УДК 61

Педагогическая технология по теме: «Блочное   изложение лекционного материала по пульмонологии»

Денежкина Виктория Леонидовна – кандидат медицинских наук Ханты-Мансийской государственной медицинской академии

Аннотация: Данная педагогическая технология была разработана на основе метода В.Ф. Шаталова, с помощью которого мы хотели повысить интерес студентов к изучению терапии, развить творческий подход к будущей профессии, дать возможность усвоить учебный материал слабым студентам, стимулировать чтение дополнительной литературы и посещение библиотек и улучшить качественную успеваемость  по предмету. Данная разработка может быть применена для изучения любой дисциплины и позволит обучать каждого студента. Лекционный материал по пульмонологии был рассчитан на 16 часов. За счет сжатого изложения материала, логического объединения в блоки (модули), курс лекций удалось сократить на 6 часов.

Ключевые слова: педагогическая технология, сестринское дело, терапия, обучение.

«Учитель должен быть

Художник, музыкант, артист,

Горячо влюбленный в свое   дело...»

А.П. Чехов

Данная педагогическая технология была разработана на основе метода В.Ф. Шаталова – за счет сжатого изложения материала, логического объединения в блоки (модули), курс лекций удалось сократить на 6 часов [5]. В.Ф. Шаталов за  один семестр учебного года проходит весть годовой учебный материал. Сокращение времени на лекциях за счет схематического изложения дает возможность увеличить его на семинарах и практических занятиях или расширить объём изучаемой темы – на усмотрение преподавателя. Лекционный материал по темам: «Пневмонии» и «Гнойные заболевания легких» можно объединить в один блок. А алгоритмы по неотложным состояниям из разных тем, объединить в одну тему «Неотложные состояния в пульмонологии».

Каждый преподаватель может объединить взаимосвязанные разделы программы в логические блоки. Здесь поможет книга А. М. Сохор «Логические структуры учебного материала» [3]. В. Ф. Шаталов вводит в блок опорные сигналы – знаковые модели, которые объединяются в опорный конспект [4, с. 6-7]. Шаг за шагом на доске (экране) появляются симптомы заболевания в виде схематических изображений. Опорный конспект в увеличенном виде, воспроизведенный на доске (экране) становится «опорным плакатом» – наглядной таблицей, на которой отражены главные разделы темы лекции.

В. Ф. Шаталов применяет систему, которую он называет: «Долбежный станок» [4, с. 21], смысл ее заключается в том, что:

  • Он объясняет новый материал, создавая на доске опорный конспект
  • Достает опорный плакат и еще раз объясняет материал, акцентируя на опорных сигналах, терминах
  • Раздает ученикам готовые опорные конспекты или они перерисовывают их с доски в процессе изложения нового материала
  • Работая дома над домашним заданием, ученики по опорным конспектам разбирают тему, читая учебник
  • При опросе письменно ученик воспроизводит опорный конспект и отвечает домашнее задание
  • Возможен и «тихий опрос» - магнитофонный (расскажи тему маме, папе, брату).

На лекции по пульмонологии при изложении нового материала я на доске (ватмане) рисую опорные сигналы, логически связанные между собой. К концу лекции на доске (ватмане) и в «рабочих тетрадях студентов» рождается схема, рисунок, опорный конспект. При выполнении домашнего задания студенты на листочках воспроизводят опорный конспект.

На практических занятиях, во время опроса они успешно излагают усвоенный материал. Рисунок, схема или таблица  легко запоминается, всегда ассоциируется с данным материалом. При подготовке домашнего задания с использованием данного метода у студентов освобождается время для чтения дополнительной литературы, посещения библиотеки и т.д.

С помощью опорного конспекта всегда можно вернуться для повторения к тому или иному заболеванию, легко дифференцировать различные заболевания между собой.

Это помогает на практических занятиях разбирать историю болезни пациента с различными заболеваниями [2, с. 117]. Даже самые слабые студенты успешно усваивают новый материал, запоминают и доносят эти знания до итоговой государственной аттестации. Для меня студент – это потенциально неисчерпаемая личность. Ему нужно лишь внушить это и создать условия для проявления высоких человеческих качеств.

Функции опорного конспекта

  1. Опорный конспект служит наглядным пособием для занятий;
  2. Упрощает и ускоряет процесс подготовки студентов к занятию;
  3. Рассчитан на студента со средним уровнем знаний;
  4. Опорный конспект позволяет увеличить объем изучаемого материала за счет быстрого и наглядного усвоения;
  5. Развивает творческое мышление.

Принципы построения опорного конспекта

  1. Лаконичность – число информационных единиц должно быть оптимальным.
  2. Структурность – опорные конспекты объединяются в блоки, которые должны быть связаны между собой.
  3. Автономность – опорный конспект имеет свое начало и конец является завешенным учебным материалом.
  4. Доступность – учебный материал должен опираться на имеющиеся знания студентов (в терапии – на знания анатомии, сестринского дела)
  5. Цветовая наглядность.

Алгоритм построения опорного конспекта

  1. Подробно изучить материал по программе;
  2. Выписать термины и понятия;
  3. Сопоставить содержание учебника с требованиями программы, стандартов;
  4. Изучить материалы текста и иллюстрации в учебнике;
  5. Разбить материал на логические завершенные смысловые части;
  6. Составить опорный конспект и оформить его в цвете.

Рисунки, сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и просто изобразить на доске, ватмане, в тетради, по ходу лекции и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В тоже время они отражают краткую информацию по теме.

Студенты по теме воспринимают изображаемые схемы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего ответа. Это явление согласуется с данными психологов, т.к. с раннего детства необходимо тренировать работу всех анализаторов [1, с. 21]. Если информация начинает поступать только через один анализатор, то другие – нерабочие, тормозятся в развитии [1, с. 106].

Этим методом В. Ф. Шаталов доказывает, что: «Интересно изучать то, что понимаешь», и в своей работе мы не раз убеждались, что рисунок или схема помогают студентам усвоить самые трудные темы.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. ‒ М. : Смысл, Эксмо, 2004. ‒ 512 с.
  2. Пономарева Е.Ю., Дорогойкина К.Д., Ребров А.П. Преподавание терапии в условиях пандемии: уроки и перспективы. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022;3(1):116-120.
  3. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор; редактор М. А. Данилов. – Москва: Педагогика, 1974. – 192 с.
  4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., Педагогика, 1987. – 38 с.
  5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1989. – 60 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: