УДК 376.36

К вопросу об особенностях формирования связной контекстной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Авдеенко Дарья Андреевна – студент Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена некоторым аспектам формирования связной контекстной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделяется особенностям и трудностям формирования связной контекстной речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, речевая деятельность, общее недоразвитие речи, связная речь, навыки контекстной речи.

Вопрос специфических отличий в формировании связной речи у дошкольников с ОНР волнует многих специалистов в области логопедии, педагогики, психологии. Он рассматривается в работах Л.Н. Анисимовой, В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Т.Б. Филичевой, А.Н. Леонтьева, Р.Е. Левиной и других авторов. Они отмечают, что у детей дошкольного возраста с ОНР присутствуют серьезные отставания в овладении навыками контекстной связной речи в сравнении с ровесниками, развитие которых идет в нормальном темпе.

По мнению А.К. Аксенова, связной речью нужно называть сложное целое – группу из двух или более предложений с общей темой и четкой структурой, связанных друг с другом специальными языковыми средствами. Как и предложение, связная речь нужна для выстраивания коммуникации, но на более высоком уровне [1, c. 67].

Выделяют 2 типа связной речи:

  1. Ситуативная – речь, которая относится к конкретной ситуации и не дает говорящему возможности в полной мере отразить содержание своих мыслей с помощью речевых средств.
  2. Контекстная – речь, которая предполагает, что опорой говорящего в структурировании речи являются исключительно языковые средства, на ситуацию он внимания не обращает [6].

Т.В. Туманова считает, что ОНР относится к сложным расстройствам речи и выражается в нарушении развития всех компонентов речи у слышащих и не страдающих интеллектуальными нарушениями детей. У них поздно начинается речевое развитие, запас слов скудный, отмечаются нарушения в грамматике, произношении и словообразовании [9, c. 5].

Р.Е. Левина отмечает, что дети с ОНР имеют ряд особенностей речи:

  • предпочитают говорить простыми фразами;
  • сталкиваются с трудностями, когда нужно составить сложные и развернутые предложения;
  • сложно осваивают такие навыки, как описание картинок, рассказ-повествование, рассказ-описание, пересказ;
  • часто повторяют в ходе рассказа одни и те же фразы [5].

Детям с ОНР сложно планировать развернутые высказывания и оформлять их с помощью речевых средств. При пересказе, рассказе наблюдается несвязность, отсутствие последовательности изложения, пропуски важных по смыслу элементов, затруднения в понимании значения слов, многочисленные ошибки в построении предложений. Речь отрывистая, фразы короткие [2].

Т.Б. Филичева отмечает, что специфика связной контекстной речи детей с ОНР проявляется в нарушении логики повествования, пропуске важных сюжетных линий, зацикленности на неважных деталях и использовании преимущественно простых предложений, не несущих в себе важную информацию [10].

У Е.В. Жулиной находим утверждение, что дети с ОНР затрудняются составлять рассказы на определённую тему, а также вести самостоятельные рассказы на протяжении долгого времени [4].

Т.А. Ткаченко пишет, что у детей с ОНР связная речь характеризуется следующими особенностями:

  • фрагментарностью;
  • отсутствием связности, четкости;
  • выставлением акцентов на поверхностных внешних деталях и впечатлениях;
  • опущением причинно-следственных связей между элементами и фактами рассказа [8, c. 104].

Для детей с ОНР самостоятельное наибольшую сложность представляет творческое рассказывание историй любого типа. Также они отстают от своих ровесников с нормальной речью в заданиях, которые подразумевают воспроизведение предложений по образцу.

Контекстная связная речь детей с ОНР имеет семантические и структурные недостатки. У них слабо развита способность выражать свои мысли последовательно и связно.

Детям с ОНР трудно взаимодействовать и общаться с окружающими, поэтому у них затормаживается развитие игровых навыков, которые имеют важнейшее значение в общем развитии психики. У них в разной степени снижена потребность в общении со сверстниками и стремление к совместным играм, а процесс общения со сверстниками и взрослыми зависит от самооценки речевого развития [3].

У детей с ОНР видоизменены цели общения. Рассказы о личном опыте недостаточно информативны, лишены полного содержания. Рассказы на определенные темы имеют незавершенный сюжет, в них нет деталей и связного повествования. Могут отсутствовать ключевые слова, синтаксические и семантические связи между предложениями, отдельные моменты действия, из-за чего рушится связь между частями рассказа [7].

Все вышесказанное свидетельствует о том, у старших дошкольников с ОНР часто наблюдается ограниченный словарный запас, возникают проблемы при формировании связных, последовательных и контекстуальных высказываний. 

Такие дети также испытывают затруднения в организации и структурировании информации в своей речи, в результате чего они могут произносить несвязные и непоследовательные высказывания. 

Кроме того, им сложно использовать металингвистическую компетенцию, например, описывая, объясняя и оценивая свою речь. 

В отличие от своих сверстников дети с ОНР нередко имеют проблемы с саморегуляцией или контролем собственной речи, что может приводить к неконтролируемым повторениям, прерывистой речи. В дополнение к этому, они могут испытывать сложности при адаптации речи к конкретным ситуациям общения, что мешает формированию связной, контекстной и последовательной речи.

Без навыков связной контекстной речи старшие дошкольники с ОНР не могут развивать свои коммуникативной компетенции. Для формирования данных навыков необходимо специальное обучение, целью которого является развитие речевой деятельности.

Один из важных способов развития навыков связной контекстной речи – использование игровых ситуаций. В таких ситуациях дети могут активно общаться, выражать свои мысли и чувства. Важно дать им возможность не только слушать, но и активно участвовать в диалоге, формулировать и аргументировать свои идеи.

Также важно развивать у детей навыки использования связных средств и конструкций, таких как союзы, местоимения и местоименные наречия. При этом они смогут строить связные предложения и устанавливать логические связи между различными мыслями и идеями.

Успешное развитие навыков связной контекстной речи у детей с ОНР требует комплексного подхода и индивидуальных занятий, учитывающих особенности и потребности ребенка. Кроме того, важно создать условия, которые будут способствовать комфортному общению и развитию речи [6].

Список литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текcт]: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов / А.К. Аксенова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 316 с.
  2. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2017. – 358 с.
  3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи [Текст]: кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
  4. Жулина, Е.В. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-1. С. 28-35.
  5. Левина, Р.Е.Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2010. – 367с
  6. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2016. – 358 с.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  8. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. [Текст] / Т.А. Ткаченко //Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2011 - 211 с.
  9. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. – М.: 2014. – 142 с.
  10. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. – 2014. – №1. – С. 4 – 8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: