральное стимулирование. С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные  стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения.

Результаты экспериментальная: При определении путей повышения ИКТ-компетентности  были проанализированы результаты оценки уровня информатизации школы,  уровень ИКТ-активности педагогов, опрос учителей о том, каким формам повышения уровня ИКТ-компетентности они отдают предпочтение. Анализ ситуации показал: по результатам анкетирования базовой ИКТ компетенцией в нашей школе владеют 12 человек (58%), расширенной ИКТ компетенцией -  7 человек (19%), профессиональной ИКТ компетенцией - 5 (10%).

Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе.

Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается  ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей..Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей школы видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме.

Результаты анкеты, проводившейся в школе анонимно: Каковы результаты формирования информационной компетентности учителей?

Уверенно и регулярно используют ИКТ – 25% педагогов.

Могут сделать поурочное планирование с  использованием ИКТ –  70% .

Подготовить урок с использованием  ИКТ  учениками –  550%.

Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 70%.

Найти учебные материалы – 80%.

Используют  ИКТ для мониторинга развития ученика – 70%.

Используют  ИКТ для объяснения на уроке – 70%.

Список литературы

1. Булин-Соколова Е.И., Семенов А.Л., Уваров А. Ю. Школа ин-форматизации: путь к обновлению // Информатика и образование. 2009. №11
2. В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова: Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации. Москва2010
3. Забавникова Т. Ю, Нгуен Ле Тханг: Методы формирования квалификационных навыков преподавателя физики с помощью информационно-коммуникационных технологий// материалы Международной научно- практической конференции, 06 – 08 декабря, Москва, 2012г
4. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учеб-но-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с
5. Лe Конг Чием. Использование компьютеров в обучении физике. Образование, 2005
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: