УДК 75

Эволюция направлений живописи от классических течений до современного искусства

Николаева Светлана Дмитриевна – студентка бакалавриата Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются различные направления в сфере живописи, начиная от ренессанса, заканчивая современным искусством, а также исследуется эволюция живописи от классических течений до современных проявлений. Также в  статье рассматриваются основные характеристики классической и современной живописи, включая стили, темы, техники и влияние социокультурной обстановки на формирование этих направлений. Статья предоставляет обзор современных тенденций в области искусства в контексте современного мира.

Ключевые слова: живопись, классическая живопись, современная живопись, ренессанс, барокко, классицизм, рококо, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм.

Искусство, как одно из наиболее важных проявлений человеческой культуры, прошло длительный путь эволюции от классических течений до современных проявлений. Невозможно отрицать тот факт, что искусство сопровождало человечество на всех стадиях его развития. Одним из проявлений искусства в классическом понимании является живопись. За несколько столетий живопись совершила огромный скачок от работ, которые принято считать классическими, до тех, что мы называем современными. Наша задача – разобраться, в чем же основные различия между классической и современной живописью, а также проанализировать, как развитие общества повлияло на изменения в сфере искусства.

Классическая живопись обычно относится к периодам, которые были доминирующими в истории искусства, таким как ренессанс, барокко и классицизм. Вплоть 19-го века искусство было связано с античностью и подражало миру, созданному богами. В классической живописи часто можно встретить изображения мифологических персонажей, библейских сюжетов, портреты аристократии и исторические события. Однако есть одна деталь, которая объединяет всю классическую живопись – это стремление к детальной точности. Думаю все замечали, насколько на картинах того времени реалистичны или близки к реалистичным изображения людей, животных и окружающей обстановки. Художники в своих произведениях стремились запечатлить увиденное ими, и насколько мастерски у них это получалось.

Художники классического периода часто использовали в своих работах традиционные техники, такие как масляная живопись, акварель. Все работы создавались вручную с использованием эскизов и подробных чертежей.

Для того, чтобы точнее понять, как эволюционировала классическая живопись, хотелось бы чуть подробнее разобрать стили и направления, через которые эта живопись проходила, а также рассмотреть отличительные черты, характерные для каждого из них.

Начнем с ренессанса. Ренессанс – это период в истории искусства, который охватывает примерно XV и XVI века. Название эпохи буквально означает “возрождение”. Данный термин был введен французским историком Жюлем Мишле в XIX веке. Возникновение ренессанса связывают с изменениями в европейском обществе, которые произошли с повторным открытием классических текстов и знаний и началом применения их в искусстве и науке. Искусство ренессанса часто отличается стремлением к симметрии, гармонии и математической точности в композициях. Художники ренессанса стремились к реалистичности в изображениях, использовали линейную перспективу и тщательно изучали анатомию для создания более реалистичных образов. Многие произведения ренессанса посвящены религиозным сюжетам или мифологическим темам. Также искусство ренессанса часто вдохновлялось идеалами античной Греции и Рима, что проявляется в использовании классических архитектурных форм, скульптуре и живописи. В этот период художники отдают свое предпочтение написанию портретов, пейзажи почти не встречаются, а натюрморты и вовсе отсутствуют. Яркими представителями эпохи ренессанса являются Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан.

На смену ренессансу пришел не менее прекрасный стиль – барокко. Барокко возник в конце XVI века и достиг пика популярности в XVII веке. Республика, как форма правления в Италии не продержалась долго. Вернулась монархия, а монархам нужно было совсем другое искусство. Для того, чтобы с размахом украшать свои дворцы, необходимы были пышность и блеск. Художники быстро подхватили это течение, и так родился новый стиль барокко. Барокко характеризуется эмоциональным напряжением, драматизмом и динамикой. Этот стиль включает в себя широкий спектр тем, от религиозных и мифологических сюжетов до сцен бытовой жизни. Отличительной чертой стиля барокко является использование изобилия украшений, кружев, изогнутых линий и орнаментов. Мастера барокко использовали свет и тень для создания эффектов глубины и объема. Произведения данного стиля часто представляют собой сложные, динамичные композиции, передающие движение и пышность. Самыми известными представителями стиля барокко являются Рубенс, Караваджо, Рембрандт.

Стиль барокко дольше всех остальных продержался в истории искусства, и был в моде целых 200 лет! Но все в нашем мире имеет свойство завершаться, так и на смену роскошному и блестящему барокко пришла совсем недолгая эпоха изящного рококо. Стиль рококо появился в середине XVIII века и просуществовал всего 50 лет. Его появлению поспособствовала любовница французского короля Людовика XV мадам Помпадур, которая обожала цветочный орнамент, ангелочков и нежные пастельные цвета. Рококо известно своими своими изысканными, грациозными формами, утонченностью и изяществом. В данном стиле часто использовались природные мотивы, цветы, лианы, что придает рококо воздушную эстетику. Художники рококо стремились передать легкость, движение и игру света в своих работах. Главными художниками стиля рококо являются Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто, Француа Буше и Томас Гейнсборо.

Параллельно с барокко возник и классицизм. Здесь вы не увидите роскоши, пышности, бушующей страсти и динамики. Классицизм наоборот отличается четкостью линий, вывереностью пропорций и бесстрастностью. Художники классицизма выбирали для своих картин сюжеты, далекие от реальности - изображени богов и богинь, правителей Древнего Рима, гладиаторов и спартанцев. Также классицисты создавали свои академии, в которых обучали четким правилам живописи, именно поэтому зачастую их называли академистами. Яркими представителями этого стиля являются Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Анибале Карраччи и Вильям Бугро.

Казалось бы, все перечисленные выше направления обладают уникальными чертами, которые отличают их друг от друга. Однако есть деталь, которая объединяет их – это гладкая живопись. Художники с максимальной точностью пытались изобразить на своих полотнах то, что видели или представляли.

В XIX веке случается переломный момент в сфере искусства – изобретают фотографию. Художники быстро поняли, что изображать реальность при помощи кисти и красок теперь ни к чему. Любой человек мог отправиться в фотоателье и сделать свой реалистичный портрет, причем гораздо быстрее, чем ждать, пока тебя напишет художник. Искусство требовало новых подходов и стилей в живописи.

Импрессионизм стал первым направлением, которое отказалось от клаасических приемов и стало использовать свет и воздух. Художники импрессионисты стремились передать свои мгновенные впечатления от природы и окружающей среды, а не стремились к точной детализации. Они использовали яркие цвета и эффекты света, для передачи атмосферы и настроения, создавая впечатление движения. Художниики использовали в своих произведениях текстуру и динамичные мазки, что придавало работам более аутентичный и спонтанный вид. На смену религиозным и мифологическим сюжетам пришли пейзажи, бытовые сцены и портреты. Все эти характеристики сделали импрессионизм важным этапом в истории искусства, который оказал влияние и на последующие направления в живописи. Самыми известными художниками в стиле импрессионизм являются Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар.

В какой-то момент художники вместо реального мира сосредоточились на своем внутреннем, что также повлияло и на сферу живописи. Теперь живопись переключилась на эмоциональную составляющую, и так зародился экспрессионизм. Экпрессионисты стремились отразить сильные чувства и эмоции в своих произведениях, часто используя грубые, искаженные формы, чтобы вызвать у зрителя сильную ассоциативную реакцию. Они использовали яркие цвета и резкие контрасты, чтобы подчеркнуть драматизм и напряженность в своих работах. Чаще всего из произведения содержат сюжеты об одиночестве, страхе, агонии и человеческой душе, отражая внутренний мир. Вместо точной детализации они выбирали более абстрактные и символические способы передачи своих идей и эмоций. Именно это направление в последующем оказало огромное влияние на развитие современного искусства. Экспрессионизм подарил нам такие имена, как Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Эгон Шиле, Эрнст Людвиг Кирхнер. Порой картины экспрессионистов каждуются пугающими, жуткими и отталкивающими, но в этом и заключается их прелесть – заглянуть в душу творца, познать его внутренний мир.

В начале XX века художники поняли, что можно экспериментировать с цветом и формой, вместо того, чтобы выискивать подходящие сюжеты и образы, да и вообще что-либо изображать. Так зародился абстракционизм - стиль, который отказывается от изображения реальности в пользу абстрагированных форм и цветов. Художники абстракционисты стремились выразить эмоции, идеи и внутреннее состояние через абстрактные композиции используя геометрические формы и структурность. Они начали использовать цвета и текстуры для передачи настроения, чувств и ассоциаций. Абстракционисты стремились к созданию работ, лишенных конкретной формы, предоставляя зрителю возможность интерпретировать произведение при помощи своего собственного видения. Абстракционизм отразил стремление к свободе выражения и инновациям в искусстве, открыв новые пути и решения для живописи. В России абстракционизм четко ассоциируется с Малевичем и его “Черным квадратом”. Также выдающимися абстракционистами стали Василий Кандинский, Пит Мондриан, Марк Ротко, Жоан Миро.

В XX веке искусство столкнулось с кризисом, когда художники начали задумываться о том, что такое искусство и что можно считать искусством. Возникли новые направления, такие как поп-арт и концептуализм, которые отбросили традиционные формы и идеи искусства и стали рассматривать искусство как идею. С тех пор начался расцвет живописи, которую мы можем называть современной.

Развитие современной живописи является длинным и разнообразным процессом, охватывающим множество стилей, направлений и течений. Однако, можно выделить несколько ключевых этапов и стилей, которые оказали значительное влияние на современную живопись.

Такие течения как экспрессионизм, фовизм и кубизм разрушили традиционные представления о живописи, открывая новые возможности для экспериментов с формой, цветом и выразительностью.

В середине XX века начало развиваться такие направления как поп-арт и минимализм. Поп-арт пришел в соприкосновение с массовой культурой, а минимализм сосредоточился на простых формах и геометрических структурах.

Современная живопись отображает широкий спектр тенденций и направлений, отражающих разнообразие художественных взглядов и подходов. Художники сегодня активно экспериментируют с различными материалами, включая традиционные живописные материалы, масло, акрил, аэрозольную краску, а также необычные техники, такие как коллажи, компьютерную графику и смешанные техники. Некоторые художники предпочитают абстрактные и концептуальные подходы, стремясь выразить идеи, эмоции и концепции через символику и абстрактные формы. Современная живопись включает в себя огромное разнообразие стилей, включая реализм, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, минимализм, гиперреализм, поп-арт, граффити и другие течения. С развитием компьютерных технологий и программного обеспечения, некоторые художники начали экспериментировать с цифровой живописью, создавая произведения с помощью графических планшетов и компьютеров. Многие современные художники используют живопись для выражения социальных и политических идей, обращая внимание на актуальные проблемы и вызывая общественный диалог. Современные произведения живописи отличаются многослойностью смысла и использованием метафор, что побуждает зрителя к размышлениям и интерпретации.

Нельзя отрицать тот факт, что классическая и современная живопись неразрывно связаны. Многие технические и художественные принципы, разработанные в эпоху классической живописи, по-прежнему остаются важными для современных художников. Современные художники часто находят вдохновение в классических произведениях и используют элементы классической живописи для создания своих работ. Современное искусство занимается переосмыслением и цитированием культурных объектов прошлого, создавая новые миры и вопросы для размышления.

Именно поэтому связь между классической и современной живописью демонстрирует, как новаторство и традиция взаимодействуют в художественной практике, обогащая друг друга и продолжая вдохновлять художников и зрителей.

Список литературы

  1. Денвир Б. Импрессионизм: художники и картины. – М.: Белый город, 2000. – 424 с.
  2. Шашков Ю. П. Живопись и ее средства: учеб. пособие для вузов (”Изобразит. Искусство”). – М.: Академический проект, 2006. – 128 с.
  3. Краткая памятка стилей в живописи: от ренессанса до абстракционизма // Яндекс.Дзен URL: https://dzen.ru/a/YDUoFi3FeVY2fXOG (дата обращения: 19.03.2024).
  4. Классическое против современного искусства: нужно ли выбирать только одно? // Art For Introvert URL: https://artforintrovert.ru/materials/tpost/hn5ax2kjg1-klassicheskoe-protiv-sovremennogo-iskuss (дата обращения: 19.03.2024).
  5. Искусство классическое и современное: в чём основные отличия? // Просто Медиа URL: https://rost.media/public/iskusstvo-klassicheskoe-i-sovremennoe-v-chyom-otlichie (дата обращения: 19.03.2024).
  6. Classical versus Modern art: is there only one thing to choose? // Art For Introvert URL: https://artforintrovert.ru/materials/tpost/hn5ax2kjg1-klassicheskoe-protiv-sovremennogo-iskuss (date of application: 19.03.2024).
  7. Classical and modern art: what are the main differences? // Prosto Media URL: https://rost.media/public/iskusstvo-klassicheskoe-i-sovremennoe-v-chyom-otlichie (date of application: 19.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: