УДК 336.22

Актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС в России

Богданова Анжела Геннадьевна – студентка магистратуры Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: В данной статье актуализируется значимость налога на добавленную стоимость в доходной части Российской Федерации, дается определение понятия налога на добавленную стоимость. Анализируются статистические данные 2022 – 2023 гг. по оптимальному исчислению и уплаты НДС, а также исходя из этих данных формулируются актуальные проблемы исчисления и уплаты НДС, которые рассматриваются в практических примерах возможных налоговых коллизий.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, исчисление НДС, уплата НДС, налоговая коллизия, внутренний рынок, внешний рынок.

Ввиду продолжающейся реструктуризации и активного импортозамещения, возникшего на данном этапе развития Российской Федерации, налоги характеризуются фундаментальным ресурсом наполнения федерального бюджета. Бюджетные средства расходуются на обеспечение механизма функционирования отраслей народного хозяйства и социальной сфера, а также иных деятельных составляющих внутренней экономики государства. Иными словами, контроль поступления налоговых средств от рыночных отношений и четкое налоговое администрирование обеспечивают комфортную среду гражданам России.

В российском государстве всё еще продолжаются процессы модернизации рыночных отношений, которые способствуют реализации широкого спектра товаров, работ и услуг, вместе с тем, обязывают государство вести налоговый контроль за юридическими и физическими лицами, которые осуществляют экономическую деятельность.

На примере Самарской области, согласно статистическим данным ФНС в 2022 году наибольшая доля поступлений в консолидированный бюджет РФ обеспечена 31 % налогом на добавленную стоимость, сумма которого составила 19,3 млрд рублей [6].

Анализируя данные, можно говорить о том, что в доходной части НДС увеличился по сравнению с 2021 годом. Отметим также, что данные показатели позволяют отнести НДС к одному из крупнейших доходных налогов государства.

Налог на добавленную стоимость является федеральным косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Исчисление НДС производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза [2].

Отсюда следует, что специфичной чертой НДС является перекладывание налогового бремени от производителя на фактического потребителя, но при этом фактическая обязанность уплатить налог входит в обязанности продавца.

Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется главой 21 Налогового кодекса РФ [3], сюда же можно отнести постановление Правительства №1137 от 26.12.2011г [4], а также судебную практику.

Богатая арбитражная практика отражает решение исключительных налоговых коллизий, возникающих по вопросу исчисления и уплаты НДС. Сопутствующие проблемы возникают в ходе стремительного изменения налогового законодательства и трансформации системы налогового администрирования, усложнения социальных отношений и изменения характера их протекания, цифровизации и модернизации различных сторон жизни общества.

Для того чтобы обозначить проблемы исчисления и уплаты НДС необходимо проанализировать современные тенденции с точки зрения внутреннего и внешнего рынка.

В условиях модернизации рыночных отношений количество и разнообразие реализованных на внутреннем рынке хозяйствующими субъектами товаров, работ и услуг стремительно увеличивается, ввиду этого исчисление налоговой базы по НДС является трудоемким процессом как для продавца данных товаров, работ и услуг, так и для контролирующих органов в рамках налоговых проверок.

По статистике с НДС связано около 80 % камеральных и 90 % встречных налоговых проверок. То есть все вышеизложенное указывает на проблему роста трудоемкости и денежных издержек администрирования [1].

Отсюда можно сделать вывод о том, что динамика внутреннего рынка Российской Федерации неизбежно связана с минимизацией налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, которая отражена следующими способами:

  • уменьшением налогов, путем сокрытия доходов или занижение сумм доходов;
  • неправомерного возмещения НДС из бюджета.

Проанализируем проблему первого способа на примере инвойсного метода исчисления НДС. По законодательству он предполагает использование счетов-фактур, однако на практики такой документооборот не точно отражает правильность исчисления НДС, так как в ходе хозяйственной деятельности субъектов, применяющих такой метод, возникают ошибки, например, неправильное применение налоговых ставок, занижение налогооблагаемой базы, не начисление НДС с сумм полученной предоплаты. Не стоит также забывать о цифровизации экономических отношений, которая ведет к внедрению электронной торговли, не полностью и однозначно урегулированной на законодательном уровне.

Проблему исчисления НДС во внешнем рынке целесообразно рассмотреть на примере трансграничной торговли, масштабы которой можно определить через анализ экспорта и импорта товаров и услуг.

1

Рисунок 1 Торговый баланс Российской Федерации в 2015 -2023 гг. [5].

Согласно статистическим данным торгового баланса Российской Федерации за 2022-2023 гг., представленном на рисунке 1, наблюдается сокращение экспорта товаров и увеличение импорта услуг на 6,3% до 75,3 млрд долларов США. Экспорт услуг стал меньше на 15,3% и составил 41,2 млрд долларов США [5]. Иными словами, внешняя торговля услугами характеризуется отрицательным сальдо. В условиях политической обстановки 2022 - 2023 гг. экспортоориентированность влияет на количество товаров и услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость, соответственно снижение данного показателя ведет к уменьшение фискальной результативности бюджета Российской Федерации. Основной вклад внесло уменьшение предоставленных нерезидентам прочих услуг, в том числе в сегменте компьютерных услуг, строительных и прочих деловых услуг: сказались ограничительные меры в отношении российских поставщиков, введенные недружественными юрисдикциями. Отсюда можно сделать вывод о том, что трансграничная торговля является основой для обложения НДС, что в свою очередь актуализируют еще одну проблему исчисления НДС – это определение место реализации товаров, работ и услуг.

Проблема определения места реализации возникает из-за противоречия в законодательных актах РФ и национальных налоговых систем, так, например, по договору ЕАЭС приложение №18 место реализации услуг, предоставляемых в электронной форме будет признаваться место деятельности продавца, а подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ место реализации таких услуг устанавливается место деятельности покупателя. Согласно статистики, импорт данных услуг значительно превышает экспорт, что существенно влияет на уплату значительной части НДС за рубежом, если вопрос хозяйствующих субъектов будет разрешаться в рамках договора ЕАЭС.

Помимо прочего, удачным примером, актуализирующим проблему определения места реализации, является ситуация, когда продавец дизайнерских услуг является частью ЕАЭС, а покупатель предпринимателем малого отечественного бизнеса. При реализации таких услуг у покупателя возникает обязанность как у налогового агента уплатить НДС в бюджет Российской Федерации, согласно договору ЕАЭС, определяющему место реализации как место деятельности покупателя. С другой стороны, если продавец не будет членом ЕАЭС, а будет являться иностранной компанией, то условия для малого отечественного бизнеса будут более выгодными, так как налоговая обязанность по уплате НДС будет отсутствовать ввиду ст.148 НК РФ. Принятие решения в пользу иностранной компании является ничем иным как оптимизацией налоговой нагрузки малого бизнеса, что является достаточно распространённым явлением.

Отсюда следует, что унификация налогового законодательства в рамках международного экономического сотрудничества не в полной мере присутствует на практике при трансграничной торговле, что приводит к рискам для бизнеса и потери доходной части НДС.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что НДС является крупнейшим доходным налоговым источником государства. Основными обозначенными проблемами исчисления и уплаты НДС являются на внутреннем рынке: уменьшение налогов, путем сокрытия доходов; неправомерное возмещение НДС из бюджета. На внешнем рынке: проблема определения места реализации товаров, работ и услуг. Разрешение юридических и налоговых коллизий, возникающих в рамках рассмотренной проблематики представляется возможным через более четкую унификацию налогового законодательства, конкретизации порядка обложения налогом в условиях преобразовавшихся экономических отношений хозяйствующих субъектов (услуги по электронной торговли и трансграничной торговли), улучшения качества налогового администрирования, путем увеличения кадров налоговых органов для сокращения трудоемкой работы налогового администрирования, поощрения развития цифровизации и дальнейшее своевременное законодательное урегулирование налоговых коллизий, возникающих в ходе внедрения в бухгалтерский и налоговый учет цифровых технологий.

Список литературы

  1. Влазнев И.А., Гречкин А.А К вопросу правовой природы НДС: анализ современного состояния, проблемные аспекты и пути их решения // Електронно научно списание «Парадигма». 2019. №1. С.122 – 130.
  2. Львова М.В., Кузьмина А.Л. Проблемы исчисления налога на добавленную стоимость и пути их решения//OeconomiaetJus. 2021. № 2. С. 7- 12.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054722. Доступ из официального интернет-портала правовой информации.
  4. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. №1137. URL: https://base.garant.ru/70116264/. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
  5. Платежный баланс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/p_balance.
  6. Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL : https://www.nalog.gov.ru/rn63/news/activities_fts/12113437/ (дата обращения: 06.04.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: