УДК 008

Значимость военной символики в современном мире

Калинин Вячеслав Вячеславович аспирант кафедры Философии культуры и культурологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевскогo

Аннотация: Военная символика выступает не только визуальным предметным символом воинской культуры, но и становятся знаковым продолжением военных традиций в современном мире. Данная статья рассматривает значимость военной символики в современном мире и анализирует ее роль в условиях глобальных изменений. Статья не акцентирует внимание на исторической ретроспективе, поскольку автор приходит к выводу, что очевидны любые изменения военной символики, обусловленные быстроизменяющимся миром, глобализацией и урбанистическими процессами. Кроме того, война изменила способы и функции и теперь обращена  на информационные потоки  СМИ и  часто имеет «холодный» или дистанционный характер, тогда как ранее подобное было невозможно. В заключение исследования автор приходит к выводу, что значимость военной символики в современном мире культурно и исторически зависит от эволюционных трансформаций символа.

Ключевые слова: символика, культурология, символизм, современная символика, военная символика, военный символизм, роль символа.

Культуролог Гирц К. считает, что символический мир используется как средство выражения концепций [1]. Виктор Тернер отмечает, что символы являются не только носителями значения, но и сами по себе создают знаковый символ, именно поэтому исследователь рассматривает ритуалистическую символику как основание для развития центральных символов [5]. В лингвистике символы приобретают семиотические характеристики, и при определенных параметрах формируют условное понимание важных социальных парадигм в обществе [7]. Целью данной статьи является выявление значимости военной символики в современном мире.

По мнению русского мыслителя В. В. Серебрянникова, если вооруженный конфликт будет отделен от войны, он станет другой агрессивной формой борьбы за власть, но это не будет войной. Упоминание о необходимом присутствии вооруженного конфликта является ключевой частью определения войны, помогая отличить ее от мирных и жестких противостояний политических образований. Таким образом, появление символики в первую очередь основано на сущности военной сферы, связанной с боевыми действиями даже в культурном смысле [4]. В историческом контексте использование военной символики восходит к древним временам: военачальники использовали простые символы для достижения стратегических целей

В сфере военной культуры каждый атрибут имеет огромную символическую ценность. Он вытекает из особого мировоззрения общества, отражает собой не только конкретные взаимодействия, но и непреложные ощущения, ставшие временным атрибутом восприятия картин мирового порядка. Армейские атрибуты вызывают определенные эмоции, однако символы, ассоциирующиеся с армией противника, зачастую пробуждают совершенно противоположные чувства [2].

Со временем условия, в которых использовалась военная сила, трансформировались. Защита национальной территории уступила место защите ценностей, защите интересов и устойчивости на международной арене. Война изменила свои масштабы. Из материальной области вопрос перешел в нематериальное поле, что, вероятно, делает процесс менее понятным. Так, развитие символики с культурологической точки зрения стало приобретать все больший вес в военной сфере, поскольку армиям необходимо теоретическое представление войны, основанное на знаках отличия идентичности и национальности.

Важно отметить, что значимость военной символики в современном мире не ограничивается только позиционированием государства военной силы, поскольку в большей степени отражает миротворческие стремления или подчеркивает значимость национальной идеи. Кроме того военная символика в современном мире скорее отражает  политическое лидерство, чем выражает враждебность настроений и военную мощь. Так, флаги, гербы и другие знаки вооруженных сил часто используются в политических кампаниях, отражая патриотичность и идеологию партии.

Остановимся подробнее на том, какое значение военная символика имеет в современном мире.

Военные символы являются важным средством коммуникации и обозначения определенной группы или целой страны. Военный флаг, значок, униформа и любой другой атрибут позволяет отличать воинские формирования друг от друга. Следовательно, наиболее важная роль военного символа заключается в укреплении идентичности нации или любого другого военного формирования.   В современном мире, как уже было сказано выше, военная символика используется и в политической сфере, отражая тем самым национальную безопасность и создавая имидж страны или военного формирования, тем самым укрепляя внешнее положение страны. Более того, военная символика – это всегда отражение памяти и исторических свершений страны. Национальный символ хранит воспоминания о прошлом и является прямым отражением мужественности и отваги. Так, национальный военный символ часто находит свое применение в искусстве: книгах, фильмах, музыке.

Немаловажно отметить то, что военная символика используется в организации военных и культурных мероприятий. Фрагменты символов, военные награды, сооружения, военный транспорт используются для ряда мероприятий, самим известным из которых является военный парад. Наследие, как это преимущественно задумано сегодня, следует логике быть замеченным и идентифицированным и означает состояние прозрачности не только из-за вторжения в интимную сферу, но и из-за отсутствия какого-либо значения, присуждаемого и/или понимаемого через эти элементы, основанные на идентичности, за пределами их строгой квалификации как наследия. Например, военные парады 21 века, особенно самые известные из них (Парад 9 мая в России, Парад Франции 14 июля), являются хорошей иллюстрацией этого парадокса: они являются семиофорами, которые сильно подвержены риску собственного отрицания, даже несмотря на то, что символическое богатство, которое они передают, квалифицирует их как живые и очевидные проявления наследия, депозитарием которого является учреждение, от имени французской нации, которую оно представляет. Риск самоотрицания заключается в их призвании как публичных событий, что неизбежно и опасно втягивает их в «спектакуляризацию», опять же из-за их очень отличительного отношения к национальной идентичности [6].

Семантический риск заключается здесь в расплывчатости определений и даже в использовании терминов «история» и «наследие». Мы должны помнить, что вопрос наследия исторически был связан с утверждением национальной идентичности. Хотя отношения между военными и нацией и государством представляют собой силу для создания наследия, они также подвергают военных непредсказуемым будущим изменениям в очень изменчивой социальной геометрии, которая включает в себя чувство принадлежности к нации, построение коллективных идентичностей, их распад в глобализации и их упрочнение в националистических формах.

Таким образом, в современном мире значимость военной символики, на наш взгляд, только возросла, поскольку теперь военные символы отражают не только военную структуру боя или военного подразделения, но и подчеркивают исторический, национальный контекст, укрепляя государственную идентичность. В данной статье мы не делали историческую ретроспективу, что бы обратить внимание на сравнительные аспекты с прошлыми значениями военной символики, поскольку считаем, что очевидны любые изменения военной символики, обусловленные быстроизменяющимся миром, глобализацией и урбанистическими процессами. Кроме того, война изменила свои способы и функции. Теперь война обращена также на информационные потоки и СМИ, более того она часто имеет «холодный» или дистанционный характер, тогда как ранее (пусть даже на 20 лет назад) подобное было просто невозможно.

Военные звания и знаки, и в целом военная символика, выступают не только визуальными предметными символами воинской культуры, но и становятся видимыми символическими продолжением великих военных традиций в современном мире: поддержание военных чести, благородства, навыки жертвовать собой, служить Отечеству, беспрекословному подчинению младших старших и т. д. Это в своей основе и продолжает прочные традиции патриотического воспитания, которые в армии являются атрибутом службы безопасности.

Список литературы

  1. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССМЭН, 2004. С. 56.
  2. Ларкин Л.Г. Символьные аспекты военной культуры // Аналитика культурологии. 2014. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolnye-aspekty-voennoy-kultury (дата обращения: 15.03.2024).
  3. Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестник ТГУ. 2014. №9 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-voennoy-kultury-v-sotsiume (дата обращения: 15.03.2024).
  4. Серебрянников В.В. О понятиях войны // Военная мысль. № 10, 2004, с. 64.
  5. Тэрнер В. Символ и ритуал.М., 1983.
  6. Шумихина Л.А. , Попова В.Н. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. – С.205-208
  7. Saussure, Ferdinand dе. Cours de linguistique générale. Paris: Payot, 1995 (1re éd. 1916) (СоссюрФ. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

Интересная статья? Поделись ей с другими: