УДК 376

Значимость и востребованность применения нейроподхода в коррекции нарушений речи

Муштатова Ирина Николаевна – магистр направления «Клиническая логопедия» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Каландарова Анна Олеговна – магистр направления «Клиническая логопедия» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Аннотация. В статье описывается работа трёх функциональных блоков мозга по Лурии, обосновывается выбор к применению нейроподхода в коррекции различных речевых нарушений, приводятся примеры научных статей о применении нейроподхода, а также приводятся в пример упражнения, которые необходимо и желательно использовать в работе логопеду, чтобы получать лучшие результаты в своей работе. Данная статья будет полезна начинающим специалистам логопедам, нейропсихологам, студентам педагогического профиля и тем специалистам, которые не знакомы с нейропсихологическим подход в работе с детьми. Нейрологопедический подход в логопедической работе представляет собой комплексный метод работы, всесторонне учитывающий факторы, приводящие к речевому нарушению, и зоны обширного влияния на речь и деятельность ребенка в целом.

Ключевые слова: нейрологопедия, нейроподход, алалия, тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, дисграфия, дизартрия, функциональные блоки мозга.

На сегодняшний момент очевиден рост количества детей не только с нарушениями речевого развития, но и с проблемами в психическом развитии. Это может быть связано с разными причинами: как с очаговыми повреждениями разных зон головного мозга, так и с функциональными нарушениями, связанными с наследственностью, врождёнными аномалиями или генетическими факторами.

Многочисленные исследования, наблюдения советских учёных Т.Г. Визель, А.Р. Лурии, Р.Е. Левиной показывают, что не всегда очаг поражения влияет на ту или иную функцию. Ключевая мысль современных исследований гласит о том, что проблемы тех или иных функций/недоразвитий заключаются в недостаточном развитии проводящих путей; в том, что не поступает или недостаточно поступает сигнал от внешних источников к головному мозгу [4,13].

За последние десятилетия развитие знаний, исследований о работе мозга человека проникло все глубже в разные науки и сферы жизни человека. Понятие нейрологопедия это междисциплинарная область, которая объединяет знания и методы работы нейропсихологии, нейрофизиологии и логопедии. Примером тому могут служить работы Лурия, Визель, Семенович, Кушнир, Цветкова [12, 13, 22, 26]. Наверно, этот процесс был неизбежен, потому что речевые патологии меняли свою форму, становились сложнее, разнообразнее. Они стали проявляться не в чистом виде, а с нарушениями двигательной сферы, когнитивной, перцептивной, и с другими сферами психической деятельности. В работе логопеда должны происходить изменения, подход должен поменяться, того требует действительность [9, 27]. Современный мир с одной стороны движется семимильными шагами, благодаря развитию интернета и социальных сетей. Появилось очень много литературы, специалистов, которые из каждого «утюга» говорят об уникальности своего подхода. А с другой стороны, очень трудно во всем многообразии, выбрать именно правильный, научный, эффективный метод, программу. Актуальность данный статьи заключается в рассмотрении процесса коррекции речевых нарушений с точки зрения комплексного подхода, включающего в себя помимо логопедической работы, работы нейропсихологического характера, т.е. доказательности того, что нейрологопедический метод - является комплексным методом.

Помимо этого, в данной обзорной статье представлены основные приёмы нейрологопедического метода. Любой начинающий логопед может воспользоваться представленными нейрологопедическими методами в своей коррекционной работе. Цель аналитического исследования - доказать с практической точки зрения, что нейроподход может применяться при всех нозологиях и его использование является эффективным и углубленным способом коррекции различных нарушений речи. Вполне возможно, что некоторые методы нейроподхода могут быть неоднозначными или требовать дополнительных исследований для подтверждения их эффективности в логопедической практике. Поэтому в данной статье собраны примеры использования нейроподхода на практике, с целью наглядной демонстрации работы этого метода.

Прежде чем представить практические примеры работы нейрологопедического подхода в деле, необходимо коснуться истории возникновения нейропсихологии и посмотреть, что способствовало развитию этой новой науки. Родоначальником отечественной нейропсихологии считается Александр Романович Лурия, хотя известны также фамилии других учёных, которые активно изучали строение мозга и закономерности его развития: П.К. Анохин, Н.А. Берштейн, Л. С. Выгодский. Особенность работ Лурии А.Р. заключается в том, что он детально проводил анализ психологической структуры и мозговых систем отдельных психических процессов (восприятия, внимания, мышления, речи, памяти, произвольных движений и действий). Это было важно, так как этот анализ конкретизировал на разных психических процессах смысл представления им проблемы сосредоточения высших психических функций.

Его идея о трёх функциональных блоках мозга являлась первым основательным и развёрнутым отображением общей структурно функциональной модели работы мозга как общей основы психических алгоритмов и задала путь движению нейропсихологического положения.

Согласно представлениям А.Р. Лурия, энергетический блок - является первым блоком мозга, который отвечает за эмоциональное поддержание психической деятельности, обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Когда мотивация идёт, так скажем: «от сердца», что означает - «я хочу». Энергетический блок участвует в формировании памяти, внимания, таких эмоций как гнев, страх, удовольствие; обрабатывает поступающую информацию о состоянии внутренних органов и управляет этими состояниями [9].

Быстрая утомляемость, частые болезни, аллергии, различные синкинезии, малый объем зрительной памяти, дисграфия и дизартрия - всё это является симптомами нарушений в развитии первого блока мозга.

Блок получения, переработки и хранения информации является вторым блоком. Его формирование происходит в возрасте 3-7 лет. В его «подчинение» входят зрительная система, слуховая, кожно-кинестетическая, а также корковые зоны. Мотивация этого блока подкрепляется действием и звучит: «Я могу». Когда у ребенка наблюдаются: неловкость движений, их однотипность, нарушение пространственных представлений, неумение действовать двумя руками одновременно - это говорит о нарушениях в работе второго блока мозга.

Блок программирования, регуляции и контроля за совершением психической деятельности является третьим блоком, согласно идее А.Р. Лурии. Организация его работы происходит в возрасте 7-15 лет и характеризуется зрелой мотивацией с понятием: «Я должен». Если у ребенка наблюдаются: быстрая отвлекаемость, полевое поведение, бедный словарный запас, выполнение только простых действий, простых инструкций, проблемы с письмом, такие как упрощение задания, пропуск букв, не дописывание слов, невыполнение заданий до конца, то следует говорить о несформированности этого блока мозга. Важно понимать, что все эти три блока функционируют не каждый сам по себе и отвечают строго только за свою функцию, а в своей работе опираются на их совместную деятельность. Каждый блок вносит свою лепту в работу психического процесса [9].

Кроме идеи о работе трёх блоков мозга А.Р. Лурия рассматривал в качестве самостоятельных структур правое и левое полушарие. Как мы теперь понимаем, целостная работа мозга состоит из совместной деятельности двух этих полушарий, которые связаны друг с другом системой нервных волокон (мозолистое тело). Когда мозолистое тело нарушено или недоразвито, то познавательная функция у ребенка нарушается [13].

Симптомы нарушения работы двух полушарий могут включать нарушения координации движений, нарушения зрительных и слуховых функций, агрессию, плохое запоминание, непонятную и сбивчивую речь; зеркальное написание букв и цифр; сложности в описании действия (по рисунку), сложности в общении, проблемы в написании диктантов или переписывании текстов, а также другие неврологические симптомы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для того, чтобы быстро и качественно осуществлять коррекционную работу логопед должен использовать нейропсихологический подход в своей деятельности [8, 13].

Важно понимать, что любой коррекционной работе предшествует этап диагностики. И здесь на первый план выходит нейродиагностика в совокупности с проверкой речевой деятельности. Разделы амнестических данных, раннего развития, исследование двигательных функций, слухового гнозиса, речевых функций - являются общими для этих диагностик. Но помимо этого стандартное нейропсихологическое обследование включает: анализ моторных сенсорных латеральных склонностей; изучение тактильных и соматогностических функций; зрительного гнозиса и пространственных ориентаций; рисунка, копирования; памяти; письма, чтения, интеллектуальных и эмоционально-волевого развития. Происходит оценка уровня произвольной и непроизвольных сценариев саморегуляции и их взаимодействия [23]. В качестве примеров, можно привести диагностические материалы А.В. Семенович, Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина, Д.Л. Лейзерова.

Приведём разнообразные примеры использования нейроподхода в коррекции различных речевых нарушений. Так в работе Борцовой Л.А. и соавторов, рассмотрены результаты применения нейроподхода в коррекции речевой слуховой агнозии [2]. Коррекционная работа по устранению дизартрии с помощью нейрологопедического подхода рассмотрена в работах Хисматулиной А.М. [25], Гарёвой Т.А. [5], Переваловой В.Н., Лариной Е.А. [18], и в работах польских специалистов Радославы Бытнар-Хис, Мерецкой У. [28]. У детей с общим нарушением речи так же применяют нейроподход, свидетельством тому являются работы Перышковой С.А. [19], Макаровой Л.Н. [14], Придаткиной В.А. [20]. В работах Кочубей Ю.В.[10], Кривушечивой Э.В. [11] и Визель Т.Г. [3] описывается работа с нейропсихологическим подходом в логопедической работе у детей с тяжёлыми нарушениями речи в том числе и при алалии. Работа с детьми, у которых есть задержка психического развития, проводится с применением нейроподхода. Это описано в научных статьях Маколиковой Е.В. [15], Зиновьевой В.Н. [7] и соавторов, Савиткиной И.В. [21]. Нейропсихологический подход в коррекции письменной речи также находит своё применение. Подтверждение этому мы находим в статьях Стремиловой О.В. [24], Муратовой М.А. и соавтора [16], Гончаровой К.А. [6].

Как уже было замечено, главным условием появления речи является наличие связи между областью внешних стимулов, таких как звуки, образы зрительные, и областью, которая перерабатывает эти образы в речь (область речевого механизма). Эту связь осуществляют проводники - белые волокна. Когда эта связь нарушается, логопед должен использовать большой арсенал упражнений, чтобы увеличить ту самую область внешних стимулов. Таким образом комплексное коррекционное воздействие ведёт к образованию целостного функционирования системы мозга и способствует полноценному развитию ребенка [22].

Помимо наглядных ситуаций применения нейроподхода в коррекционной деятельности при различных нозологиях, приведём в пример упражнения нейроподхода, направленные на развитие зон головного мозга (по А.В. Семенович) (Таблица 1)

Таблица 1. Упражнения нейроподхода, направленные на развитие зон головного мозга (по А.В. Семенович)

Организация энергетического потенциала и оптимизация функционального состояния стволовых и глубинных образований, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов

Преодоление моторных нарушений

Упражнения для формирования кинестетической ориентации в собственном теле

Самоорганизация. Концентрация внимания

Дыхательные упражнения (четырехфазное дыхание: вдох задержка - выдох - задержка). Задувание свечки, шторок из салфетки и т.п.

Развитие пространственных представлений, устранение моторной неловкости

Упражнения от красной строки. Глазодвигательные упражнения (рисовать в воздухе 8, другие цифры, следить за предметом.

Развитие сенсомоторного взаимодействия (одновременность, реципрокность действий)

Одновременные действия нескольких органов: например, высунуть язык вперёд, а руки поднять наверх; одновременное движение языка, глаз рук, ног в одну сторону, игра «ладушки», прыжки.

Развитие мышечного тонуса, повышение мозговой активности

Самомассаж: делать в три этапа: сначала делает взрослый, затем руками самого ребенка, наложив свои руки сверху; далее ребёнок делает самомассаж самостоятельно. Основные техники: массаж волшебных точек, «мытье головы», «ушки», «почесывание» губ зубами.

Развитие речевого аппарата

Стандартные упражнения из артикуляционной гимнастики, направленные на тренировку нижней челюсти, губных мышц, мышц языка,

Формирование операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

Развитие межполушарных взаимодействий

Рисование двумя руками, игры с мячом, игры на балансировочной доске

Развитие двигательного акта. Ловкости.

Игры с мячом, «классики»,

Развитие зрительного гнозиса

Собирание разрезных картинок, поиск нужных предметов на большой картине, поиск недостающих элементов у предмета, тест «Виткина»

Развитие концентрации и устойчивости памяти, внимания, слухового внимания

Упражнение «муха», лабиринты, переплетённые линии, корректурная проба, таблица Шульте, «угадай, что звучит», копирование точек, рисование на спине, волшебный мешочек, обведение рисунка по точкам.

Мозжечковая стимуляция

Развитие координации движения и равновесия, укрепление связи между мозжечком и другими частями мозга

Упражнения на балансировочной доске Бильгоу, упражнения на качелях, гамаках, батутах. Упражнения с мячами, мешочками, кольцебросом и т.п.

Современному логопеду, как мы видим, приходится быть не просто логопедом, но и развивать свои знания в области массажа и нейропсихологии. Нейропсихология играет важную роль в логопедии, поскольку изучает взаимосвязь между мозгом и психической деятельностью, включая речевые процессы. Знания о том, как функционирует мозг при усвоении и развитии речи, помогают логопедам эффективнее работать с детьми и взрослыми, испытывающими проблемы с речью и языком. Нейропсихологические методики и подходы позволяют более точно определить причины нарушений и разработать индивидуальные программы коррекции.

Стоит отметить, что в России и за рубежом наблюдается растущий интерес к использованию нейроподхода в различных сферах. В России проводятся исследования и разработки в области нейронаук, а также организуются конференции и мероприятия, посвящённые этой теме. За рубежом также активно развиваются и применяются нейронаучные методики в образовании, бизнесе, медицине и других областях. Этот тренд свидетельствует о значительном потенциале нейроподхода для улучшения жизни людей и развития общества. За рубежом данная тенденция носит более прогрессивный характер, потому как значительно развились и переросли преимущественно исследовательские университетские учреждения, например, в Нидерландах. Теперь они считаются обычными учреждениями по уходу за людьми с когнитивными проблемами; проводятся исследования в области моторного обучения дошкольников и детей, наблюдается бурный рост количества учебных программ и специалистов в области клинической нейропсихологии [29, 30, 31].

Заключение. Нейропсихологический метод обоснованно занимает своё место среди научных дисциплин, обращённых к теме онтогенеза в норме и патологии. Этот метод представляет собой единственный в своём роде действенный и обоснованный инструмент для оценки и описания развития, поведения детей в норме и с отклонениями, он рационален и содержателен применительно к данному контингенту. За счёт его введения в практику без сомнения решается дифференциально - диагностическая задача: по итогам обследования проявляются коренные патогенные факторы, а не текущий уровень знаний и умений. Грамотному логопеду, безусловно, стоит применять знания в области нейропсихологии, чтобы лучше не только понимать своего подопечного, но и учитывать его особенности и зоны роста. 

Список литературы

  1. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.
  2. Борцова Л.А., Исаева С.Н., Мелихова В.М. Нейропсихологический подход в коррекции речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023 № 4. 
  3. Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития, 2015.
  4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев, 2022 – 276 с.
  5. Гарева Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией //Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1.
  6. Гончарова К.А. Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с позиции нейропсихологического подхода // Журнал «Наука и образование сегодня». 2021. №2 (61).
  7. Зиновьева В.Н., Демидова А.П., Овчаренко В.В. Использование нейропсихологических игр и упражнений при коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ЗПР//Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78- 2.
  8. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М.,2015.
  9. Корсакова Н.К. Нейропсихологический фактор: Наследие А.Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии, 2012.
  10. Кочубей Ю.В., доклад «Нейропсихологический подход в логопедической работе у детей с ТНР».
  11. Кривушечива Э.В., доклад «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР».
  12. Кушнир И.С., Цветков А.В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжёлых нарушений речи у дошкольников. М.: КОМ, 2022.
  13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003.
  14. Макарова Л.Н., Перышкова С.А. Нейропсихологические технологии в коррекционно - дефектологической практике. 
  15. Маколикова Е.В., НИР «Нейропсихологические методы в работе логопеда». Педагогическое сообщество «Урок.РФ», 2021.
  16. Муратова М.А, Евтушенко А.Н. Нейропсихологические подходы к коррекции нарушения письменной речи у младших школьников. Журнал «Теория и практика современной науки». №1 (55), 2020 г.
  17. Назарьева Т.П. Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66).
  18. Перевалова В.Н., Ларина Е.А. Нейропсихологическое и логопедическое обследование детей с ОВЗ (нарушение речи - стёртая дизартрия) // НАУ. 2020. №52-2 (52). 
  19. Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста //Гаудеамус. 20021. № 3 - 49.
  20. Придаткина В.А. Научная статья. Журнал «Вестник науки и образования», №1 (123), 2023 г. Нейрокоррекция недостаточности перцептивного компонента в фонематической структуре у детей 6 лет с ОНР. 
  21. Савиткина И.В. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции нарушений речи у дошкольников //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2.
  22. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.
  23. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Генезис, 2017.-319 с.
  24. Стремилова О.В. Нейропсихологический подход в коррекции письменной речи у младших школьников с тяжёлым нарушением речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. 
  25. Хисматулина А.М., Использование нейрологопедических подходов коррекции речевых нарушений // Глобус: педагогика и психология. 2019. № 5 (33). 
  26. Цветков А.В., Кушнир И.С., Нейрологопедия - к определению понятия. 2021.
  27. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М.: МПСИ, 2017. 311 с.
  28. Bytnar-Hys R, Mirecka U. [Neurologopedic treatment in dysarthria cases. Diagnosis and therapy]. Wiad Lek. 2016;69(4):627-630. Polish. PMID: 27941200.
  29. Gruters AAA, Ramakers IHGB, Kessels RPC, Bouwman F.H., Olde Rikkert MGM, Blom MM, de Vugt ME, Verhey FRJ. Развитие клиник памяти в Нидерландах за последние 20 лет. Международная гериатрическая психиатрия. 2019 Август; 34(8): 1 267-1274. doi: 10.1002/gps.5132. Epub 2019, 20 мая. PMID: 31034652; PMCID: PMC6767517. 
  30. Kosmidis MH, Lettner S, Hokkanen L, Barbosa F, Persson BA, Baker G, Kasten E, Ponchel A, Mondini S, Varako N, Nikolai T, Jónsdóttir MK, Pranckeviciene A, Hessen E, Constantinou M. Core Competencies in Clinical Neuropsychology as a Training Model in Europe. Front Psychol. 2022 Mar 31;13:849151. doi: 10.3389/fpsyg.2022.849151. PMID: 35432061; PMCID: PMC9008746.
  31. Xu F, Xu J, Zhou D, Xie H, Liu X. A Bibliometric and Visualization Analysis of Motor Learning in Preschoolers and Children over the Last 15 Years. Healthcare (Basel). 2022 Jul 28;10(8):1415. doi: 10.3390/healthcare10081415. PMID: 36011071; PMCID: PMC9407894.

Интересная статья? Поделись ей с другими: