УДК 37

Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании (на примере китайской национальной вышивки)

Ван Вэньсюань – магистрант Института изящных искусств художественно графического факультета Московского педагогического государственного университета.

Корнеева Елена Николаевна – доцент кафедры декоративного искусства и художественных ремесел Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические возможности обучения китайской народной вышивки в системе дополнительного образования, характеризующей не только уникальной техникой и материалами, но и синтетическим характером, который объясняется соединением в этом искусстве эстетики живописи и каллиграфии. В ходе исследования делается вывод о том, что специфика китайской народной вышивки создаёт благоприятные условия для всестороннего развития учащихся – творческого, эстетического, культурного, психоэмоционального.

Ключевые слова: китайская народная вышивка, дополнительное образование, творческие способности, культура, педагогический потенциал, художественные навыки.

Занятия декоративно-прикладным искусством сегодня активно применяются в системе дополнительного образования. Педагоги используют его потенциал не только для того, чтобы обучить детей декоративно-художественным навыкам и умениям в области декоративно-прикладного искусства. Исследователи отмечают, что занятия тем или иным видом декоративно-прикладного искусства оказывают самое благотворное влияние на развитие детей в сферах творчества, эстетики, нравственности, трудового воспитания [2, 4, 6, 7].

Педагоги ставят определённые задачи при проведении занятий декоративно-прикладным искусством, среди которых важнейшими являются:

- развитие способностей – как творческих, так и художественных;

- формирование образного мышления, фантазии и воображения;

- развитие усидчивости, трудовых навыков, моторики и координации, внимания и старательности;

- формирование определённых художественных и технических навыков;

- развитие эстетического вкуса, чувств, способности воспринимать художественные произведения;

- расширение кругозора, повышение культурного уровня, интереса к родной и / или чужой культуре (в зависимости от вида занятий) [7, с. 39-41].

Китайская вышивка имеет культурную историю более 5 000 лет. Так, в исторических источниках указано, что уже в период Воюющих государств династии Чжоу распространилось загадочное восточное искусство – вышивка. Во времена династий Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин были унаследованы придворная вышивка и местная народная вышивка, а в последнее время сформировались четыре основных вида вышивки в Китае: вышивка Сучжоу, вышивка Хунань, вышивка Шу и вышивка Гуандун [9, c. 22].

Придворная вышивка – это суть китайской культуры и искусства вышивки, которая собрана в музеях и дворцах многих западных стран, что также показывает, что китайская вышивка была причислена к сущности мировой культуры и искусства в истории.

Во времена династии Хань вышивка начала демонстрировать красоту искусства. В связи с экономическим процветанием все отрасли промышленности процветают, шелкоткацкая промышленность особенно развита; и когда в обществе растет число богатых и влиятельных людей, формируется новый потребительский класс, спрос и предложение на вышивку не только стали популярной и широко используемой одеждой, производство вышивки ручной работы также движется в сторону специализации, особенно благодаря быстрому прогрессу технологий. Из раскопанных предметов, вышивки изысканные, разнообразные узоры, представляющие сложную красоту и прекрасные пейзажи, можно сказать, заложили отличную традицию для этого национального ремесла [2, c. 24].

Вышивка широко использовалась и в эпоху династии Тан, когда появились новые разработки в рукоделии. Вышивка использовалась в качестве декоративных предметов одежды. Образцы этой вышивки были очень изысканны по исполнению и в то же время красочны [5, c. 538].

Помимо вышивок на одежде, в эпоху династии Тан это рукоделие также использовалось для оформления буддийских писаний и статуй для религиозных служб. Помимо традиционной вышивки тесьмой, которая использовалась еще в период Воюющих государств, в вышивке династии Тан появились различные виды стежков, такие как вышивка гладью, вышивка точками и другие виды техники. Китайская вышивка сопоставима с вышивкой и потому может демонстрировать различные цветовые градации с изменением глубины, что делает изображённые объекты красочными и насыщенными, с ярко выраженным декоративным эффектом [1, c. 7].

Итак, развитие вышивального искусства до династий Тан и Сун насчитывает десятки видов рукоделия, его стиль также постепенно формируется с учётом особенностей каждого региона. Китайская вышивка – это не только вышивка на одежде, её украшение, но и миниатюрная живопись. На формирование этой специфической черты повлияло увлечение представителей творческой среды каллиграфией и живописью, которые являлись высшим художественным выражением в то время, и в эпоху династии Сун стили каллиграфии и живописи напрямую повлияли на стиль вышивки [1, c. 10].

Китайская вышивка династии Сун – это вершина развития данного искусства, особенно в создании чисто эстетического искусства вышивания, как никогда ранее. Вышивка ручной работы династии Сун развивалась, благодаря поддержки аристократии и властей. В годы правления Хуэйцзуна появились специалисты по вышивке, возникла классификация этого искусства: вышивка павильонов, людей, цветов и птиц. Благодаря синтезу живописи и каллиграфии, перенесённых в художественную систему вышивки, подняло это ремесло до высочайшего уровня, способствовало формированию уникальных орнаментов, изображений и техники [9, c, 57].

Примечательно, что педагогический потенциал китайской вышивки стал очевиден уже несколько веков назад. Во-первых, благодаря своей технике (использование разных техник стежков, тонких шёлковых нитей, игл, работа с которыми требует знаний, усидчивости, внимания, координации движений); во-вторых, – необходимости владеть не только искусством вышивки, но также живописью и каллиграфией. В-третьих, для того чтобы работы достигли художественного уровня живописи и каллиграфии, необходимо составить план работы, а в процессе самой вышивки нужно соблюдать все тонкости, стремиться к изысканности и живописности. Все эти требования формируют и художественно-творческие способности, и эстетический вкус, и художественные умения. Кроме того, учащиеся, которые в качестве дополнительного образования обучаются мастерству китайской вышивки, расширяют свой культурный кругозор и знания, поскольку педагог сопровождает занятиями рассказами о Китае, его культуре, истории вышивки и её художественных особенностях. О.Н. Глухарёва характеризует их следующим образом: «Блестящий шёлковый фон, тонкая цветовая гамма и свободная, не скованная композиция рисунка, при наличии очень высокой техники исполнения, позволили китайский вышивке по праву занять одно из первых мест в мире, на что указывают многочисленные подражания в странах Западной Европы, которые, однако, никогда не могли превзойти китайские оригиналы с их изумительной лёгкостью владения иглой и совершенством исполнения» [3].

Работа над техникой исполнения вышивки также может дать учащимся очень многое с точки зрения развития художественных навыков, эстетического вкуса, формирования творческого мышления, понимания и восприятия искусства: «Среди разнообразных вышивок Китая на самых различных предметах редко можно встретить чисто орнаментальные композиции, требующие конструктивного повторения и чёткого изобразительного ритма. Китайская вышивка является в своей основе сюжетнотематическим видом искусства и по своим художественным принципам близка к живописи» [3].

Живописная основа китайской вышивки, отсылки к искусству каллиграфии позволяют воспитывать в учащихся высокий уровень мастерства, пробуждать в них подлинный интерес к творчеству.

Кроме того, в процессе занятий китайской вышивкой у учащихся расширяются представления о Китае, его культуре и истории. Чэнь Юйцэнь, который пишет о необходимости преподавания китайской вышивки в школе, утверждает следующее: «Прежде всего, мы должны знать, что успешная работа дизайнера или художника требует полного понимания и эмоций от знания традиционных китайских узоров» [8]. Действительно, китайская народная вышивка пронизана мудростью и эмоциями неизвестных вышивальщиц, их жизненной силой. Иголка и нитка в руках искусной вышивальщицы – это то же самое, что кисть и тушь в руках художника, способные вышить блестящие и изысканные картины и выразить индивидуальность вышивальщицы, демонстрируя культурные стили и художественные достижения разных времён. Это эмоциональное начало, возможность межкультурного и межэпохального диалога не менее важны, чем творческое, художественное и эстетическое развитие, поскольку благодаря упомянутым аспектам дополнительное образование становится более перспективным, социально значимым и культурно наполненным и качественно обогащённым.

Список литературы

  1. Бертин-Гест Ж. Традиционная китайская вышивка: история. Техника. Мотивы. М.: Кристина & Кº, 2007. 126 с.
  2. Возвращение к истокам: Нар. искусство и дет. творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Владос, 2000. 212 с.
  3. Глухарёва О.Н. Из истории китайского народного искусства (вышивка) [Электронный ресурс] // URL: https://eo.iea.ras.ru/wp-content/uploads/1953/01/eoarchive_1953_1_137_gluhareva.pdf (дата обращения 26.03.2024).
  1. Ерошенко Ю.В., Калинин А.В., Ерошенко А.Ю. Особенности преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования // Современное педагогическое образование. 2021. №12. С. 72-75.
  2. Исаева Л.И. Китайская вышивка на подушках как предмет духовной культуры // Modern oriental studies. 2021. Т. 3. № 4. С. 536-548.
  3. Лихачёва Л.Е. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в процессе воспитания младших школьников (на примере занятий по созданию традиционных русских народных кукол) [Электронный ресурс] // URL: https://urok.1sept.ru/articles/674507?ysclid=ludzyg9w4n632139025 (дата обращения 26.03.2024).
  4. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. Педагогика. 1996. № 3. С. 19-24.
  5. Чэнь Юйцэнь Важность преподавания декоративно-прикладного искусства по Китайскому традиционному узору в школах [Электронный ресурс] // URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018032162?ysclid=luecz9l0uh577933003 (дата обращения 26.03.2024).
  6. Yarong W. Chinese Folk Embroidery. Thames & Hudson Ltd , 1987. 160 р.