УДК 37.013.8

К проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прохоренкова Оксана Дмитриевна – студентка Смоленского государственного университета.

Крылова Елена Викторовна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, типичные нарушения, возникающие при указанном системном речевом нарушении.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, развитие слоговой структуры слова.

Речь ребенка представляет собой сложный психофизиологический процесс, оказывающий непосредственное влияние на усвоение норм родного языка, становление всех сторон речевой деятельности и его дальнейшее становление как личности. Общее недоразвитие речи является одним из самых распространенных патологических состояний при возникновении и развитии которого у ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, а также слоговой структуры слова.

Проблема изучения и формирования структурного состава слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи освещались в трудах таких авторов как З.Е. Агранович, Н.В. Курдвановская, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Т.А. Ткаченко и др. В трудах ученых представлена типология деформаций слоговых и ритмических составляющих слова, определены и разработаны методики по преодолению вышеназванных нарушений [2].

Процесс становления слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на протяжении длительного времени и формируется поэтапно. Так, А.Н. Гвоздев в своих трудах, занимаясь исследованием становления слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, обращал внимание на то, что ребенок на начальном этапе начинает осваивать ударные слоги, в последующем приступая к изучению предударных слогов, а затем и слогов, находящихся в безударной позиции.

Также А.Н. Гвоздев в авторских исследованиях отмечал, что в период индивидуального развития ребенок проходит 6 этапов, в процессе которого происходит постепенное овладение слоговой структурой слова, начиная от освоения открытого типа слога на 1 этапе, и завершая воспроизведением многосложных по структуре слов со стечениями согласных, расположенных как в начале, середине, так и в конце слова, на 6 этапе [5].

Общее недоразвитие речи как особая форма дизонтогенеза может проявляться у дошкольников по-разному. У детей с общим недоразвитием речи, помимо несформированности звуковой и смысловой форм речи, нарушается слоговая структура слова, ребенок сталкивается с выраженными отклонениями в процессе ее воспроизведения.

Изменение количественного состава слогов (пропуск, сокращение) – «силпили новика» – «слепили снеговика», «тилизир» – «телевизор»; численное увеличение слогов за счет добавления гласной – «кошака» – «кошка», «салива» – «слива»; искажение структуры слова (сокращение течения согласных) – «шаф» – «шкаф», «капута» – «капуста»; нарушение последовательности звуков и слогов – «такаран» – «таракан», «сокаба» – «собака»; соединение частей нескольких слов – «кружинки» – «кружат снежинки»», «едобус» – «едет автобус» и другие типы нарушений слоговой структуры слова характерны для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [4].

Оптико-пространственные нарушения, искажения темпово-ритмической организации движений и неспособность к последовательной обработке информации, а также стойкость всех вышеназванных характеристик являются одними из главных нарушений, наблюдаемых в процессе формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Сокращение числа слогов, ассимиляция, сокращение стечения согласных указывает на недоразвитие артикуляционной и моторной сфер, наличие лексико-грамматических неточностей определяет искажение слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Одним из главных условий при работе с детьми с общим недоразвитием речи по формированию слоговой структуры слова при этом является ознакомления ребенка со словом и расширение его словарного запаса, ведь хорошо известные слова ребенком искажаются значительно реже, нежели те, с которыми он сталкивается впервые [6].

Е.Н. Винарская, Г.М. Лямина отмечали, что при нормальном уровне речевого развития процесс освоения и формирования слоговой структуры происходит поэтапно, последовательно и уже по достижению трехлетнего возраста ребенок преодолевает все трудности слогообразования, постепенно формируется умение слогообразовательного и словообразовательного анализа, проявляется языковое чутье, формирование которого позволяет ребенку самостоятельно оценить правильность собственного и чужого речевого высказывания [4].

Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина утверждали, что степень овладения слоговой структурой слова напрямую зависит от ряда факторов, включающих состояние развития фонематического восприятия, работы органов артикуляционного аппарата, мотивационной сферы, определяющей степень желания ребенка преодолеть имеющееся нарушение, способность к последовательной обработке информации [3].

А.В. Венгер и О.С. Бот определяли, что необходимо уделять внимание становлению продуктивных видов деятельности в процессе формирования условий, оказывающих влияние на развитие слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. В частности, для стимуляции речевой деятельности вышеназванной группы детей необходимо проводить занятия по рисованию, лепке, аппликации, собиранию мозаики. Особенностью данного вида деятельности является создание итогового продукта, который и формирует мотивацию ребенка к участию в таких занятиях [1].

Таким образом, на основании вышепредставленной информации следует отметить, что процесс становления слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на протяжении длительного времени и формируется поэтапно.

В процессе взросления ребенок учится чувствовать ритм, правильно воспринимать ритмическую структуру, развивать временно-пространственную ориентацию, пытается овладеть структурой родного языка. Поэтому задачей логопеда, в данном случае, является диагностирование первых признаков речевых нарушений на ранних этапах и своевременное проведение логопедического воздействия.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб.: Детство-Пресс, 2001. 48 c
  2. Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с обшим недоразвитием речи // The scientific heritage. 2020. № 48. С. 12 – 14.
  3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие. М.: Книголюб. Серия «Логопедические технологии», 2005. 96 с.
  4. Винюкова С.С. Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). С. 53 – 55.
  5. Горчакова А.М., Конакова Т.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи // Самарский научный вестник. 2018. № 3 (4). С. 27 – 30.
  6. Павлова М.В. Причины нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 284 – 285.

Интересная статья? Поделись ей с другими: