УДК 34:004:33(07)

Информационные технологии в сфере государственных монополий

Датий Валерия Романовна – студент магистратуры кафедры Компьютерного права и информационной безопасности Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Активное использование информационных технологий в государственных организациях существенно влияет на процессы управление и экономическое развитие. В условиях широкого распространения инноваций особенно актуальным является рассмотрение вопросов об использовании информационных технологий в сфере государственных монополий. Автором приводится анализ потенциала применения цифровых инноваций в данной области.

Ключевые слова: государственная монополия, естественная монополия, цифровые технологии, информационные технологии.

В научном сообществе вопрос развития цифровой экономики в области государственных монополий привлекает значительное внимание по нескольким причинам. Цифровизация предлагает новые возможности для повышения эффективности и инноваций в традиционно монополизированных секторах, таких как энергетика, водоснабжение, железнодорожные и почтовые услуги. В то же время, она ставит перед государственными монополиями ряд вызовов, связанных с безопасностью данных, регулированием, и необходимостью адаптации к быстро меняющимся технологическим реалиям.

Прежде всего, следует определить содержание понятия «государственная монополия». Учёные из различных областей предложили множество определений государственной монополии. Например, Е. Н. Лобачева определяет государственную монополию как контроль государства над производством и продажей товаров для потребления. [5] С. А. Авакьян определяет государственную монополию как закрепление государством исключительного права на производство определенной продукции и осуществление определенных видов деятельности. [1] Кандидат юридических наук, доцент К.А. Писенко пишет, что государственная монополия представляет собой ситуацию на рынке, при которой исключительное право на производство, распределение или продажу определенного товара или услуги находится в руках государства. [3] Следует отметить, что так или иначе все определения содержат в себе стержневую идею, позволяющую осветить сущность понятия «государственная монополия». Опираясь на представленные в научной литературе определения, представляется возможным определить, что государственная монополия представляет собой исключительное право государства на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия может быть полной, если государство контролирует как производство, так и продажу товаров, или частичной, если контролируется только одна из этих стадий.

Следует отметить, что на данный момент законодательное определение государственной монополии отсутствует, хотя попытка определить это явление встречается в Постановлении Правительства РФ от 09.03.1994 года №191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации», согласно которому «государственная монополия – это монополия, которая создана в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа». [4]

Как отмечает С. А. Паращук, создание государственных монополий имеет своими целями защиту экономических интересов государства и потребителей, укрепление позиций внешней торговли и военно-политических аспектов государства, а также других аналогичных целей. [2] Государственные монополии охватывают несколько ключевых сфер национальной экономики, каждая из которых играет важную роль в стабильности и развитии страны. Так, эмиссия наличных денег является исключительной прерогативой государства, что позволяет контролировать денежную массу в обращении и стабильность национальной валюты. Это критически важно для обеспечения макроэкономической стабильности и предотвращения инфляции. Военно-техническая сфера также часто находится под контролем государства, поскольку она связана с оборонной мощью и безопасностью страны. Государственные монополии в этой области занимаются разработкой и производством вооружений, военной техники, а также управлением стратегически важными исследованиями и разработками в области оборонных технологий. Это позволяет не только обеспечивать обороноспособность страны, но и контролировать распространение военных технологий. Кроме того, государственные монополии могут играть ключевую роль в регулировании экспорта и импорта стратегически важных товаров и ресурсов. Это включает контроль за внешней торговлей важнейшими ресурсами, такими как нефть, газ и другие природные ресурсы, что позволяет стране защищать свои экономические интересы на международной арене. Наконец, оборот драгоценных металлов также часто находится под государственным контролем. Государственные монополии в этой сфере регулируют добычу, переработку и продажу драгоценных металлов, что имеет важное значение для финансовой системы страны. Контроль над этим сектором позволяет государству не только получать значительные доходы, но и обеспечивать стабильность на внутреннем и международном рынках драгметаллов.

В этой связи следует более подробно рассмотреть вопрос о соотношении естественной и государственной монополии.

Естественная монополия – это явление, возникающее в определенных отраслях экономики, где у одного производителя или поставщика услуг образуется доминирующее положение из-за особенностей рынка. Ключевым признаком естественной монополии является то, что производство товаров или услуг в таких отраслях эффективнее при сосредоточении в руках одного игрока, что обусловлено высокими начальными затратами на вход в отрасль и значительными экономиями от масштаба. [3] Этот феномен часто встречается в секторах, требующих значительных инвестиций в инфраструктуру, например, в электроэнергетике, водоснабжении, железнодорожном транспорте и телекоммуникациях. В таких отраслях стоимость обслуживания дополнительных потребителей сравнительно низка по сравнению с общими затратами на создание и поддержание инфраструктуры. Поэтому, если бы на рынке действовало несколько компаний, это привело бы к неэффективному дублированию инфраструктуры и повышению затрат, что, в итоге, отразилось бы на стоимости товаров или услуг для конечного потребителя.

В условиях естественной монополии, так же, как и в условиях государственной монополии, публично-властное регулирование играет ключевую роль, поскольку отсутствие конкуренции может привести к злоупотреблениям со стороны монополиста, таким как неоправданно высокие цены или низкое качество услуг. Таким образом, государство может вмешиваться в деятельность естественных монополий, регулируя цены и устанавливая стандарты качества, чтобы обеспечить интересы потребителей и общественное благо.

Следует далее более подробно описать виды государственных монополий в зависимости от сферы их применения в контексте совершенствования правового регулирования информационных технологий в условиях цифровой экономики.

Как отмечалось, государственная монополия обычно применяется в сферах, связанных производством и продажей оборонной продукции, деятельностью в области военно-технического регулирования, эмиссией наличных денег, организацией их обращения, апробированием и клеймением ювелирных и иных изделий, регулированием экспорта алмазов, производством и оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д. Это обусловлено повышенной опасностью отдельных товаров или видов деятельности, а также их стратегическим значением для экономики страны. Так, ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1985 года № 114-ФЗ содержит положение о государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества [8]; ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ предусматривает, что «в Российской Федерации действует государственная монополия на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также на следующие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [6]; ст. ст. 4 и 29 Федерального Закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ устанавливают монополию Банка России на эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения и т.д. [7]

Государственные монополии включают в себя государственные корпорации (государственные компании) и некоторые коммерческие организации с преобладающим государственным участием. Хотя эти организации в законодательстве не называются государственными, их можно отнести к государственным монополиям по целям, для которых они создаются. Главной особенностью участия государства в корпоративных отношениях является выражение публичных и общественных интересов. Это определяет специфику правового статуса государства в качестве акционера.

Цифровизация в контексте государственных монополий требует развития и совершенствования правового регулирования информационных технологий, особенно в таких критически важных и чувствительных сферах, как производство и продажа оборонной продукции, деятельность в области военно-технического регулирования, и другие. В этих сферах цифровые технологии могут играть ключевую роль в обеспечении безопасности, прозрачности и эффективности процессов.

В области оборонной продукции и военно-технического регулирования цифровые технологии могут способствовать разработке инновационных решений, улучшению логистики и управления цепочками поставок, а также обеспечению высокого уровня безопасности и конфиденциальности информации.

Для сферы эмиссии наличных денег и их обращения внедрение цифровых технологий может повысить эффективность платежных систем, сделать процессы более прозрачными и доступными для контроля. Цифровая идентификация, блокчейн и искусственный интеллект могут предложить новые подходы к обеспечению надежности и безопасности финансовых операций.

Представляется, что также важно уделить внимание развитию нормативной базы для регулирования производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в цифровую эпоху. Это включает в себя меры по борьбе с контрафактной продукцией, обеспечение качества продукции и защиту прав потребителей с помощью цифровых средств, таких как QR-коды и системы онлайн-трекинга.

Таким образом, разработка и внедрение цифровых решений в сфере государственных монополий требует тщательного подхода к правовому регулированию, учитывающего особенности каждой сферы. Это включает в себя создание юридических рамок для использования информационных технологий, обеспечение защиты данных и конфиденциальности, а также разработку мер по борьбе с киберпреступностью и обеспечению кибербезопасности. Государственная монополия является инструментом для обеспечения публичных интересов, необходимых для сохранения политической и экономической стабильности, безопасности и состояния правопорядка. Только комплексный подход, сочетающий в себе технологические инновации и строгое правовое регулирование, позволит государственным монополиям эффективно функционировать в условиях цифровой экономики, обеспечивая при этом безопасность и интересы общества.

Список литературы

  1. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001. С. 132.
  2. Паращук С. А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). – М.: Городец, 2002. С. 75.
  3. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций. – М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010. С 45, С. 274.
  4. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 (ред. от 04.09.1995) «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)»// Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.03.2024).
  5. Сотникова В. А., Недорезова Е.С. государственная монополия как форма организации предприятий государственного сектора // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
  6. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.03.2024).
  7. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.03.2024).
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: