УДК 376.37

Особенности коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Костина Виолета Николаевна – студент магистр факультета коррекционно-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье представлено описание системы коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ результатов констатирующего этапа исследования, на основании которого разработана система коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Исследование проводилось на базе МБДОУ №234 «Кроха» г. Новосибирска на протяжении 2023-2024 учебного года. В исследовании приняли участие 11 детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диагностика, диагностические критерии оценки уровня развития вербальной и невербальной коммуникации, коррекционная работа, вербальная коммуникация.

Введение

Каждый человек проходит процесс формирования личности, реализуемый в полной мере за счет интеграции в общество, взаимодействия с другими людьми. Важную роль в этом играет процесс коммуникации.

Для ребенка с особенностями психофизического развития, в частности с расстройствами аутистического спектра, процесс формирования коммуникативной активности и, как следствие, интеграции в жизнь общества, его функционирования как социально-активной личности, способной к адекватному межличностному взаимодействию, осложняется. В этой связи изучение особенностей вербального компонента коммуникативной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра выступает одним из приоритетных объектов психолого-педагогического и специального исследования [6, c. 9-18]. Целенаправленное влияние на формирование вербальной коммуникации у детей с РАС играет важную роль, поскольку за период дошкольного детства ребенок активно овладевает социально-коммуникативной компетентностью с целью расширения общения с окружающим миром.

Важным аспектом полноценного развития ребенка является благоприятная социальная ситуация, которая создает условия для вербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Применительно к детям дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра это условие реализуется весьма тяжело, поскольку ядерным нарушением психики таких детей является устойчивый дефицит социальной коммуникации и взаимодействия.

Исследование и апробация коррекционной методики проводились на базе МБДОУ №234 «Кроха» г. Новосибирска на протяжении 2023-2024 учебного года. В исследовании приняли участие 11 детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет с расстройствами аутистического спектра.

В ходе диагностики мы исследовали информационный, интерактивный и перцептивный компоненты вербальной коммуникации.

На констатирующем этапе мы исследовали информационный, интерактивный и перцептивный компоненты вербальной коммуникации. На констатирующем этапе исследования было выявлено что 9 детей из 11 имеют низкий уровень развития вербальной коммуникации. У этих детей не сформировано понимание обращенной речи, не развита экспрессивная речь, что соответствует 1 уровню речевого развития согласно классификации Р. Е. Левиной. Они не реагируют на свое имя, либо реагируют ситуативно, не умеют выражать просьбу и отказ социально-приемлемым способом, не распознают свои и чужие эмоции и чувства, проявляют протестные реакции при смене видов деятельности и негативно реагируют на телесный контакт.

Средний уровень развития вербальной коммуникации констатирован у 2 детей из 11. У этих детей недостаточно сформирована экспрессивная речь. Дети используют элементарные и иногда развернутые фразы, но их речь эхолалична, аграмматична и лишена коммуникативной направленности.

По результатам диагностики нами была спланирована коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации, направленная на развитие коммуникативно-информационного, интерактивного и перцептивного компонента вербальной коммуникации.

При разработке программы коррекционной работы мы учитывали принципы и подходы описанные в Федеральном государственном образовательном стандарте и специфические принципы и подходы описанные в Федеральной адаптированной образовательной программе.

Целью коррекционной программы является формирование вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

В структуру коррекционной работы мы включили элементы таких методик как АВА-терапия [11], TEACCH-технология[1], а также методик Е. Р. Баенской, И. В. Ковалец [4], М. М. Либлинг[2], С. С. Морозовой[2], Л. Г. Нуриевой[10], О. С. Никольской [2], А. В. Хаустова [10], И. В. Ковалец [4]

Организация коррекционной работы

По нашему мнению для развития вербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо развивать

  • интерактивный компонент: умение взаимодействовать с окружающими людьми, устанавливать зрительный контакт, выражать просьбу или отказ;
  • информационный компонент: способность понимать обращенную речь, активно оперировать словарным запасом, владение лексико-грамматическим строем речи, умение осмысленно и связно передавать текст, устанавливать причинно-следственные связи, умение инициировать и поддерживать диалог.
  • перцептивный компонент: способность адекватно воспринимать партнера по общению, способность распознавать и называть эмоциональные состояния свои и чужие, такие как радость, грусть, удивление, страх, злость, адекватно реагировать на телесный контакт и на смену обстановки.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при воспитании и обучении детей с расстройствами аутистического спектра необходимо учитывать их особые образовательные потребности. Соответственно при составлении коррекционной программы по развитию вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра необходимо учитывать психофизическое развитие каждого ребенка и его индивидуальные возможности. В связи с этим при организации коррекционного воздействия необходимо учитывать специфику нарушения с целью выбора приемов и методов работы с данной категорией детей.

В связи с тем, что речевое развитие детей значительно отличается цели и задачи коррекционной работы тоже различны.

Основной целью коррекционной работы для детей, имеющих 1 уровень речевого развития являлось развитие понимания обращенной речи и активизация речевой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

на подготовительном этапе

  1. формировать умение устанавливать зрительный контакт с педагогом;
  2. развивать понимание обращенной речи;
  3. развивать способность к речевому общению;

на основном этапе

  1. формировать умение выражать просьбу или отказ;
  2. формировать способность распознавать эмоции и чувства;
  3. формировать способность использовать коммуникацию для достижения цели в различных ситуациях;

 на заключительном этапе

  1. закреплять умения и навыки в повседневных ситуациях;
  2. формировать умение взаимодействовать с окружающими людьми в совместной деятельности;

Целью коррекционной работы для детей со 2м уровнем речевого развития являлось развитие диалогической формы речи и умение строить развернутые связные высказывания.

задачи подготовительного этапа:

  1. формировать «учебное» поведение;
  2. формировать умение следовать расписанию.

задачи основного этапа:

  1. формировать умение инициировать и поддерживать диалог с помощью шаблонных фраз;
  2. формировать умение осмысленно и связно излагать текст;
  3. формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. формировать умение грамматически правильно оформлять высказывания;

задачи заключительного этапа:

  1. закреплять умения и навыки в повседневных ситуациях
  2. формировать умение взаимодействовать с окружающими людьми в совместной деятельности;

Реализация указанных задач осуществлялась как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в специально смоделированных и в естественно возникающих ситуациях.

По данным промежуточной диагностики на этапе формирующего эксперимента, мы отметили, что предложенная нами коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра позволяет развивать интерактивный, информационный и перцептивный компоненты. Благодаря развитию этих компонентов, дети формируют способность к речевому общению, к диалогической речи, учатся выражать просьбу и отказ, учатся взаимодействовать с окружающими людьми, работать совместно в группе, распознавать эмоции. Без развития вербальной коммуникации невозможна адекватная социализация ребёнка в семье и в обществе.

Список литературы

  1. Зюмала Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН / Розитта Зюмала; ред. М. Бачило; пер. с нем. А. Ладисов, О. Игольников. – Минск: БелАДПИиМИ, 2005. – 55 с.
  2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работапри тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя –дефектолога / Под ред. С. С. Морозова. –М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2007. -176 с.
  3. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи /Под ред. О.С.Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Теревинф, 2007. -288 с.
  4. Ковалец И. В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии эмоциональной сферы. М.: Владос, 2003. 136 с.
  5. Костина В.Н. Описание и обоснование диагностических критериев оценки уровня развития вербальной и невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра /А. Ю. Чистобаева, В. Н. Костина// Обществознание и социальная психология. №12-2 (55) 2023. С. 110 – 121 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=62704771
  6. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. Изд-во Московского университета. 1990. 196с.
  7. Морозов С. А. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра / С.А. Морозов, Т.И. Морозова, Б.В. Белявский // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – №1. – С.9-18.
  8. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Москва: Владос, 2007. 182 с.
  9. Никольская О. С., Аршатская О. С., Аршатский А. В. и др./под ред. Ляховицкой И. Ф. Дети и подростки с аутизмом. М.: Теревинф, 2011. 136 с.
  10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2017. 130 с.
  11. Хаустов А. В. Формирование навыков вербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие М.: ЦПМССДиП, 2010. 87 с.
  12. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis) терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм; пер. с англ. Зухры Измайловой-Камар. – Изд. 4-е. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 207 с.