УДК 373.31

Особенности формирования нравственных представлений у младших школьников через использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения

Соммер Ольга Александровна – студентка Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Савченко Владимир Владимирович – учитель начальных классов, старший преподаватель кафедры Дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей формирования нравственных представлений у младших школьников через использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения. Изучены особенности использования малых жанров фольклора на уроках литературного чтения.Описана опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные представления, малые жанры фольклора,  уроки литературного чтения, младшие школьники.

В свете событий, происходящих в современном мире, в российском образовании обострилась проблема воспитания у подрастающего поколения наших граждан нравственного кодекса, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях. Это отмечается и в нормативных документах, посвященных современным образовательным ориентирам. Так, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) говорится, что главным личностным результатом образования должны стать культурные, духовные и нравственные ценности традиционного российского общества, составляющие основу нравственного воспитания [4].

Проблема нравственного воспитания является вечной проблемой педагогики и всегда ставилась во главу угла образовательного и воспитательного процесса [4].

Позднее к этому вопросу активно обращались такие философы, как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. С. Сольвьёв. С возникновением педагогики как науки проблема нравственного воспитания стала предметом ее изучения как одна из основных составляющих в становлении подрастающего поколения. В этой связи стоит упомянуть работы таких корифеев педагогики, как П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко,И. Г. Песталоцци, И. А. Сикорский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский,С. Т. Шацкий, П. А. Флоренский. Сегодня проблемы нравственности активно разрабатываются такими авторами, как Е. В. Бондаревская,Н. М. Борытко, М. И. Мухина, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, А. В. Хуторской, Н. Е. Щуркова.И все современные исследования в этой области показывают, что моральные ценности легче всего формируются в возрасте от 6 до 10 лет, когда они активно развиваются и расширяются [3].

Говоря о нравственном восприятии, следует исходить из того, что оно является основой процесса нравственного воспитания и первым шагом в формировании духовно-нравственной личности. Содержание этого восприятия связано с обобщенными образами, основанными на общечеловеческих ценностях (добро и зло, любовь, красота, доброта, отзывчивость, сопереживание и т. д.).

Однако современные авторы, к числу которых можно отнести О. С. Богданову, И. А. Каирова, А. Г. Маклакова, А. А. Реана, Л. М. Фридмана, М. Г. Яновскую, включают в систему нравственных представлений и способность ребенка формулировать своиобязательства, основанные на этих ценностях.

Нравственное воспитание - это непрерывный процесс, но он зависит от возрастных особенностей. Психологи установили, что дошкольный и школьный возраст - наиболее чувствительный период для нравственного развития. Это связано с тем, что одной из возрастных особенностей детей является повышенное осознание и принятие моральных правил и норм.Характеризуя особенности младшего школьника, Н. С. Лейтес говорит, что этотвозрастной период можно назвать периодом «впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу» [2, с. 44].

Анализ нормативно-правовых документов в области образования, а также научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что важнейшим направлением современной системы школьного образования является развитие нравственно компетентной личности, способной самостоятельно управлять своим поведением и определять личные цели на основе духовно-этических идей и концепций. Особую роль в достижении этой цели играет изучение гуманитарных наук, прежде всего литературы и истории. В начальной школе первым шагом является курс литературного чтения [5].

На этих уроках дети читают произведения, в которых они не просто знакомятся с этими ценностями, а глубоко осознают их сущность, что является основой нравственного воспитания. Однако среди художественных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения для учащихся средней школы, особого внимания заслуживает фольклор. Формирование нравственных представлений у детей должно начинаться со знакомства с народной культурой и национальными традициями, в которых эти представления заложены. Это находит отражение в фольклорных произведениях, а фольклорная художественная литература - одна из лучших.

О его роли в воспитании младших школьников говорили в своих работах как классики методики изучения литературы (В. П. Аникин,Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский), так и современные авторы (М. А. Верб, Т. Г. Жарковская, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др.)[1].

В нашей работе речь идет о малом жанре фольклора. Как уже говорилось, к ним относятся колыбельные, песни, прибаутки, пословицы и поговорки, заклинания, загадки и считалки.

Поэтому современные педагоги должны искать нетрадиционные методы и приемы при знакомстве детей с малым жанром фольклора. Только так можно развить у детей не только способность понимать содержание произведений, но и умение формировать нравственные понятия, отражающие добро и зло, честность и нечестность, сочувствие и сострадание, взаимопомощь и так далее. И все это должно быть основано на деятельности, которая, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего нравственного развития детей [1].

Нами была проведенаопытно-экспериментальнаяработана базе МБОУ «СОШ № 5» г.Абакана РХ в третьих классах и была направлена на достижение основной цели работы, связанной с оценкой потенциала малых форм фольклора в формировании нравственных представлений. В качестве экспериментальноговыбран2 В, в качестве контрольного - 2 Б. В каждом классе по 30 обучающихся. Общее количество детей, принявших участие в работе, составило 60 человек.

В соответствии с проведенным теоретическим анализом проблемы формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста была выделена структура данного явления, которая включает когнитивный, мотивационный и эмоционально-чувственный компонент.

Оценку сформированности когнитивного компонента мы проводили на основании диагностической методикиН. Е. Щурковой «Нравственные представления». Анализируя количественные данные,можно сделать вывод, что у обучающихся третьих классов преобладает по когнитивному компоненту сформированности нравственных представлений средний уровень. Причем в экспериментальном классе он существенно ниже, чем в контрольном (на 13,3%), где этот уровень является преобладающим. Уровень выше среднего в обоих классах одинаков, тогда как уровень ниже среднего в экспериментальном классе гораздо выше.

Если говорить об уровнях высокого и низкого показателя, то в контрольном классе они равны и составляют небольшой количественный и процентный состав детей. В экспериментальном классе высокого уровня не выявлено, а низкий, хоть и представлен небольшим количеством детей, но тем не менее составляет 13,3 %, что по сравнению с контрольным классом в два раза выше.

Следующим этапом стала оценкасформированности у обучающихсямотивационного компонента изучаемого нами явления нравственности. Проверка этого компонента проводилась через использование методики «Диагностика нравственной мотивации» Л. В. Строгановой. Количественный анализ данных полученных по методике Л. В. Строгановой, показывает, что и в контрольном, и в экспериментальном классе преобладает средний уровень нравственной мотивации. Причем различия между классами практически нет (на 3%). Нет и различия в высоком и низком уровневых показателях. Различия наблюдаются в показателях выше среднего (на 3,4%) и ниже среднего (на 6,7%). При этом именно показатели ниже среднего в экспериментальном классе превышают данные в контрольном классе существенно. Однако в целом, сравнение результатов обоих классов позволяет нам заключить, что они расходятся незначительно.

Для определения сформированности эмоционально-чувственногокомпонента нравственных представлений детей была использована методика «Закончи предложение» И. Б. Дермановой. Анализируя данные, можно констатировать, что в обоих класса преобладает средний уровень эмоционально-чувственного компонента. Хотя в показателях этого уровня в контрольном и экспериментальном классах есть и небольшие различия. При этом в экспериментальном классе существенно превышает показатели контрольного класса уровня ниже среднего (в два раза), а вот показатели выше среднего у учеников экспериментального класса выше в два раза, однако по количеству это составляет небольшой процент от общего числа детей.

Проанализировав все компоненты, выделенные нами в нравственных представлениях детей, позволяют сделать общий вывод, что у обучающихся в 3-х классах нравственные представления в основном сформированы на уровне не выше среднего, что является недостаточным для этой категории младших школьников, а значит, требует усиления работы в нравственном воспитании.

Список литературы

  1. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. Москва: 2008. 416 с.
  2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. Москва: Педагогика, 2001. 146 с.
  3. Подласый П.И. Педагогика. Москва: 2001. 437 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf (дата обращения 12.10.2023).
  5. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. Москва: 2001. 329 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: