УДК 316.77
Система ценностей государственных гражданских служащих и их роль в профессиональной деятельности
Бороева Бальжима Баторовна – магистрант Забайкальского государственного университета
Научный руководитель Матафонова Юлия Анатольевна – кандидат политических наук, доцент кафедры Государственного, муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета
Аннотация: В статье производится анализ системы ценностей государственных гражданских служащих. Описана роль нравственности и ценностных ориентаций в служебной деятельности. Выделена важность соблюдения этики и морали гражданских служащих в качестве основы становления правового и социального государства. По результатам исследования дано обоснование выбранной темы, сделан вывод о том, что изучение смысла работы государственных служащих составляет основу формирования структуры общественного уклада. Произведен обзор научно-практической литературы, даны авторские выводы.
Ключевые слова: государственный служащий, ценность, этика, общество, культура, профессионализм.
Основной идеей работы гражданских служащих (далее ГС) является выполнение задач обеспечения устойчивого развития государства. Главным принципом является патриотичное отношение к собственной деятельности. Поэтому при получении профессиональных навыков и последующем прохождении отбора, ГС необходимо проявить себя в качестве специалистов в деле осуществления прямых обязанностей. Составную часть личности ГС определяет следование нравственным ценностям (далее НЦ) и этическим нормам (далее ЭН). Они являются источником зрелости, адаптивности, коммуникативности ГС и обеспечивают эффективность выполнения поручений [3, c. 36].
Понятие «НЦ» в научной литературе означает важность определенного объекта, которую придает ему общество, в случае если его параметры соответствуют жизненному направлению, целям и мотивам принятия решений (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель создания системы НС [5].
Основными проявлениями компетентности ГС, которые показывают поведенческие черты, являются культура и внимание к определенным аспектам существования социума, а именно:
- К проблемным ситуациям, касающимся конкретного человека.
- К сохранению объективности в коммуникации.
- К поддержанию справедливости в любых убеждениях.
- К осознанию долга перед Отчизной.
- К проявлению уважения к правам и НЦ других членов общества.
- К готовности обновления полученных знаний [4, c. 137].
В настоящий период времени в деле ГС постоянно повышается уровень требований к пониманию НЦ и ЭН, а также формированию новых устоев. Необходимость в реорганизации государственного аппарата проявляется в следующем:
- Авторитет властных структур имеет прямую зависимость от порядочности, неподкупности, совестливости ГС при представлении интересов страны.
- При серьезных проступках со стороны ГС подается плохой пример для всего социума, так как нарушение этики ведет к его дестабилизации.
- Специфика работы ГС представляет собой транслирование воли страны, поэтому любой из них находится в центре пристального внимания со стороны общественности.
Следовательно постоянная связь ГС с населением диктует новые установки для модернизации НЦ и ЭН. В системе образования ГС делается упор на воспитание качеств, которые станут залогом успешного будущего. Они основаны на полной неподкупности и порядочности [1].
Тем не менее, несмотря на попытки постоянной трансформации системы нормативных предписаний и запретов для ГС, наблюдается снижение уровня заинтересованности молодого поколения в выборе данной профессии. Происходит искажение смысла специализации, меняются НЦ, что связано с выгоранием сотрудников и ростом текучести кадров. Поэтому данный факт снижает результативность выполнения долга и восполнения гражданского духа [2].
На наш взгляд, этиология возникновения данных трудностей у ГС связана с отсутствием понимания и внутренними противоречиями в отношении принятия НЦ и ЭН. Потому что не каждый человек способен к труду в условиях неготовности к принятию важности показа положительного примера другим людям. Для того чтобы построить новую структуру управления ГС и переступить через архаичные стереотипы их деятельности необходимо обучать сотрудников возможностям простоты и адекватности коммуницирования с членами социума. Так как приоритет существования любой державы строится именно на принятии интересов «простого» человека. Поэтому наиболее актуальным вектором развития данной категории кадров является постановка мотива – в качестве движущей силы поведения ГС. В любом деле, мотивация помогает психологически настроиться на овладение НЦ выбранной профессии.
Таким образом, для поддержания высокой приверженности НЦ и ЭН в работе ГС необходимо побуждать их к принятию значимости социальности всей сферы управления страной. Мотивационный ресурс должен способствовать формированию этических ориентаций и патриотизма ГС в соответствии с потребностями социализма и благосостояния народа.
Федеральные органы власти обязаны постоянно вносить коррективы в современные положения о получении образования и дальнейшей деятельности ГС, что поможет сохранить их приверженность к выбору жизненного пути.
Список литературы
- Ахметшин, Д. Р. Современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих / Д. Р. Ахметшин, Ф. В. Даминдарова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 11 (406). С. 87-92. – URL: https://moluch.ru/archive/406/89542/ (дата обращения: 15.11.2023).
- Бойко, Е. А. Ценности государственной службы и гражданских служащих: перспективы для России / Е. А. Бойко, В. Н. Меньшова // Власть. 2015. № 4. С. 116-123.
- Лихачева, Е. А. Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих / Е. А. Лихачева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. 4. С. 35-39.
- Фролов, О. В. Ценности профессиональной деятельности государственных служащих / О. В. Фролов // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 134-143.
- Концепция общественной ценности // [Электронный ресурс] URL: https://econ.wikireading.ru/hgTyVYaQvI (дата обращения: 29.11.2023).