УДК 614.842
Опорный пункт в тушении крупных пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.
Кулемин Василий Олегович – студент Уфимского университета науки и технологий.
Аннотация: В статье описываются аспекты деятельности Федеральной противопожарной службы при тушении крупных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций с опорными пунктами. В ней обсуждаются создание, обязанности и оперативные процедуры.
Ключевые слова: пожарная безопасность, опорные пункты, крупные пожары.
Опорными пунктами Федеральной противопожарной службы при ликвидации крупного горения и проведении аварийно-спасательных операций (ОПТКП) являются специализированные объекты, в которых размещено оборудование, инструменты и материалы для пожаротушения и спасательных операций. В случаях пожаров высокой интенсивности, превышающих имеющиеся ресурсы, начальник пожарной охраны может разрешить использование оборудования с этих объектов.
Опорные пункты (рис.1) устанавливаются начальником главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по каждому региону (ГУ МЧС России) с использованием ресурсов пожарно-спасательных подразделений ФПС. Их цель - усилить пожаротушение и спасательные операции за счет привлечения дополнительных ресурсов, включая создание сводных мобильных отрядов (СМО).
Рисунок 1. Опорный пункт тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Начальник ГУ МЧС по всей стране занимается обеспечением:
- оснащения пунктов с учетом региональных рисков
- планирования готовности пунктов;
- создания СМО;
- координации персонала ФПС и обеспечение своевременной готовности оборудования ОПТКП при создании СМО.
Ответственность должностных лиц Министерства по чрезвычайным ситуациям и ФПС за организацию и надзор за операциями ОПТКП является частью их функциональных обязанностей.
При формировании нескольких ОПТКП в российских регионе последовательно нумеруются и распределяются по охватам обслуживания, затрагивающие весь регион.
Данные пункты формируются на базе пожарно-спасательных подразделений ФПС по распоряжению руководителя соответствующего государственного департамента Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
В приказе о формировании пунктов пишется:
- назначение, местоположение и полномочия;
- зона охвата;
- дополнительная важная информация.
К приказу на формирование ОПТКП прилагаются:
- план готовности;
- план формирования;
- другие необходимые приложения.
Подробная информация о формировании данных пунктов и зоне его охвата изложена в Плане развертывания ресурсов противопожарной защиты для проведения противопожарных и аварийно-спасательных операций на территории региона Российской Федерации, включая графики посещений подразделений пожарной охраны.
Руководитель пожарно-спасательного подразделения ФПС, где базируется ОПТКП, отвечает за:
- делегирование задач по обеспечению готовности должностным лицам подразделения;
- ведение учета имущества;
- обслуживание оборудования;
- обучение персонала ФПС использованию оборудования ОПТКП;
- установление процедур уведомления о пожаротушении;
- обновление правил деятельности;
- реализация мер по обеспечению готовности оптического оборудования.
Процесс подготовки ОПТКП (без создания СМО) описан в плане приведения в готовность ОПТКП.
План включает следующие сценарии:
- Во время "повседневной деятельности" пожарно-спасательное подразделение и ОПТКП, на базе которой оно собран, работают на своей дислокации в обычном режиме.
- В режиме "Повышенной готовности" подразделение мобилизуется в ответ на чрезвычайные ситуации или директивы Министерства по чрезвычайным ситуациям России или руководителя подразделения.
Пожарно-спасательное формирование, в котором размещен ОПТКП, переходит в «Чрезвычайная ситуация» по указанию Министерства по чрезвычайным ситуациям России или руководителя местного СМО во время региональных чрезвычайных ситуаций.
Оборудование и имущество ОПТКП должны быть готовы к пожаротушению и спасательным операциям в течение 6 часов с момента принятия решения о создании СМО.
Во время значительного возгорания или нужды экстренного спасения вблизи пожарно-спасательного подразделения, в котором размещен ОПТКП, и без необходимости СМО оборудование ОПТКП может быть развернуто для работы по решению начальника подразделения.
О решении, которое принято, оперативно сообщается в ЦУКС ГУ МЧС России и головной пункт пожарной связи отряда ФПС (ЕДДС муниципального образования).
Пожарно-спасательное подразделение, в котором размещен ОПТКП, может перейти в режим "Повышенной готовности" или "Чрезвычайной ситуации" во время оперативных проверок.
Таким образом, данные пункты необходимы для того чтобы повысить уровень эффективности борьбы с огнём местных гарнизонов, посредством наращивания сил и средств в случае крупных пожаров.
Список литературы
- Аксенов С.Г., Гайзетдинова А.М. Анализ и оценка обеспечения пожарной безопасности на предприятиях пищевой промышленности на примере предприятий по изготовлению сиропа // Экономика строительства. -2023, № 6. - С. 30-33.
- Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, - С. 124-127.
- Опорный пункт тушения крупных пожаров и проведения АСР [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/opornyiy-punkt-tusheniya-krupnyih-pozharov-i-provedeniya-asr/ (Дата обращения 23.03.2024).
- Опорный пункт пожаротушения [Электронный ресурс] URL: https://справка01.рф/encyclopedia/o/opornyj-punkt-pozharotusheniya/ (Дата обращения 23.03.2024).
- Организация деятельности опорных пунктов тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/39cJPT (Дата обращения 23.03.2024).