Общение ребенка с ушедшим из семьи отцом как фактор  его эмоционального самочувствия в условиях разведенной однодетной семьи

Савкова Татьяна Вячеславовна – магистр кафедры дошкольного образования Череповецкого государственного университета, социальный педагог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №127». (г.Череповец Вологодская область)

Иванова Наталия Витальевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольного образования Череповецкого государственного университета. (г.Череповец Вологодская область)

Аннотация: Данная статья раскрывает особенности эмоционального самочувствия ребенка после развода родителей, а также в ней представлена коррекционная программа, направленная на оптимизацию взаимоотношений ребенка с ушедшим из семьи отцом. Программа содержит в себе: серию сказок, которой могут воспользоваться в своей работе с детьми, как специалист – психолог, так и мамы, бабушки, дедушки в контексте домашнего чтения и серию практических материалов для педагога- психолога, которую он может использовать в работе с родителями, пережившими ситуацию развода.
Реализация предлагаемой программы позволит создать условия для благоприятного эмоционального самочувствия ребенка в ситуации  развода родителей.

Ключевые слова: Развод, эмоциональное самочувствие ребенка, взаимоотношения ребенка с ушедшим из семьи отцом, сказкотерапия.

На сегодняшний день развод является обычным явлением, но, несмотря на это, он по-прежнему является тяжелым испытанием для любой семьи. Зачастую взрослые, занятые взаимными упреками и претензиями, забывают о том, что ребенок (дети) в этой ситуации является самой пострадавшей стороной.

Ряд исследователей (Антонава С. В., Куличковская  Е. В., Степанова О. В., Целуйко В. М.), на работы которых мы опирались, отмечают, что развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации [2] .

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания могут продолжаться многие годы [1].

Все это говорит об актуальности изучения влияния общения ребенка с ушедшим из семьи родителем на его эмоциональное самочувствие  и коррекции этих взаимоотношений.

Эксперимент проводился нами на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №116» г. Череповца, в котором участвовали 16 детей шести лет из разведенных однодетных семей.

Методы исследования: методика «Почта» с целью выявление уверенности/неуверенности ребенка в родительской любви; методика «Рисунок семьи» с целью выявление особенностей внутрисемейных отношений; нами  также было разработано интервью с ребенком с целью изучения образа отца глазами ребенка.

На основе данных, полученных в ходе проведения  методики «Почта», мы отмечаем, что 76% детей не хватает общения с отцом, 57% детей испытывают неуверенность в родительской любви (в частности отцовской), что, в свою очередь, сказывается на отношениях ребенка с другими членами семьи и его эмоциональном самочувствии.

Исходя из анализа рисунков семьи, мы можем обозначить то, что у детей, в целом, имеются эмоциональные проблемы в отношениях с отцом (63%). Ребенок в большей степени идентифицирует себя с матерью (83%), которая на данный момент является наиболее эмоционально близким и значимым для него человеком, чем отец.

Проведённые с дошкольниками  интервью с целью выявления образа отца, показали, что дети неоднозначно относятся к отцу, скучают и ждут встреч с ним.

На основе результатов, полученных в ходе исследования, нами была разработана коррекционная программа, направленная на оптимизацию отношений ребенка с ушедшим из семьи родителем (отцом).

Задачи:
1. Оптимизация взаимоотношений ребенка с ушедшим из семьи родителем (отцом).
2. Устранение негативных переживаний, испытываемых ребенком по отношению к ушедшему из семьи отцу.

Предлагаемая нами программа включает в себя:
1. серию сказок, которой могут воспользоваться в своей работе с детьми, как специалист – психолог, так и мамы, дедушки и бабушки в контексте домашнего чтения.
2. серию практических материалов для педагога – психолога, которую он может использовать в работе с родителями, пережившими ситуацию развода.

В конце каждой сказки представлены комментарии для специалиста (педагога – психолога) по работе с той или иной сказкой, а также вопросы, задаваемые ребенку после прочтения. Вопросы по сказке могут использовать и родители в беседе с ребенком.

Благодаря сказкам, подобранным нами, предполагается осознание мамой значимости общения с ушедшим из семьи супругом (отцом). Также сказки помогают ребенку осознать, что мама и папа любят его, как и прежде, и показывают ребенку различные способы выражения его эмоциональных переживаний.

Мы считаем, что сказка помогает обсудить негативные эмоции ребенка, связанные с ситуацией развода в семье. При этом лучше сосредоточиться на внутреннем отношении к происходящему, чем на призыве к каким-то житейским поступкам. Если в других случаях может быть полезно после прочтения сказки поговорить о реальных переживаниях, то здесь нужны максимальная осторожность и деликатность. Достаточно того, что произошло опосредованное отреагирование и обсуждение эмоций, а о собственных проблемах рекомендуется поговорить с ребенком тогда, когда это нужно будет ему самому.

При отборе сказок  мы руководствовались тем, чтобы они максимально способствовали оптимизации взаимоотношений ребенка с ушедшим из семьи отцом.

Например, в сказке «Маленькая Веселая Рыбка» представлены способы реагирования Рыбки на деление Реки на два Ручья, которыми может воспользоваться  дошкольник в реальной ситуации развода, а также предлагается модель поведения ребенка по отношению к ушедшему из семьи отцу.

Феномен сказки в том, что даже без обсуждения она делает свое «сказочное» дело. Она запускает механизм самоисцеления — и у детей, и у взрослых. Не всегда он срабатывает сразу же, но вся вложенная в сказку информация несет позитив и работает на гармонизацию личности, как взрослого, так и ребенка.

В рамках серии практических материалов для педагога – психолога, которую он может использовать в работе с родителями, пережившими ситуацию развода, мы предлагаем:
- Мини – лекцию для родителей «Развиваем навыки общения»: донести до сознания родителей необходимость доверительного общения с ребенком;
- Задание для заинтересованных родителей «К чему приводят родительские установки, и что этому противопоставить»: помочь родителям выявить и исключить негативные установки по отношению к собственному ребенку для нормализации взаимоотношений друг с другом.
- Памятка для разведенных родителей «Обращение ребенка к родителям»: способствовать тому, чтобы родители в условиях развода увидели эмоциональные переживания, которые испытывает  их ребенок.

На наш взгляд, реализация данной программы позволить оптимизировать взаимоотношения ребенка с ушедшим из семьи родителем и создать условия для благоприятного эмоционального самочувствия  ребенка в условиях разведенной однодетной семьи.

Список литературы:

1. Антонава С. В. Как сохранить ребенка при разводе. Между двух огней. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008.
2. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Это горькое слово «развод». Психологическая работа с детьми, пережившими развод родителей. М.: Генезис, 2010.

Интересная статья? Поделись ей с другими: