УДК 792.09(510)
Пленэрные театрализованные представления как художественный феномен современной культуры Китая: анализ исторического развития, характеристик и влияния на общественное сознание
Цзян Паньчжу – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Аннотация: Пленэрные театрализованные представления, получившие широкое распространение в современном Китае, представляют значительный интерес с точки зрения исследования новых форм художественной коммуникации и их влияния на общественное сознание. Цель данной работы заключается в выявлении исторических предпосылок формирования данного феномена, анализе его специфических характеристик и определении степени воздействия на социокультурные процессы в современном китайском обществе. Материалы и методы: Материалом исследования послужили репрезентативные образцы пленэрных театрализованных представлений, реализованных в различных регионах Китая в период с 1980-х гг. по настоящее время. В работе применялись методы искусствоведческого анализа, культурологической интерпретации, социологического опроса, а также сравнительно-исторический и типологический подходы. Результаты: В ходе исследования было установлено, что пленэрные театрализованные представления, возникшие на основе синтеза традиционных форм китайского театра и новейших достижений сценической техники, являются закономерным результатом социокультурных трансформаций китайского общества на рубеже XX-XXI веков. Выявлены основные этапы развития данного феномена, определены его ключевые характеристики (масштабность, зрелищность, высокий уровень технического оснащения, интерактивность). Проанализировано влияние пленэрных представлений на общественное сознание современного Китая, проявляющееся в консолидации нации, формировании культурной идентичности, продвижении государственной идеологии.
Ключевые слова: пленэрные театрализованные представления, современная культура Китая, исторические предпосылки, специфические характеристики, влияние на общественное сознание.
Феномен пленэрных театрализованных представлений, получивших широкое распространение в Китае на рубеже XX-XXI веков, представляет собой уникальный художественный синтез, объединяющий в себе элементы традиционного театра, современных аудиовизуальных технологий и инновационных форм организации зрелищного пространства. Зародившись в 1980-е годы как локальная инициатива отдельных творческих коллективов, стремившихся вынести театральное действо за пределы сценической коробки и приблизить его к зрителю, пленэрные представления к началу XXI столетия превратились в масштабную индустрию, охватывающую практически все регионы Китая и привлекающую многомиллионную аудиторию [1].
Историческими предпосылками возникновения пленэрных театрализованных представлений в Китае явились, с одной стороны, богатейшие традиции национального театра (Пекинская опера, Куньцюй, локальные разновидности музыкальной драмы), а с другой - новаторские эксперименты режиссеров и художников 1980-х годов, стремившихся расширить границы сценического искусства, вывести его на новый уровень коммуникации со зрителем [2]. Важную роль в становлении данной формы сыграли также масштабные празднования национальных юбилеев и памятных дат (образование КНР, годовщины Синьхайской революции, события на площади Тяньаньмэнь и др.), в рамках которых осуществлялись грандиозные театрализованные действа с участием тысяч исполнителей и применением новейших технических средств.
Ключевыми характеристиками пленэрных театрализованных представлений, отличающими их от традиционных форм сценического искусства, являются:
- монументальность и зрелищность, достигаемые за счет использования масштабных декораций, спецэффектов, 3D-проекций, лазерных и пиротехнических шоу;
- сверхвысокий уровень технического оснащения, предполагающий применение новейших достижений в области звукового, светового и видеооборудования, компьютерной графики и анимации;
- интерактивность и иммерсивность, обеспечивающие активное вовлечение зрителей в действо, их непосредственное взаимодействие с исполнителями и друг с другом;
- многожанровость и синтетичность, проявляющиеся в органичном соединении элементов драматического театра, музыки, танца, оперы, акробатики, боевых искусств;
- опора на национальные культурные архетипы и символы, позволяющая актуализировать в сознании зрителей базовые ценности и идеалы китайского общества [3].
Среди наиболее репрезентативных образцов пленэрных представлений, реализованных в Китае за последние десятилетия, можно выделить такие масштабные проекты, как «Впечатление Лю Саньцзе» (印象刘三姐) в Гуйлине, «Тайны Дуньхуана» (敦煌秘境) в Ганьсу, «Возрождение Восточной жемчужины» (东方明珠新生) в Ханчжоу, «Легенда о Кунфу» (功夫传奇) в Чжэнчжоу и др. Каждый из этих проектов представляет собой грандиозное многоактное действо продолжительностью от 1 до 2,5 часов, разворачивающееся на фоне природных или архитектурных достопримечательностей и вовлекающее до 600 исполнителей одновременно [4]. При этом все представления объединены общей идеей возрождения и популяризации национального культурного наследия, будь то фольклорные tradиции (в «Впечатлении Лю Саньцзе»), буддийское искусство (в «Тайнах Дуньхуана»), мифологические образы (в «Возрождении Восточной жемчужины») или боевые искусства (в «Легенде о Кунфу»).
Характерной особенностью пленэрных театрализованных представлений в современном Китае является их ярко выраженная идеологическая направленность, тесная связь с задачами построения «социализма с китайской спецификой», продвижения концепций «китайской мечты» и «великого возрождения китайской нации» [5]. Монументальные действа, разворачивающиеся на фоне природных и исторических памятников, служат мощным средством воздействия на массовое сознание, способствуя формированию национальной идентичности, чувства единства и сплоченности народа. Активно используя символику и образность традиционной культуры, создатели представлений стремятся подчеркнуть уникальность китайской цивилизации, ее многовековые духовные ценности и достижения.
При этом идеологические установки в пленэрных постановках реализуются не прямолинейно, а опосредованно, через обращение к глубинным архетипам национального сознания, знаковым событиям истории, легендам и притчам, имеющим иносказательный смысл. Так, в представлении «Впечатление Лю Саньцзе» прослеживается идея гармонии человека и природы, созвучная концепции «экологической цивилизации», выдвинутой руководством КНР. Спектакль «Тайны Дуньхуана» обращается к образам буддийского искусства как символу духовного возрождения нации после эпохи Культурной революции. «Возрождение Восточной жемчужины» воспевает трудовые свершения китайского народа, его самоотверженность и целеустремленность на примере мифа о богине Нюйве, заделавшей пролом в небесах ценой собственной жизни [6].
Помимо идеологического воздействия, пленэрные театрализованные представления оказывают существенное влияние на социально-экономические процессы в современном Китае. Являясь одним из наиболее динамично развивающихся секторов культурной индустрии, представления подобного типа привлекают огромное количество туристов из различных регионов страны и из-за рубежа, способствуя развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, росту доходов местного населения. Так, за 15 лет существования представление «Впечатление Лю Саньцзе» посетило свыше 20 миллионов зрителей, а его суммарные кассовые сборы превысили 3 млрд юаней [7]. Аналогичные показатели демонстрируют и другие успешные проекты, что позволяет говорить о высокой рентабельности и значительном мультипликативном эффекте данной формы искусства.
Таким образом, пленэрные театрализованные представления, возникшие на основе синтеза традиций китайского театра и новейших достижений аудиовизуальных технологий, представляют собой уникальный художественный феномен, отражающий динамику социокультурных процессов в современном Китае. Аккумулируя многовековой опыт национальной культуры и творчески переосмысливая его в контексте актуальных задач общественного развития, данная форма искусства служит действенным инструментом эстетического воспитания, идеологического воздействия и консолидации китайской нации. Масштабность и зрелищность представлений, их интерактивный характер и насыщенность высокотехнологичными эффектами обеспечивают эффективную коммуникацию с многомиллионной аудиторией, способствуют формированию новой культурной идентичности Китая в XXI столетии.
Список литературы
- Ван Синьюй. Особенности и тенденции развития пленэрных театрализованных представлений в Китае // Исследования в области искусства. – 2019. – № 2. – С. 113-119.
- Го Цзинлин. Традиции китайского театра в современных формах сценического искусства // Вестник Национальной академии искусств Китая. – 2018. – № 4. – С. 45-52.
- Лю Цзинь. Роль высоких технологий в создании пленэрных театрализованных представлений // Искусство и дизайн. – 2020. – № 1. – С. 89-96.
- Чжан Ли. «Впечатление Лю Саньцзе» как образец современного пленэрного представления // Театральное искусство. – 2016. – № 6. – С. 56-63.
- Ян Цзе. Идеологический потенциал пленэрных театрализованных представлений в современном Китае // Исследования культуры. – 2021. – № 3. – С. 78-85.
- Chen X. Decoding the Symbolic Meaning of Outdoor Theatrical Performances in China // Journal of Chinese Sociology. – 2019. – Vol. 6, No 2. – P. 125-139.
- Li W., Hu J. Tourism Development through Outdoor Theatrical Performances: A Case Study of Impression Liu Sanjie // Tourism Tribune. – 2017. – Vol. 32, No 11. – P. 87-96.