УДК 37.015.31:78.022

Анализ роли полихудожественной образовательной среды в развитии музыкальных способностей школьников: актуализация традиционных и современных методов преподавания

Инь Чжожань – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: Проблема развития музыкальных способностей школьников приобретает особую актуальность в условиях модернизации современного образования и поиска инновационных подходов к преподаванию искусства. Цель данного исследования заключается в выявлении роли полихудожественной образовательной среды в формировании музыкальности учащихся и определении эффективных методов актуализации данного потенциала в педагогической практике. Материалы и методы: Материалом исследования послужили научные труды в области музыкальной психологии, педагогики искусства, а также практический опыт автора по внедрению полихудожественного подхода в процесс музыкального образования школьников. В работе применялись методы теоретического анализа, педагогического моделирования, психолого-педагогического эксперимента, статистической обработки данных. Результаты: В ходе исследования была обоснована роль полихудожественной образовательной среды как фактора интенсификации процесса развития музыкальных способностей, раскрыты механизмы ее воздействия на различные компоненты музыкальности (эмоциональную отзывчивость, слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление). Определены традиционные и инновационные методы и приемы работы, позволяющие эффективно реализовать потенциал полихудожественной среды на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе. Экспериментально доказана целесообразность комплексного применения различных видов художественно-творческой деятельности (пения, музицирования, пластического интонирования, графического моделирования и др.) в развитии музыкальности учащихся.

Ключевые слова: полихудожественный подход, музыкальные способности, методы развития музыкальности, интеграция искусств, музыкальное образование школьников.

Концепция полихудожественного образования, основанная на идее интеграции различных видов искусства в процессе формирования творческой личности ребенка, получила широкое признание в современной педагогической науке и практике. Многочисленные исследования подтверждают, что погружение учащихся в полихудожественную среду, насыщенную разнообразными артефактами и видами художественной деятельности, способствует активизации их эмоциональной сферы, развитию образного мышления, воображения, эстетического вкуса [1]. При этом особое значение полихудожественный подход приобретает в области музыкального образования, где развитие специальных способностей традиционно осуществляется в опоре на интеграцию слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений и представлений.

В современной музыкальной психологии музыкальность трактуется как интегральное свойство личности, включающее в себя комплекс способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности [2]. К базовым компонентам музыкальности относят:

  • эмоциональную отзывчивость на музыку, проявляющуюся в способности переживать настроения и чувства, выражаемые в музыкальных произведениях;
  • музыкальный слух, обеспечивающий различение и воспроизведение звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических соотношений;
  • чувство ритма, позволяющее воспринимать и воспроизводить временную организацию музыки;
  • музыкальную память, обеспечивающую запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала;
  • музыкальное мышление, проявляющееся в способности к анализу выразительных средств, пониманию формы и содержания музыкальных произведений [3].

Традиционные методы развития музыкальных способностей, сложившиеся в практике общего музыкального образования, включают в себя: вокально-хоровую работу, направленную на развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений; ритмические упражнения, способствующие формированию чувства метроритма, темпа, агогики; слушание музыки, активизирующее эмоциональную сферу учащихся, развивающее навыки восприятия музыкальной формы и содержания. При этом главенствующую роль в музыкальном воспитании школьников играет пение как наиболее доступный и органичный вид музыкальной деятельности, не требующий специальной подготовки и дополнительного оборудования [4].

Вместе с тем, практика показывает, что традиционные методы музыкального обучения не всегда обеспечивают полноценное развитие музыкальности учащихся в силу ограниченности самовыражения в одном виде художественной деятельности, недостаточного учета индивидуальных склонностей и предпочтений детей. В этой связи особую актуальность приобретает обращение к полихудожественной образовательной среде как фактору интенсификации процесса музыкального развития личности, дающему возможность каждому ребенку проявить свои способности в широком спектре художественно-творческих практик.

Экспериментальное исследование, проведенное в общеобразовательных школах г. Москвы (n=247), позволило выявить основные механизмы влияния полихудожественной среды на развитие базовых музыкальных способностей школьников. Так, систематическое обращение к произведениям живописи, поэзии, хореографии, театра в процессе музыкальных занятий способствовало значительной активизации эмоционального отклика учащихся на музыку, обогащению их слуховых впечатлений, расширению образно-ассоциативных представлений. Сопоставление музыкальных образов с аналогичными образами в других видах искусства побуждало детей к поиску выразительных интонаций, тембров, ритмоформул, усиливало их восприимчивость к форме и содержанию музыкальных сочинений.

Включение элементов двигательной драматизации, пластического интонирования, инструментального музицирования в структуру музыкальных занятий обеспечивало комплексное воздействие на различные сенсорные системы учащихся, способствуя развитию их музыкально-ритмического чувства, координации слуха и голоса, тембрового и динамического слуха. Освоение музыкального материала в синтезе различных исполнительских практик активизировало музыкальную память школьников, обеспечивая прочность и гибкость формируемых навыков [5].

Особый интерес в рамках полихудожественного подхода представляет метод графического моделирования музыкальных произведений с помощью цветовых, пространственных, пластических ассоциаций. Визуализация музыкальной формы, ладотональных и ритмических соотношений, фактурных пластов способствует переводу звуковых образов в зрительный план, обеспечивает осознание учащимися логики развертывания музыкальной композиции, активизирует их аналитические способности. Выполненные школьниками графические партитуры отражают индивидуально-личностное прочтение музыкального текста и могут служить основой для последующего инструментального или двигательного воплощения [6].

Существенную роль в развитии музыкальности учащихся играет приобщение к современным информационно-компьютерным технологиям, открывающим новые возможности для творческого самовыражения в полихудожественной среде. Освоение музыкально-компьютерных программ (таких как Finale, Sibelius, Cubase) позволяет школьникам не только фиксировать собственные сочинения в виде нотных партитур, но и создавать оригинальные аранжировки, экспериментировать со звуковой палитрой, синтезировать звучание акустических и электронных инструментов. Интерактивные музыкальные игры, онлайн-конструкторы, виртуальные синтезаторы, широко представленные в современной образовательной среде, значительно расширяют спектр художественно-творческой деятельности учащихся, мотивируют их к активному музицированию и импровизации [7].

Таким образом, полихудожественная образовательная среда обладает значительным потенциалом в развитии музыкальных способностей школьников, обеспечивая комплексное воздействие на различные компоненты музыкальности. Синтез искусств выступает действенным средством активизации эмоциональной сферы учащихся, обогащения их слуховых впечатлений, стимулирования образно-ассоциативного мышления. Включение разнообразных видов художественно-творческой деятельности в процесс музыкальных занятий развивает сенсорные и моторные способности детей, совершенствует их исполнительские навыки и умения. Обращение к современным компьютерным технологиям и мультимедийным средствам обучения значительно расширяет арсенал выразительных возможностей юных музыкантов, открывает новые горизонты для творческой самореализации в поликультурном образовательном пространстве.

Список литературы

  1. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - Луганск, 1990. - 175 с.
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.
  3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: NB Магистр, 1993. - 190 с.
  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
  5. Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. - М.: Экон-информ, 2011. - 208 с.
  6. Ефремова Л.И. Творческое развитие учащихся в процессе обучения музыке: учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. - 163 с.
  7. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience // Lecture Notes in Computer Science. - 2018. - Vol. 11169. - P. 381-389.

Интересная статья? Поделись ей с другими: