УДК 373.31

Особенности обучения младших школьников сочинению-описанию по личным впечатлениям на уроках русского языка

Луць Любовь Андреевна – студент факультета Начального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Иргашева Тамара Гулямовна – доктор педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского  государственного университета им. Н.Ф. Катанова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей обучения младших школьников сочинению-описанию по личным впечатлениям на уроках русского языка. Изучены особенности формирования коммуникативной компетенции учащихся в младшем школьном возрасте. Рассмотрены основы формирования умения писать сочинения и сочинения-описания.

Ключевые слова: развитие речи, коммуникативные навыки, сочинения-описания, личные впечатления, уроки русского языка, младшие школьники.

Одна из главных задач начальной школы – развитие у детей умения связно излагать свои мысли, повышение их языкового и культурного уровня. Как правило, именно в этот период дети начинают овладевать нормами устной и письменной речи, учатся использовать языковые средства в различных коммуникативных ситуациях, в зависимости от целей и задач речи.

Вопрос эффективного говорения особенно важен сегодня, когда все большее значение приобретает правильная и убедительная речь. Овладение навыками говорения необходимо для развития позитивной социальной личности. Каждому человеку необходимо научиться говорить четко и грамматически правильно, иметь чистый голос, свободно и творчески выражать свои мысли в устной и письменной форме, показывать эмоции в различных интонациях, соблюдать культуру речи и развивать коммуникативные навыки.

Однако многие ученики не обладают достаточным словарным запасом, чтобы вовремя подобрать нужные слова для точного выражения своих мыслей, что приводит к невнятным выражениям и примитивной монотонной речи. Недостаточный словарный запас и неумение правильно строить предложения приводит к затруднению в усвоении орфографии. Ученики склонны мыслить конкретно, используют абстрактные слова и выражения, не понимают их значения, не соблюдают правильную структуру фраз и предложений, ставят ударение в словах и используют «слова-паразиты» [3, с. 36].

Поэтому развитие коммуникативной компетенции учащихся считается одной из важнейших задач на современном этапе образования.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – сложный и многоаспектный процесс. По определению Т.Г. Иргашевой «коммуникативные компетенции это знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.» [4, с. 19].

Преподавание русского языка в начальной школе – важный предмет и как основа языковой связности, и как методика написания сочинений-рассуждений.

Многолетний опыт учителей страны доказывает, что «самой сложной частью программы по русскому языку и литературе для современных младших школьников является написание творческих работ и классической прозы». Многим современным ученикам начальной школы неинтересно читать и понимать художественные тексты, их мышление «клиповое» и зависимое от гаджетов, их словарный запас очень беден. В этом случае учителю необходимо найти пути решения глобальной проблемы – развивать у школьников способность создавать тексты [5, с. 467].

По мнению Ю.В. Бадички: «Сочинение – это самостоятельная письменная работа, в которой учащиеся выражают свои мысли, суждения и переживания. Такая работа формирует умения, связанные с выражением отношения ученика к окружающему миру и к различным проблемам современного общества» [1, с. 136].

По жанру или типу высказывания сочинения делятся на 3 основных вида: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Рассмотрим более подробно сочинение-описание.

Сочинение-описание – это сочинение, основанное на описаниях и являющиеся разновидностью речи. Поэтому в сочинении такого типа будет присутствовать множество прилагательных, причастий и других частей речи, которые помогают выразительно и максимально точно описать объект описания. Необходимо различать типы речи и стиля. При написании сочинения дети часто путают эти понятия. Под стилем понимаются элементы, характерные для определенного типа письма, то есть специальная лексика и приемы, а тип речи отражает цель написания.

Поэтому один из способов развить у учеников начальной школы умение писать, а вместе с ним и умение выражать свои мысли на общем связном языке, – это развить их способность писать хорошие сочинения, красочные и эмоциональные. Сочинение – это возможность выразить свою позицию по той или иной теме. При написании сочинения ученики могут систематизировать свои знания и чувства, сформировать общие впечатления, сделать выводы по определенным позициям в сочинении и наметить план дальнейшего развития. Учиться писать сочинения нужно на протяжении всех лет обучения в начальной школе, после чего развитие этого навыка продолжается в средних классах общеобразовательной школы.

Сочинение-описание по личным впечатлениям – один из самых сложных видов обучения сочинению-описанию в начальной школе. Сложность этого вида сочинения для речевого развития учеников начальной школы заключается в том, что им приходится развивать умения не только описывать предметы, картинки, людей, животных и т.д., но и выражать свое отношение, впечатления, личные чувства к описываемым вещам. Этот вид письма очень творческий и требует от учеников выражения всех эмоций, которые они испытывают после чего-то, или впечатлений, которые они получают от увиденного. Более того, сочинения, основанные на личных впечатлениях, требуют не только определенного жизненного опыта, но и опыта анализа собственных чувств, умения выделить определенные черты объекта, который описывает ученик, умения выразить эти впечатления в виде словесного высказывания, а также умения облечь собственные идеи в словесную форму [2, с. 1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указано что, предметные результаты по предмету «Русский язык» должны обеспечивать младшим школьникам создание условий для формирования умений…«создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений…» [6].

По утверждению Т.В. Скляр «именно сочинение придает смысл всем урокам русского языка, формирует ценностное отношение к его изучению, является наилучшим средством мотивации освоения грамматики и правописания» [7, с.203].

Поэтому описательное сочинение, основанное на личных впечатлениях и наблюдениях – это тип сочинения, требующий особой подготовки. При написании такого сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям учащиеся должны уметь использовать большое количество прилагательных и причастий, проводить сравнения, анализировать, организовывать предложения и перечислять объекты. Преподавание русского языка, в том числе по программам языкового развития, является важнейшим предметом для формирования навыков написания сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям. Однако подготовка к написанию таких сочинений должна осуществляться и на других курсах и во внеурочной деятельности. Получив возможность писать описательные тексты на основе личных впечатлений и наблюдений, школьники будут мотивированы и вдохновлены на изучение русского языка, а значит, смогут наиболее грамотно, ярко, выразительно и точно выразить свои впечатления от пережитых событий.

На основании теоретического исследования можно утверждать, что систематическое обучение написания сочинения-описания по личным впечатлениям на уроках русского языка будет являться эффективным средством развития речи учащихся.

Список литературы

  1. Бадичка Я. В. Обучение сочинению-описанию на уроках русского языка в начальных классах // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности : материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Рязань, 23–24 апреля 2020 года / Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2020. С. 135-138.
  2. Бакулина Г.А. Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S27. С. 1-5.
  3. Бойченко А.В., Бакланова Т.С, Носкова Н.А. Развитие речи младших школьников // Современная педагогика и психология: актуальные вопросы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 21 декабря 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2021. С. 36-38.
  4. Иргашева Т.Г. Развитие речи младших школьников в условиях компетентностного подхода: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / Т. Г. Иргашева. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2020. – 140 с.
  5. Мурзина В.А. Сочинение-описание в практике обучения русскому языку: к постановке проблемы // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2023: материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 28–31 марта 2023 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. С. 466-470.
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 14.10.2023).
  7. Скляр Т.В. Учебно-практическая задача как средство формирования умений написания сочинения - описания в третьем классе // Resultsofresearchactivities 2018: inventions, methods, innovations: Сборник материалов XLII Международной научно-практической конференции, Москва, 17 декабря 2018 года. – Москва: Научный центр «Олимп», 2018. – С. 202-205.

Интересная статья? Поделись ей с другими: