УДК 159.9.07

Практика взаимодействия обучающихся в инклюзивной образовательной среде

Красавина Анастасия Сергеевна – магистрант факультета Политических и социальных наук Российского государственного социального университета, преподаватель Сергиево-Посадского социально-экономического техникума

Аннотация: В статье рассмотрены практические аспекты работы преподавателя среднего профессионального образования в инклюзивной образовательной среде: проанализированы ключевые вопросы социализации обучающихся в условиях инклюзивной среды посредством анкетирования и опроса среди обучающихся в возрасте от 16 до 24 лет.

Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нормотипичный человек, социализация, адаптация, интеграция.

Начиная с активного ведения социальной политики последние двадцать лет в России, одними из наиболее острых и больных вопросов стали – обеспечение достойной жизни лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидам, а также доступность получения качественного образования. Но самой непостижимый и неизведанной темой является то, каким образом мы можем обеспечить комфортное психологическое пребывание людей с ОВЗ и инвалидностью в обществе, не имеющих каких-либо серьезных ограничений жизнедеятельности по состоянию здоровья.

По данным Федерального реестра инвалидов (далее – ФГИС ФРИ), в июле 2022 года общая численность детей-инвалидов составила более 740 тысяч человек, в то время как общая численность людей с инвалидностью составляет более 11 миллионов, неизбежно приближаясь к отметке 12 миллионов.

По возрастной категории дети-инвалиды соответственно составляют:

  • от 4 до 8 лет- 157 246 человек,
  • от 8 до 14 лет- 381 019 человек,
  • от 14 до 17 лет- 153 258 человек.

Исследованиенаиболее эффективных способов социализации и адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательном учреждении, а также проведение опроса обучающихся с целью формирования представления об их психологическом самоопределении в коллективе и стало первоочередной задачей рассматриваемой в данной статье.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Нормотипичный или нейротипичный – человек, соответствующий статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы.

Несмотря на разработку и введение специальной законодательной базы для лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ, они по-прежнему сталкиваются дискриминацией в силу малой осведомленности общества в данном вопросе. Из-за трудностей, возникающих в процессе общения с лицами, имеющими инвалидность или ОВЗ, дальнейшая их социализация значительно усложняется.

В российской системе образования XXI века стало совершенно очевидным, что педагогам следует избавиться от предвзятого отношения к ребенку (к обучающемуся), видеть в каждом воспитаннике его способности и таланты, быть толерантным. Именно такое отношение к человеку, независимо от его возраста, от его достижений, физических возможностей, расовой, этнической и социальной принадлежности, реализует инклюзивная педагогика.

Социализация – это, прежде всего, многогранный, сложный и эмоциональный процесс, включающий в себя интеграцию, адаптацию, а также самостоятельные шаги на пути к взаимодействию с окружающими.

Интеграция – это процесс укрепления общественных связей, развитие солидарности и гуманности, помещение человека в новое общество и его первичная адаптация.

Адаптация – процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям социальной среды, окружающей его.

Ведущую роль в процессе социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью занимает окружение, в котором этот человек находится.

Говоря об образовательном процессе детей с ОВЗ и инвалидностью, важно разобрать психологические аспекты их социализации в том или ином учебном учреждении. Как и любой многогранный процесс, социализация имеет несколько уровней. Социализация студентов с ОВЗ и инвалидностью проходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Современная инклюзивная среда средней профессиональной образовательной организации (в частности) имеет следующие результаты:

  1. Осведомленность обучающихся. Большинство обучающихся осведомлены о значении понятий «инвалидность» и «ОВЗ».

Нормотипичные обучающиеся имеют прямой контакт с инвалидами и лицами с ОВЗ на постоянной основе. 70% респондентов ответили, что дружат/дружили, общались/общаются с инвалидами и (или) лицами с ОВЗ. 66% респондентов ответили, что не испытывают каких-либо особенных чувств и не выделяют инвалидов и лиц с ОВЗ как отдельный пласт общества. В то же время 27% респондентов испытывают жалость в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ. Значимая часть респондентов с показателем в 44% осведомлены в значении понятия «дети-инвалиды», но доминирующая часть в процентном соотношении в 56% не имеют точного представления о термине «дети-инвалиды».

  1. Мнение о проживании. Мы задали достаточно провокационный вопрос «где должны проживать инвалиды и дети с ОВЗ по мнению опрашиваемого».

Большая часть опрошенных отдала свой голос за то, что дети с инвалидностью и лица с ОВЗ должны жить в семье. В целом, результаты тестирования нормотипичных обучающихся техникума оказались весьма положительными и позитивными.

  1. Испытываемые чувства. Исходя из анализа результатов тестирования людей с ОВЗ и инвалидностью, они испытывают:
  • Волнение от нахождения в учебных группах техникума;
  • Нужду в поддержке своих друзей;
  • Страх выглядеть глупо в глазах окружающих;
  • Чаще безразличие к своему внешнему виду, концентрируясь на попытках выстраивать общение с окружающими;
  • Чувство скованности.

Половина обучающихся не чувствуют поддержки в вопросах касаемых их обучения и успеваемости со стороны родителей, но большинство отметили, что имеют друзей с которыми могут поделиться. Несмотря на то, что обучающиеся выразили безразличие к тому, возможно ли их взаимодействие с другими обучающимися, большинство вопросов сигнализируют нам о том, что эта тема для них достаточно болезненна.

  1. Самореализация и перспективы. Самым острым вопросом нашего анкетирования среди лиц с ОВЗ и инвалидностью, стал вопрос о самореализации в будущем.

Большинство респондентов предпочитали воздержаться от ответа касаемо своей карьеры и, соответственно, данный вопрос остается открытым для дальнейшей работы и анализа.

Результаты тестирования обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеют положительную динамику. Планируемая дальнейшая социализация и адаптация таких лиц в обществе нормотипичных людей должна проходить успешно. В целом, отношения обучающихся друг к другу в инклюзивной среде СПО положительные, достаточно гуманные. Нормотипичные обучающиеся относятся с понимаем к обучающимся с ОВЗ и инвалидам, не выделяют их и не относятся к ним по-особенному. Многие нормотипичные обучающиеся нашли себе друзей среди людей инвалидов и людей с ОВЗ. Но тревожность за свое положение в коллективе, в обществе студентов, в целом, у изучаемых групп остается прежней. Они переживают о том, как выглядят со стороны, как справляются с учебной нагрузкой и о том, понимают ли их другие обучающиеся и преподаватели.

Согласно Л.С. Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификации) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Список литературы

  1. Басов Н. Ф. [и др.] Социальная работа с инвалидами: учебное пособие для вузов /; под редакцией Н. Ф. Басова- Москва: КноРус //2021г.- 399 с.
  2. Лубовский В. И. [и др.]. Специальная психология : учебник для вузов /— 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 598 с.
  3. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 356 с. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: