УДК 784.9.071.5(510)

Анализ интонационных особенностей вокальной музыки КНР и их активизация в процессе профессиональной подготовки вокалиста в вузе: педагогический и музыкальный аспекты

Ли Лайжу – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: Интонационные особенности вокальной музыки Китая представляют значительный интерес с точки зрения исследования национальной специфики музыкального мышления и его реализации в процессе профессиональной подготовки вокалиста в вузе. Цель данной работы заключается в выявлении характерных интонационных моделей китайской вокальной музыки и определении эффективных методов их активизации в педагогической практике на основе синтеза музыкально-теоретического и вокально-исполнительского подходов. Материалы и методы: Материалом исследования послужили образцы традиционных и современных вокальных жанров Китая (народная песня, музыкальная драма, революционные гимны, камерно-вокальная лирика), а также учебно-методический репертуар, используемый в процессе профессиональной подготовки вокалистов в китайских вузах. В работе применялись методы интонационного, ладового и стилистического анализа, сравнительно-типологический и историко-культурный подходы, а также обобщение педагогического опыта автора. Результаты: В ходе анализа музыкального материала были выделены основные интонационные модели, характерные для вокальной музыки Китая: пентатонные попевки, мелодические обороты с участием «блуждающих» ступеней, каденционные формулы с нисходящим движением к тонике, глиссандирующие интонации, орнаментальные фигуры. Определены методы активизации данных моделей в педагогической практике, связанные с развитием музыкально-слуховых представлений, вокально-технических навыков, художественно-образного мышления студентов. Предложена система творческих заданий, направленных на постижение национальной специфики китайской вокальной музыки в опоре на этнослуховой опыт обучающихся.

Ключевые слова: вокальная музыка Китая, интонационные особенности, профессиональная подготовка вокалиста, музыкально-педагогические методы, творческие задания.

Интонационное своеобразие вокальной музыки Китая обусловлено целым комплексом факторов, среди которых первостепенное значение имеют специфика национального музыкального мышления, генетическая связь с фольклорными истоками, влияние философско-эстетических и религиозных традиций, особенности языковой просодии [1]. Постижение интонационных моделей, характерных для различных жанров китайского вокального искусства, является необходимым условием профессиональной подготовки вокалиста, обеспечивающим полноценное раскрытие художественного содержания музыкальных произведений и воплощение их национального духа.

Анализ образцов китайской вокальной музыки позволяет выделить ряд устойчивых интонационных оборотов, функционирующих как на уровне мелодики, так и ладогармонической вертикали. К числу наиболее распространенных относятся пентатонные попевки, основанные на поступенном или опевающем движении по звукам устоя (тоники) и неустоя, а также разнообразные каденционные обороты нисходящего характера [2]. Важное место в китайском вокальном мелосе занимают интонации с участием так называемых «блуждающих» ступеней, свободно входящих в ладовый звукоряд и придающих мелодии импровизационный характер. Широко применяются орнаментальные фигуры (форшлаги, морденты, группетто), глиссандирующие интонации, придающие вокальной речи гибкость и выразительность.

Активизация вышеперечисленных интонационных моделей в процессе профессиональной подготовки вокалиста должна осуществляться на основе органичного синтеза музыкально-теоретических знаний и практических исполнительских навыков. На начальном этапе обучения целесообразно сфокусировать внимание студентов на освоении основных ладоинтонационных элементов китайской музыки посредством целенаправленной тренировки музыкального слуха и голоса [3]. С этой целью могут использоваться специальные упражнения на пение отдельных ступеней пентатоники, мелодических оборотов и попевок, характерных интервалов и гармонических последовательностей. При этом важно не просто механически заучивать те или иные интонационные формулы, но стремиться постичь их художественно-выразительный смысл, связать с определенным образно-эмоциональным строем.

На следующем этапе работы основное внимание уделяется развитию вокально-технических навыков, необходимых для воссоздания специфических особенностей китайского вокального интонирования. В частности, особое значение приобретает освоение разнообразных тембровых красок голоса, оттенков звуковедения (legato, non legato, staccato), динамической нюансировки [4]. Студенты должны научиться свободно управлять голосовым аппаратом, находить нужную артикуляционную позицию, снимать излишние мышечные зажимы. Для этого применяются различные виды вокальных упражнений, направленные на выработку певческого дыхания, овладение техникой мягкой и твердой атаки звука, расширение диапазона голоса.

Важным аспектом работы над китайским вокальным репертуаром является развитие художественно-образного мышления студентов, их умения воплощать национальное своеобразие музыки, опираясь на этнослуховой опыт. С этой целью могут использоваться методы ассоциативного и метафорического анализа музыкального текста, позволяющие соотнести выразительные средства произведения (мелодику, ритм, гармонию, фактуру) с внемузыкальными образами и символами, характерными для китайской культуры [5]. Так, плавная поступенная мелодика может ассоциироваться с образами природы (журчание ручья, шелест листвы), порывистые ритмы - с динамикой народной жизни (трудовые процессы, обрядовые действа), колористическая гармония - с красочной палитрой национальной живописи.

Активизации интонационно-слухового опыта студентов способствует также обращение к методу творческих заданий, стимулирующих самостоятельность мышления и раскрывающих внутренний потенциал личности. Среди подобных заданий могут быть:

  • досочинение мелодии вокального произведения в заданном национальном стиле;
  • подбор выразительных вокальных интонаций к поэтическому тексту;
  • сочинение вариаций на основе китайской народной песни;
  • создание вокальной импровизации на заданный ритмический рисунок;
  • пластическое интонирование («дирижирование») вокальной мелодии;
  • составление музыкально-поэтических композиций в опоре на национальные символы и образы [6].

Выполнение данных заданий позволяет развивать ассоциативно-образное мышление студентов, активизировать их слуховой опыт, закреплять на практике усвоенные интонационные модели. При этом важно создать на занятиях атмосферу творческого поиска, психологического комфорта, стимулировать проявления индивидуальности и самобытности каждого учащегося.

В целом, формирование интонационного словаря китайской вокальной музыки и его активизация в процессе профессиональной подготовки вокалиста требуют комплексного подхода, объединяющего музыкально-теоретические и практические методы освоения материала. Постижение национального своеобразия интонационного строя должно осуществляться в опоре на художественно-эстетические и философские традиции Китая, его ценностные и мировоззренческие установки [7]. Лишь в этом случае возможно воспитание музыканта-интерпретатора, способного не только грамотно воспроизводить нотный текст, но и постигать глубинные смыслы китайской музыкальной культуры, воплощать ее уникальный духовный опыт.

Список литературы

  1. Ван Лей. Интонационные истоки и стилевые особенности вокальной музыки современного Китая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – № 176. – С. 85-89.
  2. Лю Бинцян. Музыкально-исторические типы интонирования в контексте интонационной теории Б.В. Асафьева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (16). – С. 102-106.
  3. У Ген-Ир. Педагогические методы формирования вокального слуха у студентов КНР в процессе профессионального обучения // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 4-1. – С. 176-185.
  4. Ян Бо. Педагогические условия совершенствования вокально-исполнительских навыков студентов КНР в процессе профессиональной подготовки // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 2. № 5 (120). – С. 174-179.
  5. Tao Yabin, Guo Lixia. On the Ontology of Music Symbol and the Methodology of Vocal Music Teaching // Cross-Cultural Communication. – 2015. – Vol. 11, No. 5. – P. 131-134.
  6. Ху Маньли. Развитие творческих способностей студентов в процессе вокальной подготовки (на примере музыкальных факультетов вузов КНР) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 2 (76). – С. 214-220.
  7. Су Да. Этнопедагогические традиции Китая в профессиональной подготовке вокалистов // Наука и школа. – 2016. – № 1. – С. 195-199.

Интересная статья? Поделись ей с другими: