УДК 37

Применение нейросетей в практике обучения английскому языку в техническом вузе

Зуева Ирина Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Малькова Елена Владимировна – заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Аннотация: В процессе обучения иностранному языку все большую популярность приобретают нейросети, способные заместить сложные логические алгоритмы. С помощью нейросети можно успешно создавать образовательный контент: генерировать тесты, проводить анализ загруженного контента, создавать тесты, интерактивные диаграммы и задания. Согласно результатам нашего исследования использование приложений, основанных на нейросети способствовало повышению мотивации студентов к изучению английского языка. Было выявлено, что сгенерированные задания и видео-лекции, применяемые в форме интерактивных занятий, оказались более продуктивными по сравнению с традиционными формами обучения. 

Ключевые слова: нейросеть, искусственный интеллект, цифровые технологии, виртуальная реальность, образовательный процесс, адаптивность, персонализация обучения, контент, видеотранскрипт.

Не вызывает сомнения тот факт, что внедрение цифровых технологий в процесс обучения помогает студентам достигать более успешных результатов в получении знаний с помощью технологий виртуальной реальности. Гибкость и удобство применения цифровых технологий предоставляет огромный выбор различных возможностей как преподавателю, так и самому студенту. Применение цифровых технологий дает возможность адаптивности и персонализации процесса обучения. Адаптировать нужный контент под каждого студента позволяет алгоритм, который включает в себя несколько факторов: начальный уровень знаний студента, его предыдущий опыт, качество восприятия информации, уровень усвояемости учебного материала. Кроме того, принимая во внимание данные статистики подбирается определенный формат обучения, при котором студент может выполнять творческие задания и обычную программу. Приложения, созданные на основе нейросетей имеют огромное количество функций: распознавать произношение, контролировать орфографию и грамматику, запоминать ошибки.

Итак, нейросеть – это специальный тип программ, которые работающих по принципу человеческого мозга (только вместо нейронов применяются математические операции). Нейросети помогают нам ускорить и упростить некоторые поставленные задачи, которые в реальной жизни мы выполняем самостоятельно. Рассмотрим некоторые популярные нейросети, которые мы успешно используем на занятиях по английскому языку в МАДИ. Многие студенты по направлению подготовки «Таможенное дело» используют чат ChatGPT для выполнения необходимых заданий, а также сочинений и эссе. Чат имеет ряд возможностей для того, чтобы студент смог усовершенствовать нужные навыки по английскому языку, получить разъяснение тем, успешно подготовиться к экзаменам. При помощи ChatGPT возможно перевести текст, расширить запас необходимой лексики, изучить или повторить грамматику, усовершенствовать навыки письма, научиться составлять диалоги, пересказ по основным темам курса “Education and Professional Carrier”, “Health is above Wealth”, “The Importance of Customs Logistics Development” [1].

Искусственный интеллект подходит не только для работы с упражнениями и опросниками. С его помощью можно создать и обучающее видео. На этом специализируется, например, сервис synthesys. Вы загружаете сценарий — алгоритм преобразовывает текст в речь или в видео. Можно выбрать язык, голоса озвучки и аватар, а также отредактировать результат по своему усмотрению. Так, например, студенты по направлению подготовки «Менеджмент организации» создают обучающие видео по темам курса: “Operations Management”, “Health and Safety Management”, “Human Resources Management”, “Monitoring and Evaluation Management”.В некоторых приложениях технологии искусственного интеллекта применяются не только с целью персонализации контента, но и с целью общения с чат-ботами. Так, например, в приложении Duolingo искусственный интеллект дает возможность распознания речи студента. Алгоритм, в свою очередь анализирует грамматические конструкции, лексику и произношение и при необходимости выводит на экран правильный вариант [3].

Приложение Twee – это инструмент на базе искусственного интеллекта, призванный упростить планирование структуры занятия по английскому языку. Мы используем Twee для создания диалогов, историй, письм, статей, тестов по таким направлениям подготовки как «Управление персоналом», «Управление проектом». Данный инструмент может помочь учителям провести мозговой штурм словарного запаса, составить задания на заполнение пробелов и раскрытие скобок, а также быстро генерировать вопросы для проведения дискуссии, факты и цитаты известных людей, связанные с изучаемой темой. Twee имеет функции чтения, письма, аудирования, разговорной речи и грамматики (составление текстов, диалогов, видеотранскриптов) [4].

Еще одно популярное приложение PickLang, которое дает возможность изучать языки естественным для человека способом в ходе исследования окружающего мира. Эта нейросеть умеет генерировать упражнения по пользовательским фотографиям в режиме реального времени. Цель приложения – изучение иностранного языка при помощи сопоставления окружающих образов с их описанием. В PickLang возможно выполнять упражнения, которые сгенерированны по собственным  фотографиям или взятым из базы готовых фотографий. В приложении доступны два вида упражнений: выбор названия выделенного на фото объекта и заполнение пропущенных в описании фотографии слов. Современные возможности приложения В PickLang: взаимодействие с реальным миром, несложные вопросы и скрытые оценки навыков и интересов, персонализированная калибровка уровня и интересов, совместное использование социальных сетей, изучение реального контента с применением сложных задач, а также бесконечный категоризированный контент. В процессе обучения иностранному языку возможности этой нейросети можно применять для составления: образовательных и обучающих материалов, коротких видеороликов, говорящих мемов и видеопрофилей для социальных сетей, персонажей и аватаров, короткометражных обучающих фильмов. Для генерирования упражнений по направлению подготовки «Автомобильный сервис» нами были выбраны следующие темы “Automobile Production”, “Components of the Automobile”. Нами была выбрана серия фотографий по данным темам. Затем используя фотографии нейросеть сгенерировала упражнения и задания в соответствии с заданными параметрами снимка. В ходе работы формирование лексических навыков основывалось на запоминании большого объема лексики путем повторения слов и устойчивых выражений.Таким образом, использование нейросетей в образовании может помочь преодолеть ряд препятствий, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели. Одним из таких препятствий является доступность образования. Нейросети могут использоваться для создания онлайн-курсов и дистанционных программ обучения, которые могут быть доступны учащимся в любом месте и в любое время. Кроме того, использование нейросетей может помочь преодолеть проблемы в области оценки знаний и успеваемости учеников. Автоматизированные системы проверки знаний на основе нейросетей могут предоставлять быструю и объективную оценку успеваемости. Наконец, использование нейросетей может помочь преодолеть проблему нехватки квалифицированных преподавателей. Нейросети предоставляют широкий спектр инструментов и возможностей для создания новых форм обучения, которые могут значительно улучшить эффективность образовательного процесса и помочь студентам достичь лучших результатов.

Список литературы

  1. Аристова, А.С. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции, Екатеринбург, 05-06 декабря 2019 г. – Том 2. – Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. – С. 95-99.
  2. Костюкович, Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. – 2023. № 1. – С. 492-495.
  3. Котенко, В.В., Луценко, Н.О. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта на начальном этапе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. № 4. – С. 231-235.
  4. Рязанов, С.И. Искусственный интеллект как множество – классификация искусственных интеллектов // Вузовская наука в современных условиях. – 2020. Ч. 1. – С. 72-75.

Интересная статья? Поделись ей с другими: