УДК 784.3(510)"19"

Эволюция и интерпретация жанра камерно-вокальной лирики в контексте китайской музыкальной культуры XX века: язык, форма и стиль

Лю Вэньцзин – аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: Введение: Жанр камерно-вокальной лирики, получивший интенсивное развитие в китайской музыке XX века, представляет значительный интерес с точки зрения исследования процессов взаимодействия национальных традиций и западноевропейских влияний, а также формирования новых средств композиторской выразительности. Цель данной работы заключается в выявлении основных этапов эволюции жанра камерно-вокальной миниатюры в Китае, определении специфики его языка, формы и стиля в творчестве ведущих композиторов. Материалы и методы: Материалом исследования послужили камерно-вокальные сочинения китайских композиторов XX века, представляющие различные этапы развития жанра. В работе применялись методы музыковедческого и вокально-исполнительского анализа, сравнительно-исторический и культурологический подходы. Результаты: В ходе исследования были выделены три основных этапа эволюции жанра камерно-вокальной лирики в Китае, каждый из которых характеризуется определенными изменениями в области музыкального языка, композиционной структуры и образно-стилевых параметров. Детальный анализ репрезентативных сочинений позволил раскрыть процесс постепенного усложнения выразительных средств, обогащения традиционных форм и жанров новыми композиционными приемами, синтеза национального и общеевропейского, выявить ключевые тенденции развития вокальной миниатюры в творчестве ведущих китайских композиторов.

Ключевые слова: камерно-вокальная лирика, китайская музыка XX века, музыкальный язык, композиционная структура, индивидуальный стиль.

Становление жанра камерно-вокальной миниатюры в профессиональной музыке Китая приходится на первые десятилетия XX века и связано с начальным этапом освоения молодыми китайскими композиторами, получившими образование в Европе и США, западноевропейских традиций вокального искусства [1]. В произведениях Сянь Синхая (冼星海), Хуан Цзы (黄自), Цин Чжу (青主) и других авторов этого периода ощутимо стремление соединить характерные элементы национального мелоса (пентатонные лады, специфические ладовые обороты, орнаментику) с классическими формами европейского романса (куплетная форма, простая двух- и трехчастная) и его гомофонно-гармоническим складом [2]. Отсюда - ясность и безыскусность музыкального языка, преобладание светлого лирического тона, опора на фольклорные жанровые прототипы (народная песня, танец, марш).

Качественно новый этап развития камерно-вокальной лирики в Китае начинается в 1930-1940-е годы и отмечен существенным усложнением композиторского письма, обогащением интонационной сферы, ритмики и фактуры, возрастанием роли инструментального начала в воплощении поэтического текста [3]. В вокальных миниатюрах Не Эра (聂耳), Сянь Синхая, Хуан Юнси (黄永熙) значительно расширяется образно-эмоциональный диапазон - от лирической созерцательности до драматической экспрессии и патетики, углубляется психологизм трактовки поэтического текста. В сочинениях He Эра "Вперед, храбрецы!" (前进, 勇敢的人们!), "Песня девушки Сян" (湘女词), "Великий поход" (长征) революционно-героическая тема воплощается посредством маршевых ритмов, острых гармонических и фактурных контрастов, декламационной выразительности вокальной партии. Лирико-психологические романсы Сянь Синхая "Вопрос" (问), "Осенние думы" (秋思) отличаются изысканностью мелодического рисунка, усложненной ладогармонической основой, богатством фактурных приемов.

В 1950-1960-е годы развитие жанра камерно-вокальной миниатюры в Китае происходит в условиях доминирования идеологических установок и слабого контакта с новейшими достижениями западноевропейского искусства. В вокальных сочинениях Ши Гуаннаня (施光南), Ло Чжунжуна (罗忠镕), Ши Ваншаня (史宛山) ведущая роль принадлежит массовой песне и лирическому романсу, для которых характерны простота и доступность музыкального языка, куплетная форма, гомофонно-гармонический склад, опора на интонации народной песенности и танцевальной музыки [4]. Вместе с тем, в творчестве некоторых композиторов (Чжу Цзяньэр, Ду Минсинь) намечается тенденция к усложнению ладогармонических и фактурных средств, обновлению жанровой палитры вокальной миниатюры за счет обращения к старинной китайской поэзии (Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи).

Новый подъем камерно-вокальной музыки в Китае происходит в 1980-е годы и связан со снятием идеологических ограничений, активизацией творческих контактов с зарубежными композиторскими школами, стремительным освоением новых техник композиции. На этом этапе происходит существенное обогащение образно-тематического содержания вокальной лирики: наряду с гражданственно-патриотической и лирической темами, все более глубокое воплощение получают философские мотивы, пейзажные зарисовки, любовная лирика, психологические состояния человека [5]. В произведениях Го Вэньцзина (郭文景), Е Сяоган (叶小纲), Чжоу Луна (周龙) значительно усложняется музыкальный язык, основанный на свободном взаимодействии различных ладовых систем (пентатоника, диатоника, хроматика, модальность), полиметрии и полиритмии, атональности и сонорных эффектах. Существенно обогащается жанровая палитра вокальной миниатюры за счет обращения к новым поэтическим источникам (современная поэзия, народные сказания, эпические жанры), а также введения развернутых инструментальных эпизодов (прелюдий, интерлюдий, постлюдий).

В 1990-2000-е годы развитие жанра камерно-вокальной миниатюры в Китае отмечено дальнейшим усложнением музыкального языка, связанным с индивидуализацией композиторского стиля, стремлением к синтезу восточной монодии и западноевропейской полифонии, освоением новейших техник письма (сериализм, сонористика, алеаторика, коллаж). В вокальных циклах Тан Дуна (谭盾) "Девять напевов" (九歌), Чэнь И (陈怡) "Сад любви" (爱的花园), Цзо Ситуна (左思彤) "Песни странствий" (行吟) сложные звуковысотные комплексы сочетаются с прихотливыми ритмо-фактурными конфигурациями, красочной тембровой палитрой, мобильной структурой [6]. Значительно возрастает роль тембра и сонорики в создании звуковых образов, передаче тончайших психологических состояний и медитативных погружений. Широко применяются всевозможные экспериментальные приемы вокализации (шепот, гудение, вскрики, глиссандо, фальцет).

Таким образом, эволюция жанра камерно-вокальной лирики в китайской музыке XX века представляет собой сложный процесс взаимодействия национальных и европейских традиций, поиска новых форм и средств выразительности, отвечающих задачам современного искусства. На протяжении столетия происходит неуклонное усложнение музыкального языка вокальной миниатюры, обогащение ее ладогармонических, ритмических и фактурных параметров, возрастание роли тембра и сонорных эффектов. Существенно расширяется образно-тематический диапазон жанра, охватывающий гражданственно-патриотическую, лирико-психологическую, философскую, пейзажную сферы. Переосмысление традиционных вокальных жанров (песня, романс) сочетается с активным освоением новейших композиционных техник и принципов формообразования (сериализм, алеаторика, сонористика, коллаж). Вобрав в себя многовековой опыт национальной музыкальной культуры и достижения современного западного искусства, жанр камерно-вокальной миниатюры в Китае превратился в XX веке в одну из ведущих лабораторий композиторского творчества, область смелого эксперимента и новаторских открытий [7].

Список литературы

  1. Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. – Пекин: Народная музыка, 2009. – 1147 с.
  2. Гун Пин. О художественных особенностях ранних камерно-вокальных сочинений китайских композиторов // Huang Zhong. – 2020. – № 1. – С. 107-115.
  3. Дай Юй. Китайская камерно-вокальная музыка 1920-1940-х годов: традиции и новаторство // Вестник Нанкинского государственного университета искусств. – 2017. – № 2. – С. 34-42.
  4. Сюй Чжэнао. Камерно-вокальное творчество китайских композиторов 1950-1960-х годов // Музыкальная культура. – 2015. – № 3. – С. 51-57.
  5. У Ген-Ир. Традиционный театр Китая и его влияние на творчество современных композиторов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 140-146.
  6. Чжао Сяошань. "Девять напевов" Тан Дуна как образец современной китайской вокальной лирики // Музыкальное искусство. – 2018. – № 4. – С. 61-69.
  7. Luo L. The Art Song in Twentieth-Century China: A Historical Review and Analysis. – Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2016. – 312 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: