УДК 343.322

Государственная измена: отдельные вопросы квалификации

Пыхтеева Екатерина Александровна – магистрант Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В связи с ростом внешнеполитической напряжённости и событиями 2022-24 гг., в статью Уголовного кодекса Российской Федерации о государственной измене были внесены ужесточающие ответственность за деяние поправки. Они могут оказаться не окончательными – в настоящее время идёт обсуждение новых изменений этой и смежных статей. В данной статье рассматриваются особенности квалификации государственной измены в современной судебной практике.

Ключевые слова: государственная измена, госизмена, шпионаж, сотрудничество с иностранными организациями, гостайна, государственная тайна.

Тема исследования. Государственная измена как объект уголовного права, особенности квалификации деяния в соответствии с современной редакцией УК РФ.

Цель исследования. Выявление особенностей современной квалификации преступлений, содержащих факт государственной измены, а также изменений, коснувшихся этого процесса.

Проблема исследования. Изменения, внесённые в действующую редакцию УК РФ связаны с ужесточением наказания за госизмену и дополнением перечня деяний, относящихся к этой категории, поэтому принципиально важной становится правильная квалификация уголовного дела, имеющего признаки государственной измены.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Напряжённая международная ситуация, в которой прецеденты использования граждан, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, против интересов Российской Федерации, отмечаются всё чаще, вынуждает законодательную власть РФ принимать меры по ужесточению наказания за государственную измену, а судебные власти – обращать особое внимание на квалификацию дел, имеющих её признаки.

Квалификация преступлений данной направленности связана с особой секретностью при рассмотрении большинства дел – это обусловлено тем, что многие из них содержат информацию о материалах, относящихся к государственной тайне. Субъектом рассмотрения дела о госизмене может выступать гражданин Российской Федерации, в том числе, имеющий двойное гражданство (бипатрид), в возрасте от 16 лет и старше – таким образом, действие основной статьи, предусматривающей наказание за госизмену (ст. 275 УК РФ) распространяется не только на совершеннолетних граждан РФ.

  1. Ужесточение наказания за государственную измену, шпионаж и сотрудничество с иностранными организациями вопреки интересов РФ.

В апреле 2023 года Государственной Думой был принят в трёх чтениях, а затем утверждён Советом Федерации и подписан Президентом РФ закон о внесении изменений в УК РФ в части, касающейся наказания за государственную измену. [1] Согласно этому закону, в ст. 275 УК РФ внесено изменение, отменяющее максимальный порог срока лишения свободы для фигурантов уголовных дел, признанных виновными в государственной измене – теперь они могут быть осуждены на пожизненное отбывание наказания в местах лишения свободы. Кроме того, максимальный размер штрафа по данной статье увеличен с 300 тысяч рублей др 500 тысяч рублей. Также увеличены максимальные сроки тюремного заключения за шпионаж, диверсии и прочие преступления антигосударственной направленности.

Внесение в перечень деяний, приравненных к государственной измене, переход на сторону противника в ходе ведения военных действий в горячей фазе, особенно актуально в сложившейся ситуации. Военные действующих вооружённых сил РФ по специфике службы располагают информацией, использование которой противником способно нанести серьёзный урон России. В частности, к такой информации относятся данные о дислокации войск, их состав, оснащённость вооружением, приказы, полученные от командования, сведения о планирующихся военных операциях и т.д.

  1. Особенности квалификации уголовных дел, имеющих признаки государственной измены.

К государственной измене, согласно ст. 275 УК РФ [2] относятся действия, направленные против государственной безопасности Российской Федерации и содержащие следующие признаки:

  • передача иностранным государствам, организациям (их представителям) сведений, относящихся к государственной тайне РФ;
  • переход на сторону противника в ходе военных действий и/или вооружённого конфликта;
  • финансовая, консультативная или иная помощь представителя иностранного государства в вопросах военного и иного противостояния Российской Федерации;
  • посредническая деятельность для осуществления перечисленных выше действий, в частности, но не ограничиваясь этим: создание агентурной сети, укрывание иностранных агентов (разведчиков, шпионов), содействие в передаче данных путём организации тайников и т.д.

Действия, перечисленные выше, представляют собой реальную угрозу для безопасности государства и его жителей, стабильности процессов жизнеобеспечения и территориальной целостности России. Однако квалификация преступлений данной направленности затруднена рядом обстоятельств.

Первое – сложность контроля за действиями персоналий, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Данные, которые они могут передавать неприятелю, могут быть не задокументированы и сообщаться в устной или зашифрованной форме, что затрудняет доказательство совершения преступления.

Второе – в условиях проведения военных операций или иных действий с использованием армейских и иных военных сил, переход на сторону неприятеля должен быть чётко разграничен с ситуацией пленения российских военнослужащих. Переход на сторону противника характеризуется добровольностью и самостоятельностью этого действия, а также активным участием в вооружённых действиях на стороне противника. Пленение же характеризуется вынужденностью действий ради сохранения жизни, отказом содействовать противнику, в том числе, информационно.

Третье – преступление против государства (государственная измена) рассматривается с точки зрения действующего законодательства не только в геополитическом контексте. Сфера его применения гораздо шире: госизмена может угрожать таким сферам жизни Российской Федерации, как экономическая, культурная, социальная, цифровая. Таким образом, например, передача представителям иностранного государства, особенно – относящегося к списку недружественных по отношению к России стран, информации о параметрах охраны объектов культурного наследия с целью их нейтрализации и повреждения данных объектов, также будет квалифицироваться как государственная измена, поскольку угрожает безопасности культурной сферы страны.

Четвёртое – в связи с глубокой и масштабной цифровизацией всех сфер жизни, в том числе, взаимодействия между гражданами и государством, к государственной измене могут быть отнесены при квалификации противоправных деяний факты взлома или передачи кодов доступа иностранным государствам различных информационных систем, регулирующих общественно значимые процессы (в частности, речь идёт о портале Госуслуги, ЕАИС, различного рода базах данных государственного подчинения – ФНС, ФМС и т.д.). Кроме того, при деяниях, квалифицируемых как шпионаж, сведения могут передаваться иностранным заказчикам посредством электронных сетей (мессенджеры, социальные сети, электронная почта), следовательно, к расследованию дел такого рода могут быть привлечены специалисты отдела К (кибербезопасность).

  1. Перспективы внесения новых изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в отношении дел квалифицированных как государственная измена.

В Совете Федерации отмечают, что, ввиду сложивших обстоятельств, роста числа попыток подрыва российской государственности, суверенитета и территориальной целостности, возможно и дальнейшее ужесточение законодательства, связанного с наказанием за подобные деяния. [3] В частности, рассматривается увеличение максимального штрафа с 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Также могут быть повышены предельные сроки по смежным уголовным статьям – за шпионаж, диверсии и т.д.

Статистические данные, приводимые Судебным департаментом при Верховном Суде [5], а также доступные из других открытых источников, свидетельствуют о том, что ужесточения наказания за госизмену – уже принятые и ещё только предполагаемые – вполне обоснованны:

  • за 2023 год было возбуждено более 140 дел по вопросам, связанным с госизменой, для сравнения, в 2022 таких дел было открыто около 20-30, следовательно, наблюдается рост примерно в 7 раз;
  • за период с января по июль 2023 года в СИЗО по подозрению в госизмене были помещены 15 человек, в то время как за весь 2022 год число арестованных по тем же причинам составило 13 человек; [4]
  • число возбуждённых уголовных дел, связанных с государственной изменой, шпионажем, диверсиями и подобными деяниями, достигло максимума как минимум за последние пять лет.

Рост числа преступлений антигосударственной направленности объективно требует повышения санкционной планки при наказании. Это может стать дополнительной мотивацией лиц, потенциально готовых совершить преступление, для отказа от его совершения. Если эта цель будет достигнута, это не только снизит нагрузку на суды, но и повысит уровень безопасности Российской Федерации по всем направлениям.

Заключение

Внешнеполитическая ситуация часто диктует изменения в российском законодательстве, поскольку обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и государства в целом – важнейшие задачи, которые стоят перед органами власти, в том числе, судебными. За последние два года – с весны 2022 – законодательство претерпело множественные изменения как в области административного, так и уголовного и уголовно-процессуального права.

Были скорректированы положения, касающиеся правового статуса иностранных агентов, квалификации и наказания за государственную измену, шпионаж, организацию диверсий, сотрудничество с недружественными иностранными организациями и т.д. Вероятно, в ближайшие месяцы и даже годы внесение изменений может быть продолжено, в частности, в сторону ужесточения наказания за преступления, а также в сторону чёткой фиксации состава преступлений, правового статуса правонарушителей и состава лиц, подлежащих преследованию за подобные преступления.

Предполагается, что подобные меры приведут в итоге к снижению числа уголовных дел, возбуждённых по признакам ст. 275 УК РФ, повышению общественной и личностной безопасности граждан РФ и государства в целом.

Список литературы:

  1. Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/232768-8 (дата обращения: 20.03.2024).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – URL: https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 20.03.2024).
  3. В Совфеде готовы обсудить ужесточение наказания за госизмену. – URL: https://ria.ru/20240109/gosizmena-1920292941.html (дата обращения: 20.03.2024).
  4. Кого и за что судят за госизмену в России // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/politics/04/08/2023/64be59039a79474359a44604 (дата обращения: 20.03.2024).
  5. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. – URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 20.03.2024).