УДК 37

Использование английских идиом для повышения учебной мотивации и познавательного интереса студентов к изучению английского языка

Пустолякова Елизавета Сергеевна – студентка кафедры Английской филологии Политехнического института – филиала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Мирный

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о том, как изучения английских идиом может повлиять на интерес и мотивацию студентов, изучающих английский язык. Интерес является неотъемлемой частью мотивации, поскольку положительные успехи в учебной деятельности студента напрямую зависят от правильной постановки цели и правильного формирования мотивации, что, в свою очередь, способствует развитию интереса. Идиомы играют важную роль при изучении английского языка. Как показало наше исследование, если заинтересовать студентов изучением английских идиом, это будет дополнительной мотивацией для овладения новых знаний. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, помогут выявить степень значимости обучения английским идиомам и их способы.

Ключевые слова: идиомы, идиоматические выражения, познавательный интерес, учебная мотивация.

Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Учебная мотивация понимается как частный вид мотивации, который включен в определенную деятельность (в данном случае в учебную). Это система побуждений, которая определяет активность учащегося и его стремление на овладение новыми знаниями и умениями. Соответственно, высокий уровень мотивации является основой для успешной учебной деятельности студентов.

Изучением особенностей мотивационной сферы учащихся занимались многие исследователи, в числе которых В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, В.К. Вилюнас, С. Епифанова, В.И. Ковалев, В.Г. Леонтьев и другие.

В исследованиях Л.И. Божович и Л.С. Выготского указано, что развитие познавательного интереса обусловлено потребностью во внешних впечатлениях. А цель познавательного интереса заключается в стремлении человека познать окружающий мир во всем многообразии форм его проявления.

В данное время существует большое количество методов и методик преподавания с помощью которых не так сложно заинтересовать и замотивировать студента на учебную деятельность.

Как утверждает С. Кузнецов, программы, ориентированные на практическое применение знаний, активное взаимодействие студентов и интеграцию современных технологий, создают благоприятное окружение для развития мотивации. Исследование Е. Новиковой подчеркивает, что использование интерактивных образовательных платформ, онлайн-курсов и технологий виртуальной реальности может значительно увеличить интерес студентов к учебе.

Для изучения английского языка важна учебная мотивация. Изучение любого языка сам по себе сложный процесс, где без заинтересованности довольно сложно его учить. При изучении английского языка не мало важную роль занимает обучение идиомам. При их изучении развивается языковая интуиция, студенты знакомятся с культурой и историей народа изучаемого языка, пополняется словарный запас, облегчается чтение и понимание оригинальных текстов. В английском языке идиоматические выражения каждый день используются как в формальном, так и в неформальном общении носителями языка. Таким образом, идиома -это неотъемлемая часть лексикона и словарного запаса английского языка. Поэтому важно, чтобы у человека, изучающего английский язык не было пробелов в знании и понимании идиоматических выражений английского языка.

Идиома – это неразложимое на составные элементы фразеологическое выражение, смысл которого очень часто не совпадает со значением его составляющих.

В словаре лингвистических терминов Ольга Сергеевна Ахманова приводит определения идиомы:

  1. «Идиома: словосочетание, обнаруживающее в своем синтаксическом и семантическом строении специфические и неповторимые свойства данного языка».
  2. «Идиома – фразеологическая единица, обладающая ярко выраженными стилистическими особенностями, благодаря которым ее употребление вносит в речь элемент игры, шутки, нарочитости».

Понятие «идиома» исследовалось такими авторами, как Куниным А. В., Смирницким А. И., Амосовой Н. М., Виноградовым В. В. и другими.

Английский лингвист Л.П.Смит предлагает следующую классификацию идиом в зависимости от видов человеческой деятельности:

  • Морские идиомы (Например: to touch bottom - дойти до предела).
  • Идиомы, связанные с охотой (Например: to call the dogs off–прекратить давить на кого-либо).
  • Идиомы о животных (Например: asbusyasabee–занят как пчела).
  • Природные идиомы (Например: break the ice – нарушить молчание).
  • Идиомы, связанные с домашними делами (Например: to make yourself at home – чувствуйте себя как дома).
  • Идиомы с упоминанием мебели (Например: Under the table– тайно, секретно).
  • Идиомы, связанные с кухней (Например: to be in a stew – быть как на иголках).
  • Идиомы с упоминанием еды (Например: big cheese–важная персона).
  • Идиомы, связанные с ремеслом (Например: to be the architect of one's own fortune – быть кузнецом собственного счастья).
  • Идиомы о человеческих взаимоотношениях (Например: а face only a mother could love – мы остаёмся красивыми для наших мам)
  • Идиомы о национальном характере англичан (Например: a man of his word – человек, держащий слово.)

Хотелось бы отметить, что классификация, предложенная Л.П. Смитом может быть расширена из-за постоянно меняющихся реалий современной действительности.

Существует множество форм работ со студентами, которые применяются для стимулирования познавательного интереса, формирования мотивации получения новых знаний и умений:

  1. Дидактические игры и упражнения;
  2. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
  3. Мероприятия по предметам;
  4. Творческие работы студентов по разным предметам;
  5. Проведение олимпиад;
  6. Использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
  7. Интеграция обучения (проведение интегрированных пар).

Для проверки нашей гипотезы о повышении мотивации и познавательного интереса с помощью изучения английских идиом, мы провели экспериментальное мероприятие под названием «Идиомы английского языка». В этом эксперименте приняли участие 23 студента кафедры английской филологии Политехнического института (филиала) "Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова" в г. Мирный.

Существует определенная последовательность работы с идиомами, которую мы использовали в нашем экспериментальном мероприятии:

  1. Прочитайте значение идиомы и примеры ее употребления в речи.
  2. Попрактикуйтесь в их использовании (напишите, прочитайте и произнесите эту идиому).
  3. Составляйте собственные предложения, используя эту идиому.

Данная последовательность работы является наиболее эффективной для запоминания идиом. В дополнение к вышесказанному, мы использовали следующие методы:

  1. Показ видео об идиомах английского языка;
  2. Объяснение происхождения идиом;
  3. Изучение идиом с картинками по карточкам;
  4. Тест на закрепление изученных идиом;
  5. Нахождение аналогии английских идиом в родном языке;
  6. Игра Alias - где каждый студент по очереди должен за ограниченное время объяснить своей команде идиомы, указанные на игровых карточках;
  7. Онлайн-платформа LearningApps, где мы создали интересные упражнения для студентов.

По окончанию данного мероприятия мы провели опрос среди студентов. Были заданы следующие вопросы:

  1. Будете ли вы самостоятельно изучать английские идиомы?
  2. Будете ли вы использовать английские идиомы на парах английского языка, во время общения друг с другом для практики разговорного английского языка?
  3. Как вы считаете, удалось ли нам с помощью английских идиом еще больше заинтересовать вас к изучению английского языка?

В ходе опроса нами были получены следующие результаты:

На вопрос, будете ли вы самостоятельно изучать английские идиомы, большая часть из числа присутствовавших на мероприятии студентов ответили, что в дальнейшем будут самостоятельно изучать английские идиомы. (Гистограмма №1).

image001

Гистограмма № 1.

На вопрос, будете ли вы использовать английские идиомы на парах английского языка, во время общения друг с другом для практики разговорного английского языка число студентов, давших отрицательный ответ и тех, кто не смог ответить сравнялось. При этом большая часть студентов ответила положительно (Гистограмма №2).

image002

Гистограмма № 2.

Большая часть из числа опрошенных ответила, что нам удалось с помощью английских идиом еще больше заинтересовать студентов к изучению английского языка (Гистограмма 3).

 image003

Гистограмма № 3.

Результаты экспериментального мероприятия позволяют заключить, что английские идиомы можно использовать для повышения учебной мотивации и познавательного интереса у студентов при изучении английского языка. Мы уверены, что обучение идиомам вместе с использованием разных методов и методик позволит увеличить познавательный интерес и учебную мотивацию студентов. Что в свою очередь поможет студентам ближе ознакомиться с историей и культурой народа изучаемого языка. Так же у студентов пополнится словарный запас, облегчится понимание оригинальных текстов и фильмов. Обучение английским идиомам является важным и интересным этапом, который может не только замотивировать студента на дальнейшее его изучение, но и является неотъемлемой частью лексикона английского языка.

Список литературы

  1. Амангельдиева Ж.К., Салимгали М.Н., Бекенов Е.М. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 11(73). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 109-123.
  2. Казакова А.И. ИДИОМАТИЧНОСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНОИСКУССТВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М: Издательство Советская энциклопедия, 1969.
  4. Руднова Ю.А. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему «Влияние познавательного интереса на положительную мотивацию учебной деятельности». Тольятти, 2022.
  5. Кононова Т.И. Способы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2021/02/12/sposoby-povysheniya-motivatsii-uchashchihsya-na-urokah.

Интересная статья? Поделись ей с другими: