УДК 339.54.012

Особенности состава фактического основания административной ответственности гражданских служащих

Жалонкина Ирина Юрьевна – магистрант юридического института Томского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются нормы КоАП РФ, что позволяет заключить, что административной ответственности подлежат только должностные лица государственных органов. В то же время не все гражданские служащие являются должностными лицами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с данным Кодексом.

Таким образом, административная ответственность государственных служащих в России является важным элементом поддержания законности и порядка в обществе. Подчиняясь установленным нормам и правилам, государственные служащие не только выполняют свои обязанности перед государством, но и служат примером для других граждан.

Учитывая, что до настоящего момента остается нерешенным вопрос о толковании и характеристиках понятия "должностное лицо в государственной гражданской службе" предлагается синхронизировать действующее административное законодательство по данному направлению.

Ключевые слова: административная ответственность, государственные гражданские служащие, Кодекс, статус должностных лиц, служебное положение.

В современном обществе административная ответственность (далее – АО) считается неотъемлемой частью правовой системы. Государственные служащие (далее – госслужащие), будучи представителями власти, также подпадают под действие КоАП, а помимо этого наравне с другими категориями граждан России несут АО согласно общим правилам, установленным указанными и другими нормативными актами.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ термин административное правонарушение (далее – АП) понимается как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП установлена соответствующая АО.

В качестве фактического основания наступления АО выступает нарушение таких правовых норм, которые охраняются административными санкциями. Если говорить точнее, совершением лицом определённого АП со всеми элементами его состава.

В чем же заключается суть АО? Под АО понимается определенный вид юридической ответственности, который определяет перечень обязанностей субъекта претерпевать соответствующие государственно-властные лишения за совершение им АП.

Следует особо подчеркнуть, что АО представляет собой такую систему мер, которая применяется государством в отношении тех лиц, которые совершили различные АП. Суть ее заключается в наказании за нарушение установленных и закрепленных на уровне государства правил и порядков. При этом, по мнению Д. М. Овсянко, АО - это применение определенных мер административного наказания судьями, уполномоченными органами и должностными лицами, в отношении физических и юридических лиц при совершении ими АП [5].

Разделяя точку зрения Ю. М. Буравлева под АО в сфере государственной гражданской службы понимается применение в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства, мер государственного принуждения за АП, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственными гражданскими служащими (далее – ГГС) возложенных на них обязанностей [3].

Следовательно, совершение АП при неисполнении или же ненадлежащем исполнении ГГС возложенных на них обязанностей является основным условием их привлечения к АО.

Помимо вышеуказанного, следует особо подчеркнуть, что в современном законодательстве отсутствуют какие-либо четкие положения, которые предусматривали бы АО в отношении ГГС за совершение ими того или иного АП. Функцию правового регулирования АО в отношении ГГС выполняет КоАП РФ [1] и законодательство субъектов РФ [2] в отношении лиц, состоящих на региональной гражданской службе.

Сущность и признаки АО определяются тем, что, она выступает в качестве одного из существующих видов юридической ответственности, а помимо этого она выступает как часть административного принуждения. Всестороннее изучение действующего законодательства в области АО показывает, что к соответствующей ответственности за АП подлежат только те лица, которые занимают должностные позиции в государственных органах. Отсюда может возникнуть неправильное предположение, что гражданские служащие без статуса должностных лиц не могут привлекаться к АО согласно нормам КоАП РФ. Однако законодательство предусматривает возможность привлечения всех ГГС к соответствующей АО.

К основным признакам АП представляется возможным отнести следующие два признака:

- противоправность (в результате совершения противоправного деяния нарушаются нормы действующего права);

- виновность (противоправное деяние совершается при наличии соответствующей вины).

Однако до настоящего момента все еще остается нерешенным вопрос о том, кто считается «должностным лицом в государственной гражданской службе» как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому необходимо дополнительное исследование для выяснения роли и значения категории «должностное лицо на государственной службе (далее – госслужбе)», а помимо этого необходимость его легального определения в законодательстве о госслужбе.

Целесообразнее всего для регулирования ответственности ГГС, классифицировать их по принадлежности к определенной категории на основе занимаемой должности с учетом степени их участия в принятии управленческих решений, в зависимости от уровня наделения их публично-властными функциями [4].

Административная ответственность, подобно другим формам юридической ответственности, характеризуется применением принудительных мер воздействия, негативной оценкой поведения нарушителей и общей целью воспитания и профилактики правонарушений. Однако АО обладает своими отличительными и специфическими особенностями. Введение такой ответственности может осуществляться как законодательной, так и исполнительной властью в рамках их полномочий. При этом важно отметить, что при АО отсутствует иерархия между лицом, налагающим взыскание, и лицом, которое привлекается к ответственности. В качестве основания для наложения соответствующей АО выступает совершение лицом АП. Кроме того, процедура применения АО, как показывает практика, более проста и прозрачна, что способствует эффективной реализации данного инструмента; имеет разные виды субъектов ответственности.

В завершении следует отметить, что АО госслужащих на территории нашей страны регулируется КоАП РФ и рядом иных нормативных актов, регулирующих данную область. Несмотря на то, что ФЗ «О гражданской службе» упоминает об АО для гражданских служащих абсолютно всех уровней, КоАП РФ не содержит в себе никаких соответствующих статей, которые бы определяли виды АП и наказаний для исследуемой категории граждан нашей страны. Поэтому необходимо провести согласование действующего административного законодательства в этом аспекте и установить максимально четкие критерии АП для гражданских служащих, которые напрямую связаны с невыполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. С. 1.
  2. Кодекс Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 № 295-ОЗ // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области от 28.1.2009 г. № 23, С. 1912
  3. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы : монография// М.: Юрист. 2008. С. 43.
  4. Миннигулова Д. Б. Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: коллизии правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 27—29
  5. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации : учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп.// М.: Юрист. 2007. С. 227.