УДК 008, 78, 79

Демонстрация культурной памяти нации в поп-культуре: клип Deutschland группы Rammstein

Башкиров Семен Федорович – студент магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Аннотация: В статье рассматривается концепции «коллективной» и «культурной» памяти в контексте исследований А. Ассман и Я. Ассман. Изучается применение культурной памяти в поп-культуре, для чего анализируется клип группы Rammstein на песню Deutschland («Германия»). Делается вывод, что использование приемов, связанных с культурной памяти, помогает рефлексии по поводу истории собственной страны. Также описывается критическое осмысление показанного в клипе и приводятся мнение исследователей о допустимости демонстрации противоречивых аспектов прошлого. Статья может быть полезна исследователям cultural studies, политологам и специалистам в области медиа.

Ключевые слова: культурная память, коллективная память, рефлексивность, Ассман, возможность восстановления, Rammstein, культурные исследования, медиаграмотность.

Песня о Германии

В марте 2019 года немецкая группа Rammstein выпустила свой первый сингл с 2012 года. Он назывался «Deutschland» – «Германия». Одновременно на песню вышел клип, срежиссированный Спектером Берлином, который раньше занимался созданием рекламных видео. Он вызвал очень полярные реакции – одни зрители называли его «гениальным» и «прорывным», а другие обвиняли группу в эксплуатации травмирующих для немцев образов. В любом случае, Deutschland стал одним из самых просматриваемых клипов Rammstein, набрав за 5 лет 360 млн просмотров [14]. Бюджет ролика неизвестен, но, по подсчету пользователей Reddit, он составил около €1-2 млн.

Deutschland примечателен тем, что в нем участники без преувеличения самой известной за пределами Германии немецкой группы исследуют всю историю своей страны. Практически все трагические и кровавые события, которыми наполнена немецкая история, демонстрируются в тексте и в видео. В связи с этим можно выдвинуть проблемный вопрос: анализирует ли их Rammstein через призму коллективной памяти или же они демонстрируются для того, чтобы вызвать шоковый эффект у зрителя, и привлечь к клипу как можно больше медийного внимания? Целью исследования будет выявление аспектов культурной памяти в видео, для чего необходимо будет детально проанализировать представляемые в нем образы. Объектом исследования станет клип группы Rammstein на песню Deutschland, а предметом – наличие в нем признаков немецкой коллективной памяти.

Коллективная и культурная память

По упрощенному определению, коллективная память – объединенные воспоминания, знания и информация социальной группы, которая тесно связана с ее идентичностью [11]. Культурная память – это форма коллективной памяти, в которой отсутствуют коммуникативные или ежедневные, повседневные аспекты. В своем хрестоматийном сочинении «Collective Memory and Cultural Identity» историк Ян Ассман выдвигает 6 характеристик, которые, по его мнению, лучше всего определяют культурную память [4, c. 125-133]. Ими являются:

Сращивание идентичности

Культурная память сохраняет знание, на котором группа людей формирует свое единство и уникальность. При этом оно может обладать как позитивными чертами «Мы это…», так и негативными «Это наша противоположность».

Возможность восстановления

Культурная память сохраняет знание прошлого, она также способна восстанавливать его с опорой на то, что релевантно сейчас.

Становление

Кристаллизация общего знания и смыслов ведет к «культурно институционализированному наследию общества».

Организация

Культурная память зависит от формализации коммуникации, например, через церемониализацию или канонизацию определенных текстов или других дискурсивных практик.

Обязательство

Группа опирается на определенную систему ценностей, которые структурируются через знание и символы.

Рефлексивность

Она в культурной памяти определяется тремя способами: практико-рефлексивность, саморефлексивность и нарушенная саморефлексивность (самоанализ, который портится из-за того, что группа смотрит на себя через собственную систему) [4, c. 125-133].

Одна из главных функций культурной памяти – не бездумное воспоминание о прошлом (каким бы оно ни было), а использование знания о нем для того, чтобы не допустить повторения старых ошибок. Исследовательница Алейда Ассман характеризует это формулировкой «помнить о будущем» (remembering forward) [3].

Анализ клипа на песню Deutschland

При анализе песни Deutschland необходимо изучить то, как текст композиции и видеоряд ролика накладываются на перечисленные характеристики и функции культурной памяти. Через этот анализ можно понять, для чего Rammstein создали такой провокационный клип и как в нем обыгрываются вековые травмы немецкого общества. Для этого нужно изучить видео.

С первых кадров клипа тонами и цветами картинки задается общая атмосфера видео – темный, готический пейзаж позднеосенней европейской природы: подмерзший лед, окруженный черными скелетами деревьев, резко хлещет редкий снег. Посреди этой невзрачной картины вырисовывается темно-красный луч света, бьющий в космос. Это лейтмотив всего клипа.

Появляется указание на время и пространство – Германия в 16 году нашей эры, время постоянных войн армии Римской империи с немецкими варварскими племенами. Римский отряд с опаской пробирается по лесу [1]. Кадры чередуются с изображением красных лазерных лучей, скользящим по античным статуям. Римляне натыкаются на темнокожую женщину и бегут в атаку. Начинается действия.

В клипе в хаотичном порядке показываются ключевые эпизоды из немецкой истории. Главных персонажей играют участники Rammstein. Вкратце посмотрим, какие события изображаются:

XVII – XVIII века

Монахи-доминиканцы вместе с солдатами Фридриха Великого пируют, пока полуголые люди в противогазах (аллегория на простой народ) задыхаются под столом.

1920-е годы

Два идентично одетых мужчины дерутся на кастетах в баре, а потом одного из них ведут в тюрьму, осыпаемую банкнотами. Это аллегория на Веймарскую республику, созданную после проигранной Германией Первой мировой войны. Установленная демократия нежизнеспособна в условиях кризиса и инфляции, поэтому адепты двух одинаково радикальных идеологий – национал-социализма и коммунизма – борются за власть.

1930-1940-е годы

Шедевр нацистской инженерной мысли – дирижабль «Гинденбург» — терпит крушение, в концлагере вешают евреев, гомосексуалов и политзаключенных [1].

1960-е годы в ГДР – Восточной Германии

Партийные чиновники устраивают оргию в честь полета первого немецкого космонавта – Зигмунда Йена.

1960-1970-е годы в ФРГ

Террористическая «Фракция красной армии» отстреливается от полиции.

2010-2020-е годы

Антиглобалисткие протесты жестоко разгоняются полицией.

Избыточная жестокость каждого времени достигает квинтэссенции в финальной сцене, где представители разных периодов немецкой истории сражаются друг с другом. Параллельно действие происходит в будущем. Астронавты достигают футуристической космической станции, на которой они видят мраморные фигуры средневековых немецких героев и надпись «Deutschland». Оба пласта объединяют два явления — красные лазеры, сопровождающие все исторические события и мерцающие в будущем, и темнокожая девушка, олицетворяющая Германию. Она носит средневековые военные доспехи, форму армии Фридриха Великого, плащ СС, а на космической станции она изображается в образе беременного ангела [1]. Космонавты помогают ей родить щенка породы леонбергер – вид немецких собак, оказавшийся под угрозой вымирания, а потом они кладут Германию в стеклянный гроб и отправляют парить по орбите Земли. При этом из одной точки планеты продолжает бить красный луч света.

Таким образом, в клипе демонстрируется жестокость, характерная для всей двухтысячелетней истории Германии. Связь событий подчеркивается красными лазерами. Множество аллегорий и намеков на реальные исторические события перемежаются с футуристической картиной гипотетического перехода человечества в космос. При этом финал у клипа открытый, и каждый зритель трактует их по-своему: похоронена ли Германия навечно или же у нее осталась надежда на возрождение? [15]

Важно отметить, что в клипе практически не появляются главные персонажи немецкой истории. Как отмечает исследователь Льюис Туиби, в нем нет ни Отто фон Бисмарка, ни Мартина Лютера, ни Фридриха Великого, ни Адольфа Гитлера, ни Арминия (полулегендарного вождя немецких варваров, под руководством которого они нанесли поражение армии римлян) [10]. Это прямое противоречие с теориями, согласно которым историю двигают отдельные знаменательные личности, например, к ней относится «пассионарность» Льва Гумилева [16]. Rammstein показывают немецкую историю как комбинацию из различных выступлений народных масс, исключительно благодаря которым некоторые люди становятся «великими». Во многом это демонстрирует, что музыканты в клипе провоцируют культурную память всего немецкого народа.

Культурная память и Deutschland

Разберем клип через 6 аспектов культурной памяти, выделенных Яном Ассманом.

Сращивание идентичности

Все музыканты Rammstein – этнические немцы, которые родились и выросли в Германии. В связи с этим они разделяют немецкую культурную память и травмы этого народа, особенно осознаваемые представителями творческих профессий [7, c. 16-41]. В клипе они демонстрируют буквальное сращивание идентичности, представая в образе различных персонажей из немецкой истории: от воинов-варваров из первого века н. э. до протестующих против глобализма в 2010-х годах. Именно с одним из таких эпизодов было связано одно из главных обвинений в адрес группы.

Участники Rammstein предстали в виде узников концлагеря Дора-Миттельбау, где заключенных заставляли работать на строительстве ракет Фау-2. Этой программой руководил Вернер фон Браун, который избежал наказания, попав в плен к американцам и ставший отцом космической программы США. Музыканты одеты в тюремные полосатые робы, на которые нашиты метки, по которым нацисты определяли «унтерменшей» — желтая звезда Давида (все евреи), розовый треугольник (гомосексуалы) и красный треугольник на звезде Давида (евреи-социалисты) [1]. Именно этот фрагмент группа выложила в качестве тизера, чем вызвала большое возмущение.

Так BBC описывали главные претензии к Rammstein: «С этим видео группа перешла границу», — утверждала Шарлотта Кноблох, пережившая Холокост и ранее возглавлявшая Центральный совет евреев в Германии. «Инструментализация и тривиализация Холокоста, как это показано на кадрах, — это безответственно», — считает она.

Такого же мнения придерживается и правительственный уполномоченный по вопросам антисемитизма в Германии Феликс Кляйн. По его словам, видео Rammstein — это «безвкусная эксплуатация свободы творчества» [13]. Другие эксперты отмечали, что подобные провокации вполне ложатся в общую эстетику группы, однако могут быть неправильно использованы ультраправыми активистами [12].

Подобное возмущение только доказывает, что Rammstein удалось продемонстрировать сращивание идентичности в рамках немецкой культурной памяти. Германия действительно прошла через страшные периоды доминирования тоталитарной идеологии, которую прорабатывали несколько поколений немцев, о чем было написано множество исследований [15]. Представ в образе как узников нацистских концлагерей, так и их палачей, музыканты показали обе стороны культурной памяти: как отрицательной, так и положительной (в финале эпизода из Дора-Миттельбау заключенные расстреливают связанных нацистов) [14].

Возможность восстановления

С этим аспектом культурной памяти в клипе Rammstein связано три мотива: красные, футуристические, лазерные линии, возрождение собаки породы леонбергер и темнокожая девушка, которая предстает в образе Германии. Лазерные лучи вплетены в весь клип — они проходят через все события, которые в нем демонстрируются, а в финале сплетаются в один, который в финальных кадрах бьет из земного шара (заметно, что по отношению к Земле он расположен на месте Германии). Историк и профессор Оксфорда Александра Ллойд объясняла, что они могут символизировать «roter Faden», термин, переводящийся как «красная лента» и обозначающий в немецком центральную тему [1]. Ей предстает возрождение Германии, которая принимает свое кровавое прошлое и прорабатывает его. Эта позиция соотносится с исследованием Александра Эткинда «Post-Soviet Hauntology: Cultural Memory of the Soviet Terror», в котором он доказал, что пост-нацистскому обществу, в отличие от постсоветского, удалось «похоронить своих призраков», за счет чего страна получила возможность двигаться вперед [8].

Способы восстановления Германии же демонстрируются через два образа. Первый — это возрождение щенков исключительно немецкой породы леонбергер, которая считалась утраченной в годы Второй мировой войны, а потом восстановленной. Стране как будто дается второй шанс отстроиться заново. Характерно, что собак рожает метафорический образ Германии — темнокожая актриса Руби Комми. Некоторые комментаторы считают, что ее цвет кожи — намек на проблему неконтролируемой миграции из Африки в ФРГ, но, судя по их другим пассажам, это является обыкновенным расизмом. Rammstein же, напротив, провозглашают возрождение новой, многонациональной и мультикультурной Германии, которая отбросила все призраки ксенофобского прошлого.

Становление

Этот аспект культурной памяти в клипе Rammstein проявляется не так ясно и открыто, как остальные. Как уже было сказано выше, большинство выдающихся немцев нет в видео, поэтому за скобками остаются достижения немецкого знания — как гуманитарного, так и технического. Демонстрируются только те достижения науки, которые использовались в пропаганде — например, дирижабль «Гинденбург», ракеты «Фау-2» и первый уроженец Германии в космосе — житель ГДР и герой Советского Союза Зигмунд Йен. Тем не менее общие немецкие смыслы кристаллизуются до уровня очевидной аналогии. Например, строчка второго куплета песни «Deutschland, Deutschland über allen» является прямой перекличкой с гимном Третьего Рейха, в последнем слове которого заменена одна буква «allen» вместо «alles» [9, c. 505-531]. Такие явные намеки соотносятся с предыдущим пунктом – возможностью восстановления, которую можно достичь только через проработку призраков прошлого.

Организация

Формализация коммуникации в клипе Rammstein происходит через общеизвестные, в том числе и иностранному зрителю, символы двухтысячелетней истории Германии. К ним можно отнести нацистскую свастику и военная форма нацистов, бюст Карла Маркса, герб ГДР и др.

Обязательство

В клипе Rammstein провозглашают новую систему ценностей послевоенной Германии, основанной на демократии и толерантности. Описанные в «возможности восстановления» символы доказывают, что страна может восстановиться на «правильных» началах даже после тысячелетия насилия. Для этого нужно его проработать с позиций культурной памяти. Эта позиция близка всему творчеству группы [5, c. 457-472].

Рефлексивность

Весь клип на песню Deutschland является рефлексией группы Rammstein по поводу истории своей страны и ее культурной памяти. Как показано в остальных пунктах, музыканты уверены, что Германия может прийти к условному светлому будущему благодаря тому, что признает ошибки прошлого. К этому относится и описанная выше концепция Алейды Ассман о «remembering forward» [2, c. 25-36].

Таким образом, в клипе на песню Deutschland участники группы Rammstein выступают в первую очередь в качестве немцев и представляют главные аспекты культурной памяти своей страны. Характерно, что во всей мировой музыкальной индустрии подобный эксперимент впервые осуществили музыканты из Германии — страны, в истории которой было особенно много темных, трагичных и кровавых моментов. Александра Ллойд подчеркивает: «Германия относится к своей истории очень своеобразно. Попробуйте представить себе видео о Британии, где Британию играет Руби Комми. Какими были бы эквивалентные события? Многие сцены могут быть похожими – римляне, крестоносцы, монахи, солдаты XVIII века, рубашки без воротника и бокс без правил – но имело ли бы это такое же воздействие (на зрителя, – С. Б.)?» [1]

В соответствии с главными показателями культурной памяти, выделенной исследователем Яном Ассманом, Rammstein рефлексирует по поводу истории своей страны. В итоге выводом становится тот факт, что Германия может восстановиться, лишь приняв и проработав трагичное прошлое, а не отбросив или забыв его, что соотносится с позицией исследователя Александра Эткинда и его интерпретации концепции призракологии Жака Деррида [6, c. 33]. Важно, что дискуссия о культурной памяти спровоцировало широкое общественное обсуждение в политическом поле. Это лишь доказывает актуальность подобных высказываний.

Возвращаясь к исследовательскому вопросы, заявленному в начале работы, можно заявить, что работа группы Rammstein пролегает намного дальше банального желания вызвать «вау-эффект» у аудитории. Как было доказано в тексте, музыканты буквально воспроизводят практически все аспекты немецкой культурной памяти в видео и приходят к оптимистичному выводу в финале. Цитируя Deutschland, «Германия, мое пылающее сердце хочет любить и проклинать тебя» [14].

Список литературы

  1. Alexandra Lloyd.We got an Oxford University professor to explain what the f*ck's going on in that Rammstein video. Metal Hammer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.loudersound.com/features/we-got-an-oxford-university-professor-to-explain-what-the-fcks-going-on-in-that-rammstein-video, (дата обращения: 25.03.2024).
  2. Assmann A. Cultural memory //Social Trauma–An Interdisciplinary Textbook. – Springer, Cham, 2021. – С. 25-36.
  3. Assmann A. et al. Cultural memory and Western civilization: Functions, media, archives. – Cambridge University Press, 2011.
  4. Assmann J., Czaplicka J. Collective memory and cultural identity // New german critique. – 1995. – № 65. – С. 125-133.
  5. Burns R. G. H. German symbolism in rock music: national signification in the imagery and songs of Rammstein //Popular Music. – 2008. – Т. 27. – № 3. – С. 457-472.
  6. Derrida J. Ghostly Demarcations: A Symposium on Jacques Derrida's Spectres of Marx. – Verso, 1999. – Т. 33.
  7. Eigler F. Writing in the new Germany: cultural memory and family narratives //German Politics and Society. – 2005. – Т. 23. – №. 3. – С. 16-41.
  8. Etkind A. Post‐Soviet hauntology: Cultural memory of the Soviet terror //Constellations. – 2009. – Т. 16. – №. – С. 182-200.
  9. Feinstein M. M. Deutschland über alles?: The national anthem debate in the Federal Republic of Germany //Central European History. – 2000. – Т. 33. – №. 4. – С. 505-531.
  10. Lewis Twib Deutschland’ by Rammstein: A Look at Cultural Memory in Germany. Retrospect Journal. Электронный ресурс]. URL: https://retrospectjournal.com/2019/10/20/deutschland-by-rammstein-a-look-at-cultural-memory-in-germany/, (дата обращения: 25.03.2024).
  11. Olick, Jeffrey K.; Vinitzky-Seroussi, Vered; Levy, Daniel (2011). The Collective Memory Reader. Oxford University Press. ISBN9780195337419.
  12. Rammstein video furore: Far-right clickbait or anti-fascist art?. DW. URL: https://www.dw.com/en/rammstein-video-furore-far-right-clickbait-or-anti-fascist-art/a-48116921, (дата обращения: 25.03.2024).
  13. Rammstein video: German rock band causes outrage with Nazi clip. ВВС. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-47745071, (дата обращения: 27.03.2022).
  14. Rammstein, «Deutschland»,[Электронный ресурс]. URL:, https://www.youtube.com/watch?v=NeQM1c-XCDc, (дата обращения: 25.03.2024).
  15. Schiller M. Heino, Rammstein and the double-ironic melancholia of Germanness // European Journal of Cultural Studies. – 2020. – Т. 23. – №. 2. – С. 261-280.
  16. Гумилёв Л. История Евразии // М.: Алгоритм: Эксмо. – 2009.

Интересная статья? Поделись ей с другими: