УДК 37

Формирование умения мыслить на основе метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци

Канищева Юлия Владимировна – магистрант направления «Педагогическое образование» кафедры Педагогики и методики начального образования факультета Педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются особенности «элементарного образования» Иоганна Генриха Песталоцци, его вклад в развитие педагогической теории и практики современного образования, а также его идеи о необходимости параллельного и гармоничного развития человеческой личности, формирования умения мыслить.

Ключевые слова: элементарное образование, концепция развивающего обучения, теория и практика начального образования, нравственное, физическое и умственное образование.    

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) был одним из первых педагогов конца XVIII – начала XIX в., который своими идеями, взглядами и опытом практической деятельности оказал огромное влияние на всё последующее развитие мировой педагогической мысли.

И.Г. Песталоцци выделил такие средства образования личности, которые наиболее актуальны, результативны и имеют огромное значение в современном образовании, раскрывая научный и практический потенциал [8].

Данную методику И.Г. Песталоцци изложил в «Азбуке умений», которая помогла изменить взгляд на образование и сделала его более доступным для всех детей. Его идеи вдохновляют педагогов по всему миру в настоящее время.

Азбука умений И.Г. Песталоцци направлена на формирование умения мыслить школьников через систему упражнений, способствующих логическому мышлению и анализу информации. Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении, установлении связей между теорией и практикой с использованием наглядных пособий и демонстрационного материала. Применяя метод «элементарного образования И.Г. Песталоцци, большое внимание уделяется на гармоничном развитии ребенка, включая его интеллектуальные, эмоциональные и духовные аспекты.

Методика «элементарного образования» включает практические навыки чтения, письма, арифметики, географии, истории и ремесла, что помогает детям лучше понимать и запоминать изучаемый материал.

Отмечается, что метод «элементарного образования» помогает ученикам осознать, что знания могут быть упорядочены и систематизированы, способствуют развитию умений анализировать получаемую информацию и мыслить логически.

Ключевыми умениями, которые И.Г. Песталоцци считал необходимым для развития детей, являются:

  • чувственное восприятие и описание окружающего мира;
  • развитие речи;
  • самостоятельное мышление и решение задач;
  • развитие социальных навыков и умения работать в коллективе;
  • развитие памяти и внимания;
  • умения критически оценивать информацию и делать выводы.

Опираясь на ключевые умения, педагог выделил принципы развития умения мыслить:

  • верить в уникальность каждого ребенка, необходимость индивидуального подхода к его обучению и воспитанию;
  • обучение и воспитание связано с реальными жизненными ситуациями;
  • обучение и воспитание должно способствовать формированию характера и нравственности;
  • свобода для развития ребенка, самостоятельность при изучении и исследовании мира, используя собственный опыт;
  • образование – ключ к счастью и благополучию общества, доступность образования всем, независимо от социального положения.

Формирование умений мыслить у младших школьников на основе метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци помогают развивать нравственность, трудолюбие, физическую активность через:

  • рассказы о добрых поступках, формирование моральных ценностей;
  • работу и заботу о живых существах, уважении к природе;
  • взаимодействие через игру, решение проблем общения и конфликтных ситуации;
  • совместную работу в группе, развивая коммуникативные и лидерские навыки;
  • обсуждение проблем и аргументирование своей точки зрения;
  • понимание окружающих;
  • исследование мира и проведение научных опытов, способствующих развитию навыков наблюдения, анализа, решения проблем, уважения и оценки знаний.

Таким образом, система формирования умений мыслить у младших школьников на основе метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци включает в себя несколько аспектов:

  • учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка, педагог должен разработать индивидуальные программы обучения;
  • всю полученную информацию дети должны анализировать и интерпретировать;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • умение выражать свои мысли и идеи, поощрение за поиск нестандартных решений проблемы;
  • умение анализировать, делать выводы и обосновывать свои мысли и утверждения;
  • развитие эмпатии и понимания социальных и моральных аспектов жизни;
  • метод игры – эффективное средство развития мышления у детей, поскольку позволяют учиться через опыт и взаимодействие.

Эффективная реализация этой системы требует гибкости и творческого подхода со стороны учителя, а также понимания особенностей развития детей в младшем школьном возрасте.

Система формирования умения мыслить у младших школьников на основе метода «элементарного образования» И.Г. Песталоцци представляет собой комплексный подход, направленный на гармоничное развитие ребенка. При правильной реализации данной системы учащиеся младших классов приобретают не только базовые знания, но и навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире и реализации своего потенциала.

Список литературы

  1. Бим-Бад, Б.М. Категория созерцания в дидактике Песталоцци / Борис Михайлович Бим-Бад. – Тверь: Тверской государственный университет, 2009. –№ 10 (Педагогика и психология). – С. 66-77.
  2. Блохман, К.И. Характерные черты образа жизни и деятельности Песталоцци // Сборник переводов по педагогике, дидактике и методике / Под ред. Г.Н. Пескова. Т. 1. – СПб.: Издатель Д.Е. Кожанчиков, 1872. – С. 1-12.
  3. Иоганн Генрих Песталоцци [Электронный ресурс] –https://ru.wikipedia.org.
  4. Корнетов, Г. Б. Педагогическая система И. Г. Песталоцци // школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). – – № 3.  – С. 48-58.
  5. Кузьменкова, М. В., Методика обучения Иоганна Генриха Песталоцци (на материале использования наглядности в обучении изобразительному искусству) // Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2021.  – С. 426-427.
  6. Локтева, С.Ф. Педагогическая система И.Г. Песталоцци: библиографический указатель / КГУ. Курск: КГУ, 2016. – 69 с.
  7. Никитина, О.А. Ступени формирования понятий И. Г. Песталоцци с точки зрения эпистемного подхода / О.А. Никитина // Известия Российской академии образования. – –№ 3 С. 27-36.
  8. Осинина, Т.Н. И.Г. Песталоцци о развитии способностей личности. // Воспитание школьников. – – № 1. – С. 68–74.
  9. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т . Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. – 336ос.
  10. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения: В 3-х томах / Под ред. М.Ф. Шабаевой. Т. 2. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 563 с.
  11. Пинкевич, А.П., Медынский Е. Н. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. К столетию со дня смерти. – М.: «Работник просвещения», 1927. – 116 с.
  12. Раненский, Б.М. Друг детей – Генрих Песталоцци / Б. Раненский // Детское чтение длясердца и разума. – М.: 2012. – № 9 – С. 31-35.
  13. Хуторской, А.В. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци / А.В. Хуторской // Школьные технологии. – 2010. – №2. – С. 78-83.
  14. Цветкова, Е.Ю. Педагогическая система Песталоцци. Сборник «Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра», материалы III-й международной научной конференции, в 2 т. Санкт-Петербург: 2020. – С. 909-912.

Интересная статья? Поделись ей с другими: