УДК 34

Сущность и причины коррупции в образовании

Лопоша Любовь Ивановна – магистрант Тольятинского государственного университета

Аннотация: В секторе образовательных услуг распространение коррупционных действий становится серьезным вызовом для общественной безопасности в России. Участники коррупционных действий в сфере образования отличаются большим разнообразием.

Ключевые слова: коррупция, образование, образовательные учреждения, дошкольное образование, взятка, вознаграждение.

В секторе образовательных услуг распространение коррупционных действий становится серьезным вызовом для общественной безопасности в России. Этот вид коррупции особенно разрушителен, учитывая, что каждый год образовательные учреждения выпускают квалифицированных специалистов в различные сферы экономики и управления страны, однако коррупция может существенно исказить их реальные знания и умения [4].

Коррупция в образовательной сфере является частью более широкого социально-правового феномена и обладает всеми характерными признаками общего понятия коррупции. Однако, особенности образовательной деятельности позволяют выделить определенные особенности этого вида коррупции. В контексте образования коррупция затрагивает два основных типа отношений:

  • регулирование и управление в сфере образования;
  • непосредственно образовательный процесс.

Эти сферы характеризуются уникальными задачами, участниками и целями [5].

Коррупционные практики в деятельности учебных заведений демонстрируют особенности, которые не так явно выражены и типичны для многих бизнес-структур. Участники коррупционных действий в сфере образования отличаются большим разнообразием.

Люди, получающие взятки в среде образования, – это те, кто занимает определенные должности и эксплуатирует свое положение для личной или коллективной выгоды в обмен на материальные или иные виды вознаграждения [4].

С другой стороны, лица, предлагающие взятки в образовательной сфере, это участники, которые предоставляют определенные преимущества или блага в обмен на благоприятные действия со стороны принимающей взятки стороны. Важным аспектом коррупционных отношений в образовании также являются коррупционные цели, обладающие своей уникальностью.

Так, лица, принимающие взятки, обычно используют свое служебное положение для получения личной выгоды, не зависимо от сферы их деятельности, будь то управление или непосредственно образовательный процесс. Цели лиц, предлагающих взятки, варьируются в зависимости от контекста: они могут стремиться к получению преимуществ в управленческих решениях властных структур в пользу учебных заведений, которыми они управляют, или же к достижению преимуществ в образовательном процессе [5].

Лица, активно участвующие в коррупции в рамках деятельности образовательных учреждений, стремятся к различным целям в зависимости от контекста. Например, в процессе обучения их интерес может заключаться в успешном прохождении студентами экзаменов или аттестации. В административной сфере образовательных институтов эти лица могут целиться в незаконное предоставление академических отпусков, перевод студентов с платной формы обучения на бюджетную, выделение места в общежитии и другие преференции.

К сфере образования, в том числе и дошкольного в последнее время приковано пристальное внимание государства и общества. В первую очередь это объясняется серьезными институциональными и содержательными изменениями в дошкольном образовании в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Кроме того, активно осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение 100 %-ой доступности дошкольного образования. Не меньшее внимание уделяется и преодолению коррупционных проявлений в этом секторе образования.

Зафиксировано, что настроения и психологическое состояние родителей детей дошкольного возраста подталкивают их к участию в действиях, носящих коррупционный характер, с целью гарантировать своим отпрыскам место в детском учреждении или добиться особого внимания к их чаду со стороны воспитателей. Разнообразие способов коррупции в секторе дошкольного образования велико, однако эти методы не всегда распознаются как коррупционные в узком понимании этого термина. Такое положение дел обусловлено определением коррупции, приведенным в Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»[1], где коррупция определяется как использование служебного положения в личных целях, тогда как в сфере дошкольного образования подобные поступки могут осуществляться лицами, не обладающими служебными полномочиями. Поэтому такие действия могут классифицироваться как обман или незаконное использование ресурсов, но их сущность остается коррупционной.

Особенно велик риск коррупционных действий в процедурах, касающихся обеспечения доступа к услугам дошкольного образования, в том числе при поступлении в детские сады и организации групп. Распространенными являются неформальные взносы.  Они могут быть взимаемы как руководителями, так и работниками учебных заведений [5].

Другая область, где высок риск коррупции, – это взимание средств
с родителей на нужды дошкольных учреждений, такие как ремонт, покупка оборудования и материалов. Иногда родители вынуждены покупать определенные товары в указанных местах для детского сада. Такие практики часто возникают из-за нехватки финансирования для поддержания инфраструктуры и обеспечения необходимыми материалами [4].

В последнее время государство активно работает над улучшением ситуации в дошкольном образовании. Разработка и внедрение специальных программ правительством направлены на повышение доступности дошкольного образования и улучшение его материально-технической базы. Основной целью этих программ является обеспечение достаточного финансирования, чтобы уменьшить зависимость дошкольных учреждений от денежных средств родителей для покрытия своих материальных нужд.

Важно также осознавать различие между обычными подарками, разрешенными Гражданским кодексом РФ, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей, и взятками, чтобы избежать пересечения тонкой границы между благодарностью и коррупцией. Информирование родителей о их правах и обязанностях государственных и муниципальных органов в области обеспечения качества дошкольного образования является ключевым для преодоления коррупционных практик в этой сфере.

Коррупция в дошкольном образовании не ограничивается только взаимодействием между родителями и педагогами или администрацией. Она также проникает в кадровую политику учреждений, где решающими факторами для трудоустройства или продвижения по службе зачастую становятся не профессиональные качества, а взятки, личные связи или другие не профессионально обусловленные факторы. Это связано с отсутствием прозрачности и контроля над процессом подбора и назначения персонала, что делает возможным возникновение коррупционных рисков.

Принятие федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования [3], включающего конкретные требования к квалификации и компетенциям педагогов, создает предпосылки для преодоления этих рисков. Однако остается актуальной проблема оценки деятельности как отдельных руководителей, так и образовательных учреждений в целом. Вовлечение общественности в оценку качества работы может стать важным инструментом борьбы с коррупцией в этой сфере.

Обеспечение прозрачности информации о праве на дошкольное образование, а также о бесплатных и платных услугах, предоставляемых дошкольными учреждениями, является еще одним важным фактором в борьбе с коррупцией. Когда родители осведомлены о своих правах и о том, какие услуги они могут получить бесплатно, у них меньше стимулов соглашаться на неправомерные денежные требования со стороны работников дошкольных учреждений.

Таким образом, внедрение электронных систем и обеспечение доступности информации играют ключевую роль в повышении прозрачности и снижении коррупции в дошкольном образовании, что в свою очередь способствует созданию более справедливой и эффективной системы образования для всех участников процесса.

Закон об образовании в РФ, устанавливая множество норм, направленных на обеспечение доступности информации о деятельности образовательных учреждений, играет ключевую роль в противодействии коррупционным проявлениям в сфере дошкольного образования. Эти нормы предусматривают, что родители и другие заинтересованные лица должны иметь свободный доступ к информации, касающейся приема и пребывания детей в дошкольных организациях. Минобрнауки России, в свою очередь, направило рекомендации учредителям государственных и муниципальных дошкольных учреждений, определяющие перечень дополнительной информации, которая должна быть доступна потребителям услуг. Это включает сведения о бесплатных услугах, порядке внесения добровольных пожертвований и механизмах контроля за их расходованием, что направлено на минимизацию неофициальных взносов и пожертвований.

Кроме того, Закон акцентирует на значении общественного контроля, особенно родительского, за работой дошкольных учреждений. Вовлечение родителей в управление образовательными организациями, в том числе через создание советов родителей, позволяет не только учитывать их мнения при принятии управленческих решений, но и усиливает прозрачность работы учреждений, тем самым снижая возможности для коррупции.

Таким образом, систематическое внедрение этих мер, наряду с развитием электронных сервисов для записи и зачисления в дошкольные учреждения, создает солидную основу для преодоления коррупции в сфере дошкольного образования, обеспечивая более прозрачные и честные отношения между учреждениями и родителями.

Особое внимание заслуживает роль дошкольного образования в формировании основ правосознания и моральных установок с самого раннего возраста. Хотя прямое обучение противодействию коррупции в дошкольных учреждениях кажется неочевидным из-за возраста детей, важность формирования у детей основ общей культуры, честности, справедливости и уважения к правилам не может быть недооценена. Эти базовые ценности и установки являются краеугольным камнем для развития личности, способной в дальнейшем сознательно противостоять коррупционным проявлениям в обществе.

Таким образом, включение родителей и общественности в процессы управления дошкольными учреждениями, а также осознанное формирование у детей нравственных ориентиров с раннего возраста выступают как важные стратегии не только для непосредственного противодействия коррупции в сфере образования, но и для воспитания будущих поколений, ориентированных на ценности честности и справедливости.

Инициативы за рубежом по внедрению антикоррупционного образования в дошкольных учреждениях подчеркивают значимость раннего формирования у детей основ этических и моральных ценностей. Игровые методики, нацеленные на развитие способности детей различать положительные и отрицательные модели поведения и отвергать такие явления, как ложь и воровство, являются эффективным средством для закладывания основ честности и справедливости.

Законодательство РФ предоставляет дошкольным образовательным организациям возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы, что открывает путь для активного включения в вопросы противодействия коррупции и разработки новых методик морально-этического воспитания.

Примеры из российской практики, такие как конкурс рисунков и социальных плакатов «Вместе против коррупции» в Санкт-Петербурге и конкурс учебно-методических работ в Кировской области, демонстрируют растущее понимание важности этой проблематики среди образовательного сообщества и в обществе в целом. Такие мероприятия не только стимулируют детей и педагогов задумываться о вопросах честности и интегральности, но и способствуют формированию активной позиции против коррупции с самых ранних лет.

Развитие и апробация новых антикоррупционных программ и методик в дошкольных учреждениях станет значимым шагом к формированию общества, в котором ценности честности, прозрачности и ответственности занимают центральное место. Это, в свою очередь, может сыграть ключевую роль в эффективной борьбе с коррупцией на всех уровнях общественной жизни.

Объяснение детям дошкольного возраста понятий "взятка" и "коррупция" действительно является непростой задачей, однако через игровые методы и истории, которые отражают базовые концепции честности, справедливости и ответственности, можно донести до детей эти важные понятия на доступном им уровне. Программы антикоррупционного воспитания для дошкольников могут включать в себя разнообразные активности, направленные на формирование понимания этих фундаментальных моральных ценностей.

Разработка и внедрение таких программ требует совместных усилий педагогов, родителей и специалистов в области психологии и педагогики, чтобы материал был не только познавательным, но и интересным для детей. Важно, чтобы образовательная программа адаптировалась к возрастным особенностям детей, делая акцент на игровом и визуальном восприятии информации.

Такой подход не только способствует формированию у детей основ антикоррупционного сознания, но и закладывает фундамент для дальнейшего развития общества, свободного от коррупции. Устранение коррупционных проявлений в системе дошкольного образования, безусловно, задача государства, но внедрение программ антикоррупционного воспитания на уровне образовательных организаций может сыграть ключевую роль в профилактике коррупции и формировании культуры неприятия коррупции с самого раннего возраста.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 26.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26-27 декабря 2018 г. / отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 236 с.
  5. Дамм И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Russian Journal of Economics and Law. 2016. № 4 (40). С. 63-66.

Интересная статья? Поделись ей с другими: