УДК 376.36

Развитие ручной моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Лейтман Диана Дмитриевна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Крылова Елена Викторовна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье приводится анализ особенностей развития ручной моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи; описываются условия успешного формирования речи как основной психической функции человека. Представлены данные о взаимосвязи развития тонкой моторики рук и речи. Выполнен анализ некоторых методик по развитию моторики рук у дошкольников.

Ключевые слова: нарушения речи, мелкая моторика, тонкая моторика, дошкольники, методики.

В настоящее время проблема речевых нарушений и их исправления имеет особую актуальность. Учитывая, что они нередко возникают уже в раннем возрасте, необходимо их своевременно диагностировать и исправлять. Большинство научных исследований доказывают зависимость степени речевого развития от движения пальцев рук. Авторы отмечают некоторые закономерности, связанные с соответствием ручной моторики возрасту детей и речевому развитию. Если движения пальцев рук имеют определенные отставания, то задерживается и проявление речевых навыков [6, c. 120].

Речь – это сложившаяся в процессе человеческой деятельности форма коммуникации, которая связана с языком. Речь человека – это высшая психическая функция, которая должна иметь нормальное состояние и функционирование. Без этого невозможно соблюдение психических и личностных норм развития индивида. Полноценное речевое развитие возможно при наличии следующих условий:

  1. Сохранность анатомических функций центрального и периферического речевого аппарата.
  2. Сохранность анатомической целостности анализаторов.
  3. Нормальное развитие интеллекта.
  4. Наличие правильной речевой среды, здоровой обстановки в семье.
  5. Достаточное развитие ручной моторики.
  6. Своевременное формирование манипулятивной деятельности и функционирование тонкой ручной моторики.

Таким образом, развитие ручной моторики является одним из условий успешного формирования речи ребенка.

Так, Кольцова М.М. отмечала, что уровень речевого развития имеет прямую зависимость от ручной моторики, а именно от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Был сделан вывод о том, что закладывание морфологического строения и функций речевых областей совершается под воздействием ручных импульсов. Важно упомянуть, что проприоцептивная импульсация ручных мышц имеет усиленное влияние на речевые развития именно в детском возрасте [1, с.4-14].

Огромную работу по изучению вопроса взаимосвязи ручной моторики и речевого развития провела Фомина Л.В. Ее исследование проходило на детях, проживающих в детском доме. Было сформировано 3 группы детей, возраст которых начинался с 9-10 месяцев и до 1,3 года. Для каждой категории была разработана определенная схема занятий по речевому развитию. В каждой из них по 2,5 минуты с детьми занимались различными упражнениями, при этом в первой группе дополнительных занятий проведено не было. Вторая группа получала задание совершения свободного движения по полу в течение двадцати минут, третья группа в это время занималась упражнениями на ручную моторику. Первая группа – речевое развитие происходило в замедленном темпе, первые проявления были заметны на 20 день. Вторая группа – попытки звукоподражания начались через неделю занятий, а через 2 недели было отмечено точное воспроизведение звуков. Третья группа – звукоподражание началось уже на 3 день после начала занятий, через неделю более 40%, а через 2 недели более 65% детей правильно произносили звуки. Интересным фактом является то, что у ребят из 3 группы наблюдались постоянные проявления движений пальцев рук во время всех занятий. При этом в других группах подобного явления отмечено не было [2, с.149-151]

В последующем Дувановой С.П., Тебелёвой Е.Ю. также были проведены исследования, касающиеся изучения проблем установления связи между функционированием ручной моторики и речевого развития у детей дошкольного возраста. Объяснением этому явлению является то, что проекция кисти руки занимает треть двигательной зоны в головном мозге и находится в непосредственной близости от речевой моторной области. Поэтому процесс развития этих зон имеет взаимообусловленность [3, с.151].

Таким образом, ряд исследований подтверждает взаимосвязь мелкой моторики и речи, что побуждает специалистов применять методы и приемы по развитию мелкой моторики в процессе коррекции речи у детей. 

 Выделим несколько методических подходов к развитию мелкой моторики пальцев рук.

Косинова Е.М. является составителем блока пальчиковых игр, которые можно использовать в качестве упражнений для разработки кистей рук и пальцев. Каждое из них сопровождается стихотворными высказываниями и графической интерпретацией. Каждое занятие имеет несколько вариаций, которые различаются по степени сложности. В конце отдельного блока дается повторение всех изученных заданий в виде сказки [4].

Краузе Е.Н. в своих работах занималась разработкой пассивных пальчиковых занятий, которые сопровождаются также ручным массажем. Каждое упражнение содержит в себе иллюстрации, что позволяет повысить уровень доступности выполнения их непрофессионалами [5].

Крупенчук О.И. составила систему заданий по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, стихотворную интерпретацию различных лексических тем. Подобные занятия будут полезны детям с нормальным уровнем речевого развития и с речевыми патологиями [6].

Оглобина И. Ю. даёт подробные рекомендации по развитию мелкой моторики в коррекционно-развивающих играх и природным материалом. Под природным материалом автор подразумевает такие объекты неживой природы как песок, вода, глина, воздух и др. Автор приводит такие упражнения, как «Пальчики прячутся в песок» и др. [31, с.8-21].

Большакова С. Е. разработала методику для развития мелкой моторики рук у детей. Основные принципы и методы включают в себя игровой подход, последовательность упражнений, интеграцию движений, вариативность, постоянную практику и позитивную обратную связь. Этот подход помогает детям развивать навыки, координацию и сосредоточенность, а также мотивировать их для прогресса в развитии. Игры и упражнения способствуют развитию навыков, координации и сосредоточенности, а систематический подход помогает детям прогрессировать в своем развитии. [7].

Новиковская О. А. предлагает комплекс пальчиковых игр для детей от полугода. Предложенные автором пальчиковые игры сопровождаются народными потешками и песенками, стихами и загадками; и представляют безусловный интерес для самых маленьких [8].

Анищенкова Е. С. Также предлагает комплекс пальчиковой гимнастики, сопровождаемый рисунками и стихами. Упражнения рассчитаны на детей от трёх лет, предполагают тренировку всех десяти пальцев, включают приёмы на сжатие, расслабление и растяжение [9].

В свете современных исследований становится очевидной взаимосвязь между развитием ручной моторики и формированием речи у детей.

Успешное развитие тонкой моторики рук играет важную роль в формировании речевых навыков, что подчеркивает важность интегрированного подхода к коррекции речевых нарушений.

Крайне важно, как можно раньше диагностировать речевые нарушения и, соответственно, применять в логопедической работе различные методы и приемы по развитию мелкой моторики рук у детей как действенное средство развития речи.

Представленные методики демонстрируют вариативность методических подходов и позволяют сделать логопедический процесс более интересным и эффективным.

Список литературы

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: Апрель, 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: Сфера, 2005.
  3. Дуванова С. П. Тебелева Е. Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики пальцев рук и речи детей старшего дошкольного возраста// Школьный логопед. – 2006. - № 6. – с. 149-151.
  4. Кольцова М. М. Рузина М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб. : Сага. - 2002.
  5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М.: Эксмо. - 2005.
  6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.- Изд. 4-е. - СПб.: Корона-Век. - 2009.
  7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! - СПб.: Литера, 2005.
  8. Мельникова Н. С. Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями / Н. С. Мельникова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации : борник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 03 мая 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 120-123. – EDN YCOFRA.
  9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. - М.: Астрель, 2006.
  10. Оглобина И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. - № 6.

Интересная статья? Поделись ей с другими: