УДК 378.14.015.62

Формирование медиакомпетентности обучающихся в процессе профессиональной подготовки

Казанцев Игорь Алексеевич – кандидат технических наук, профессор кафедры сварочного, литейного производства и материаловедения Пензенского государственного университета.

Казанцева Татьяна Григорьевна – учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 109 «Планета детства» г. Пенза.

Аннотация: В представленном материале показана взаимосвязь между традиционными и новыми методами подготовки студентов высших учебных заведений при подготовке к профессиональной деятельности с использованием важнейших элементов Российского медиаобучения. Развитие медиакомпетентности в большей степени зависит от современных подходов преподавателей высших учебных заведений к методике обучения в условиях применения медиа технологий. Установлено, что уровень сформированности професиональных компетенций обучающихся в большей степени зависит от качества базового образования и предшествующих знаний, умений и навыков, полученных на ранних стадиях обучения в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобучение, медиа технологии, образование, компетенции, студенты.

Первостепенное значение в обществе и общественной жизни играет качество, содержание и адекватность образования потребностям современного уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Высокое качество образования может быть достигнуто при неуклонном совершенствовании процесса информатизации, применении совершенных технологий обучения, включая мультимедиа, во все сферы деятельности современного человека. В этом смысле профессиональная подготовка и образование являются в большей степени наиболее трудным и сложнореализуемым.

Информированность, интенсивность обучения, индивидуальный подход, разработка совершенных методов, технологий обучения и средсв их реализации являются базой при получении профессионального образования. При этом качество образования и медиакомпетентность закладываются как на этапе получения базового образования, так и на этапе профессионального обучения.

Современная оценка понятия «медиакомпетентность обучаемого» предполагает процесс формирования компетенций с применением современных медиа технологий, позволяющих сформировать требуемы «банк» компетенций, свойственный той или иной области знаний, той или иной области профессиональной деятельности.

Сегодняшний подход ученых к проблеме широкого внедрения мультимедиа технологий весьма осторожен. По их мнению, следует разумно использовать современные и перспективные технологии и сконцентрироваться на максимальном применении их потенциала, и только с целью повышения качества образования.

Mehlinger H. D., изучая данную проблему, указывает на то, что, хотя университеты были в значительной степени успешны в подготовке квалифицированных специалистов до настоящего времени, современные образовательные потребности изменились, в том числе, из-за изменения в социуме [1]. Следует отметить, что потребность в специалистах, владеющих большим «банком» компетенций высока для любой области деятельности, но также высока и потребность в специалистах с высокой сформированность компетенций.

Исследования авторов работы [2] по формированию медиакомпетентности позволяют сделать вывод о том, важным условием при этом является сочетание традицирнных и современных, наиболее совершеннных и перспективных методов и средст обучения, например компьютерные технологии. Предлагаемые программы освоения преподаваемых дисциплин с использованием медиа технологий расширяют условия познания в различных областя знаний, позволяют приобрести необходимый опыт и прфессиональные навыки, в большей степени приближенные к реальной действительности, с учетом интенсивного развития современных представлений о медиакомпетентности.

Мультимедиа технологии интенсифицируют работу преподавателя и студентов, позволяют рационально соотносить элементы научно-теоретической и практической подготовки, более успешно осуществлять контроль за усвоением знаний и становлением умений, регулировать этот процесс [3]. Практика показывает, что не все студенты готовы охотно использовать современные методики представления информации при обучении, поскольку обладают недостаточным уровнем базового образования и привычкой получать необходимые знания с применением традиционных методов и средств, что, в свою очередь, снижает качество полученных знаний, умений и навыков.

Shields J. выявил, что эффективная методология использования мультимедиа в образовании не может быть разработана мгновенно, так как процесс обучения нельзя кардинально изменять в какую-либо сторону, спешка и качественное образование – понятия не тождественные, поэтому вначале нужно провести семинары с преподавателями, научные эксперименты со студентами и только потом постепенно внедрять новые технологии в обучение [4].

Реформа образования, проводимая государством, предполагает, в том числе, и широкое внедрение медиа технологий в образовательный процесс. К сожаленью реализовать такой подход чрезвычайно сложно по многим причинам, основными из которых являются: низкий уровень стимулирования преподавателей, нежелание отказываться от традиционных методов обучения, мотивационная деформированность сознания, культурные и национальные барьеры. Особенно следует иметь в виду, что потребности государства в специалистах с высоким уровнем сформированности компетенций являются приоритетными в современных условиях развития науки и техники, причем опасность невостребованности неподготовленных специалистов в постоянно совершествованной информационной среде довольно высока.

Проведенными исследованиями установлено, что подготовка студентов с учетом основных показателей медиакомпетентности, таких как мотивация, информированность, практико-ориентированность и креативность, позволили добиться высоких результатов в части медиакомпетентности и профессиональной подготовки студентов высших учебных заведениях. При этом формирование и развитие професиональных компетенций должно находиться во взаимодействии с формированием и развитием медиакомпетентности.

В зарубежной научной литературе уже давно используется термин «медиакомпетентность» (английское – media competence, немецкое – medienkompetenz), под которым понимается спосбность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [5]. Однако данное определение не является полным и не содержит конкретики.

Совершенствование и модернизация методов и средст медиаобучения должно быть сопоставимо с бурным развитием общества, общественных, бытовых и общегосударственных отношений, включая профессиональные отношения в той или иной области знаний. Поэтому умение ориентироваться и взаимодействовать в современном медиаобществе является первостепенной задачей, решение которой позволит сформировать требуемые знания, умения и навыки обучающихся с использованием медиаметодов и средств, определяющих медиакомпетентность. При этом следует учитывать то обстоятельство, что уклон в использовании только новых медиа технологий, без реализации традиционных, является ошибочным. Кроме того, медиакомпетентность должна определяться специфически для возраста, это означает, что медиакомпетентность школьника выглядит иначе, чем медиакомпетентность взрослого человека [6].

Автор работы [7] изучая проблему медиакомпетентности, утверждает, что термин «медиакомпетентность» более точно определяет суть имеющихся у индивида умений пользоваться, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процесы функционирования медиа в социуме.

Под медиакомпетентностью, например, педагога следует понимать совокупность его знаний, умений, навыков, мотивов, способствующих медиаобразовательной деятельности в процессе преподавания предмета в аудитории различного возраста [8].

Анализ современных представлений о медиакомпетентности позволил сформулировать наиболее значимые ее показатели, к числу которых относятся:

а) мотивация – основные критерии медиаобучающейся деятельности, совершенствование соих знаний умений и навыков в области образования, включая самообразование;

б) информационность – информированность в теоретической, научной и практической области медиаобучения;

в) методический – методические знания, умения и навыки в области медиаобучения, уровень сформированности поведенческих мотивов;

г) деятельность – практико-ориентированные факторы при формировании принципов в медиаобучающейся практике всех видов учебных занятий: научной, исследовательской и практической деятельности;

д) креативность – элементы творчества, творческого мастерства при формировании необходимых знаний, умений и навыков в медиаобучающей деятельности, для будующей профессиональной деятельности.

Уровень сформированности компетенций, по указанным показателям, проводили с привлечением студентов четвертого курса, поскольку им наряду с необходимостью обладать не только требуемыми знаниями, умениями и навыками, еще необходимо владеть практикой эффективного применения медиа технологий в профессиональной деятельности.

Экспериментальные исследования проводили в два эапа:

а) первый этап – констатирующий, позволивший выявить уровень сформированности компетенций до начала освоения дисциплин;

б) второй этап – формирующий, позволивший выявить уровень сформированности компетенций после окончания освоения дисциплин.

Задания и тесты для проведения исследований на констатирующем этапе были разработаны с учетом современных требований к контролю знаний студентов и сучетом требований федеральных образовательных стандартов.

На основании проведенных исследований было установлено, что предложенные показатели медиакомпетентности превышают 50% барьер, что свидетельствует о приемлемом уровне знаний, умений и навыков, полученных при освоении предшетствующих дисциплин. Так, креативность, деятельность, методичность, информированность и мотивация соответственно составляют 60-62%, 79-80%, 80-83%, 70-72%, 65-68%.

При реализации формирующего этапа студентам была предложена следующая методика формирования медиакомпетентности:

а) научиться находить требуемую в заданиях информацию по тому или иному разделу освоения дисциплины, с целью решения учебных, научных, исследовательских и профессиональных задач при формировании требуемого уровня сформированности компетенций;

б) изучали и разрабатывали методики использования медиа технологий при решении профессиональных задач с возможностью их использования в своей профессиональной деятельности;

в) приобретали знания, умения и навыки при использовании различных возможностей современных электронных сетей с целью дальнейшей формирования и передачи информации;

г) при решении профессиональных задач, приобретении необходимых знаний, умений и навыков, учились рационально применять современное компьютерное обеспечение;

д) осваивали основные элементы видеоредактирования и компьютерного преобразования видеоматериала при решении профессиональных задач.

Задания и тесты для проведения исследований на формирующем этапе были разработаны с учетом современных требований к контролю знаний студентов и сучетом требований федеральных образовательных стандартов.

При проведеннии исследований на формирующем этапе было установлено, что предложенные показатели медиакомпетентности повысились на 10-30%, что свидетельствует о высоком уровне знаний, умений и навыков, полученных при освоении дисциплин на этом этапе. Так, креативность, деятельность, методичность, информированность и мотивация соответственно составляют 75-78%, 85-88%, 86-88%, 86-88%;, 90-92%.

Высокий уровень сформированности компетенций по показателям мотивация и информационность свидетельствуют о приобретении студентами необходимых познаний, возможности уметь и делать в области взаимодействия, применения и анализа рационального использования медиа технологий в пердстоящей профессиональной деятельности. Не смотря на то, что показатели креативность, деятельность, информационность повысились на величину больше среднего, большая часть студентов достигли высокого уровня сформированности компетенций, поскольку имеют опыт применения медиа технологий, полученный на раньних курсах обучения.

Проведенные исследования позволяют сделать обоснованный вывод, что при профессиональной подготовке студентов наиболее важно обладать требуемым уровнем сформированности компетенций – знаниями, умениями и навыками в области планирования, анализа, информационной компетентности, креативности медиакомпетентности и медиаграмотности в своей профессиональной деятельности, что подтверждается авторами работ [9 – 16].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применение различных форм медиа при формировании студента как личности, позволяет сформировать требуемый уровень медиакомпетентности в социальном пространстве, получить необходимые знания, умения и навыки для осуществления предстоящей деятельности на высоком профессиональном уровне, с инновационным, творчески значимым подходом к окружающей действительности.

Список литературы

  1. Mehlinger H. D. Education reform in the information age [Text]: D. Mehlinger. – Indiana: Center for Excellence in Education, 2005. – 176 p.
  2. Боликова Л. Ю., Баканова М. В. Реализация педагогического потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в процессе профессиональной подготовки студентов вуза [Текст] / Л. Ю. Боликова, М. В. Баканова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2008. – №3. – С. 124-129.
  3. Дмитриев Д. Б., Мещеряков А. С. Мультимедийные обучающие программы как средство формирования профессиональной иноязычной компетентности студентов [Текст] / Д. Б. Дмитриев, А. С. Мещеряков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. – №3. – С. 115-121.
  4. Shields J. Brave new multimedia [Text] / Shields // Technology and Learning. – 2007 – Vol. 20. – Pp 37-39.
  5. Tulodziecki G. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Mediaenpadagogik [Text] / Tulodziecki // Bad Heilbrunn. – 2007 – S 120.
  6. Протопопова В. В. Медиакомпетентность современного педагога [Текст] / В. В. Протопопова // Высшее гуманитарное образование XXI века, Проблемы и перспективы: в 2-х т. Т 1. Педагогика. Психология – Самара: 2009. – С. 285-288.
  7. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст]: А. В. Федоров. – М.: Информация для всех, 2007. — 616 с.
  8. Федоров А. В. Медиаобразование и медиакомпетентность [Текст]: А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. – 136 с.
  9. Мясникова Т. И. Развитие медиакомпетентности студентов университета [Текст]: Т. И. Мясникова. – Оренбург, 2010. – 200 с.
  10. Беляева, А. Н. Особенности формирования медиакомпетентности в вузе [Текст] / А. Н. Беляева // Молодой ученый. – – № 49 (444). – С. 162-165.
  11. Чеботарева Н. И. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза // Электронная библиотека диссертаций: [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-mediakompetentnosti-studentov-vuza?ysclid=lbd8vccr24554378554. (Дата обращения: 12.03.2024).
  12. Челышева И. В. Развитие медиакомпетентности студентов педагогического вуза: традиции и инновации // Электронный научный архив «УрФУ»: [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55834/1/notv_2011_038.pdf?ysclid=lbd8vgpl7z339892062. (Дата обращения: 15.03.2024).