УДК 37

Применение метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 Агаева Эльнура Агаддин кызы – магистрант кафедры Педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье представлены научные исследования по проблеме развития связной речи наглядным моделированием. Рассматривается подход к формированию связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования и значимость данного метода для повышения эффективности работы по развитию связной речи.

Ключевые слова: связная речь, наглядное моделирование, общее недоразвитие речи, тяжелое нарушение речи. речевое развитие, речевые высказывания.

Развитию связной речи отведено центральное место в общей системе работы по развитию речевого воспитания детей дошкольного возраста. Значительную роль в развитии интеллекта и самосознания ребенка играет обучение связной речи, что положительно сказывается на формировании коммуникабельности, доброжелательности, креативности и компетентности. Но для того, чтобы овладеть родным языком необходимо правильно строить предложения, развернуто описать предметы, рассказывать об явлении и последовательности событий.

Проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посвящено значительное количество педагогических исследований.

В.П. Глуховым отмечены особенности высказывания детей, имеющих общее недоразвитие речи: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень фразовой речи. Также данных детей наблюдается недостаточная сформированность высших психических процессов и нарушения мелкой и артикуляционной моторики, взаимосвязанные с речевой деятельностью [1]. Согласно исследованиям в речи детей с общим недоразвитием речи наблюдаются логические нарушения связности изложения мысли. Большие затруднения вызывают задания на установление лексических и смысловых отношений между предметами. В высказываниях наблюдаются паузы и пропуски семантических звеньев, обусловленные задержкой программирования содержания мысли [2]. Т.Б. Филичева выявила закономерность, что в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи избегают трудные слова и выражения, для того чтобы недостатки связной речи стали неприметными. Ошибки в речевом развитии четко выступают в случае, где необходимо использование грамматических категорий. Инициаторами общения дети выступают крайне редко, не всегда задают вопросы взрослым, игровая деятельность не сопровождаются рассказом, большие трудности вызывает самостоятельное составление рассказов.  О.Н. Барсуковой отмечены нарушения словесно-логического мышления, у детей с общим недоразвитием речи, а также трудности в формировании мыслительных операций и действий: анализе, синтезе, обобщении, сравнении, классификации. У данных детей преобладает пассивный словарь над активным, их речевое развитие характеризуется спонтанным и превосходством предметного словаря [2]. Т.А. Ткаченко отмечено, что речевые высказывания детей с общим недоразвитием речи состоят из простых распространенных повествований, в которых нарушены причинно-следственные взаимоотношения объектов и последовательность изложения [3].

Таким образом, первостепенным в общем комплексе коррекционных мероприятий логопедической работы является формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Анализируя вышесказанное, был сделан вывод, что одной из актуальных проблем теории и практики отечественной логопедии, является поиск эффективных методов развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Необходимо пересмотреть и корректировать традиционные подходы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин считают, что использование наглядного моделирования учит детей сравнивать, обобщать, совершенствует умственные способности, актуализирует словарный запас, формирует самостоятельное усвоение информации об изучаемом [4]. О.И. Киселева предлагает использовать метод наглядного моделирования при обучении детей рассказыванию и рекомендует соблюдать следующую последовательность обучения: от предметного к схематичному моделированию. Что способствует обновлению методики и делает процесс обучения привлекательным и интересным для детей [5]. А. В. Запорожец, С. Н. Карпова в своих экспериментальных исследований доказали, что дети легко усваивают знания, которые предоставлены в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. В.И. Логинова рассматривает моделирование как процесс создания моделей и их использования с целью развития знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. И.Б. Новикова отмечает, что моделирование – это непрямое изучение объекта, при котором исследуется не только интересующий предмет, а дополнительная система, соответствующая познаваемому объекту.

Использование метода наглядного моделирования позволяет детям в короткие сроки выучить стихотворения, изучить загадки и скороговорки, так как они самостоятельно могут их «читать». Для дошкольников разучивание становится увлекательным и интересным процессом, а содержание текста – наглядно представляемым.

Модели и схемы раскрывают детям существенные отличия объектов и логические связи между ними, совершенствуют системные знания и основы наглядного мышления. Модели бывают материальными (подвижными или неподвижными), идеальными: образные (рисунки, карты, схемы), знаковые (знаково-символические), отражающие особенности с помощью знаков искусственного языка, и мыслительные (мысленные, умственные). Исследуемый объект с помощью моделей упрощается и схематизируется, что в одно и то же время отражает его значимые признаки. Применение условных обозначений или схематических рисунков, которое достигается путем овладения внешними формами замещения и наглядного моделирования, является главным для ребенка.

Таким образом, детям дошкольного возраста для облегчения познания результатов собственных действий необходимо научиться применять заменители и модели, наглядно представлять то, о чем говорят взрослые, что и благоприятно отражается на формировании понимания, логики, памяти и воображения.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при описании и составлении рассказа по сюжетной картине возникают трудности, что предполагает выделение и установление связи между основными лицами. Данным детям тяжело дается самостоятельно определить значимые признаки предметов, установить логическую последовательность называния признаков и вспомнить план рассказа-описания [5].

При совершенствовании навыков составления описательных рассказов важно чтобы дети дошкольного возраста составляли символы-заменители характеристик объекта: какая величина, объём, форма, цвет; принадлежность к родовому понятию; материал изготовления предмета; где и как он применяется.

У дошкольников с общим недоразвитием речи присутствует страх перед составлением творческих рассказов, для которого необходимо придумать замысел и развернуть рассказ с разными событиями, но использование наглядного моделирования способствует преодолению страха. Для то чтобы составить творческий рассказ дошкольнику нужно, задать ситуацию с конкретными героями в определенном месте, в которой эти герои заменяются силуэтами, что предполагает проявление творчества в оформлении героев рассказа.

При пересказе, А.Б. Ланникова придерживается мнения, для того чтобы дети дошкольного возраста овладели самым сложным моделированием – временно-пространственным, необходимо начать работу с простого сериационного, то есть с повторения знакомых сказок, где дети должны назвать всех действующих лиц, вспомнить что на них надето. Можно предложить детям небольшие по содержанию сказки инсценировать, используя средства интонационной выразительности, нарисовать эпизоды и налепить героев. После завершения предварительной работы взрослый предлагает детям заменить героев сказки на треугольники, квадраты круги, полоски, которые нужно изучить и определить, отличия и сходства между собой. Далее можно приступить к самому сложному – пространственному моделированию сказок, где временные события отражаются в виде наглядных моделей. Отправной точкой составления сюжета сказки с помощью заменителей, является запоминание внешнего признака основного объекта [5].

Таким образом, согласно исследованиям многих педагогов, можно сделать вывод, что эффективным методом обучения развития связной речи является применение моделей, обеспечивающий связь между развитием речи и умственным познанием детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
  2. Барсукова, О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / О.Н. Барсукова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 11-14.
  3. Яцышина, К.А. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020.– № 2 (46).
  4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. 224 с.
  5. Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: // http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: