УДК 069

Концепция сохранения объектов культурного наследия на примере музея-усадьбы А.Т. Болотова

Павлов Андрей Александрович – магистрант факультета архитектуры Государственного университета по землеустройству.

Научный руководитель Лимонад Михаил Юрьевич – доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству.

Аннотация: в этой научной статье рассмотрены вопросы необходимости сохранения объектов культурного наследия, ценность музеев-усадьб и других достопримечательностей на территории Российской Федерации; специфика концепции защиты архитектурных памятников, их реконструкция и создание единого пространства на примере проекта восстановления крупноареального объекта - усадьбы А.Т. Болотова «Дворяниново» в Тульской области.

Ключевые слова: объект культурного наследия, сохранение ОКН, концепция, реконструкция, музей-усадьба, «Дворяниново», А.Т. Болотов.

Цель: выделить основные положения концепции сохранения объектов культурного наследия, которые были реализованы при восстановлении музея-усадьбы А.Т. Болотова «Дворяниново» в Тульской области.

Методы: ключевым подходом является сбор и анализ теоретических аспектов из монографий, статей, научных работ отечественных ученых; основные методологические положения концепции сохранения объектов культурного наследия аспекты рассмотрены в трудах О. Н. Астафьевой, Т. В. Беловой, Л. Е. Вострякова, Г. А. Голицына, Ю. А. Лукина, В. М. Межуева, В. М. Петрова, К. Э. Разлогова, А. Я. Флиера, О. В. Хлопиной и многих других. Вопросы реализации культурной политики отражены в исследованиях Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, Ю. П. Шульгина, Р. Ф. Туровского, В. Л. Каганского и др. Ю. А. Веденин внес вклад в развитие понятия «культурный ландшафт», рассмотрение его историко-культурного и социокультурного потенциала.

Введение

Архитектурное наследие – это недвижимые объекты, в том числе в совокупности с движимыми объектами, являющимися их неотъемлемой частью, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также способные удовлетворять эстетические и духовные потребности людей. Объекты культурного наследия (ОКН) включают в себя не только архитектурные памятники, но и произведения других искусств (скульптуры, живописи, декоративного и прикладных искусств, собственно синтеза). 

Архитектура, помимо функциональной организации пространства осуществляет культурное, идеологическое и эстетическое воздействие на человека. Сложность, абстрагированность языка архитектурных форм, понятных только подготовленному человеку, снижали степень этого воздействия на общество. В этом и была обусловлена концепция синтеза при сохранении архитектурных объектов – воплощения в реальность элементов ранее существовавшей визуальной среды [1. ].

Почти во всех населенных пунктах страны есть уникальные архитектурные сооружения прошлых столетий, скульптуры, галереи изобразительного искусства, дома известных личностей. И все эти объекты культурного наследия часто нуждаются в восстановительных работах. Так, с 2023 года в деревне Дворяниново Тульской области проводилась реконструкция музея-усадьбы известного агронома и писателя-философа А.Т. Болотова. И этот проект отличается тем, что в нем удалось соблюсти базовые положения очень важной концепции (симбиоза искусств) в сохранении объектов культурного наследия (преимущественно архитектурного наследия) [2.].

Реализация концепции сохранения объектов культурного наследия в проекте восстановления музея-усадьбы «Дворяниново»

Музей-усадьба «Дворяниново» находится на месте родового поместья энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова. Именно его считают основателем агрономии, важным исследователем в области селекции. В первой половине девятнадцатого столетия ученому удалось получить всероссийскую известность, а несколько его трудов были распространены и в странах Европы.

Его опыты оказали огромное влияние на развитие сельскохозяйственной деятельности крестьян в девятнадцатом и последующем столетиях. По решению региональных властей, на территории бывшего родового поместья ученого была создана музей-усадьба. Она основана в 1988 году к 250-летию с рождения исследователя. Однако первые туристы смогли посетить эту достопримечательность только в 1993 году.

Музей-усадьба «Дворяниново» была реконструирована и открыта вновь в феврале 2024 года. Этот проект финансировался, за счет средств федерального и регионального бюджета. Стоит отметить, что восстановление архитектурных сооружений, применение инновационных методов для борьбы с процессами разрушения и использование современных технологий для улучшения экспозиционной среды этого объекта культурного наследия привлекло многих ценителей исторических памятников. По мнению экспертов, в 2024 году и позже эту достопримечательность посетят десятки тысяч туристов из России и других стран.

Многие объекты культурного наследия Российской Федерации характеризуются высоким риском разрушения, потери эстетического и иных преимуществ, свойственных для ОКН. По этой причине государство обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на поддержание целостности, достойного внешнего облика исторических памятников, в том числе и домов известных личностей.

Защита ценных культурно-исторических зданий, сооружений и архитектурных объектов от разрушения требует осуществления комплекса разноплановых мероприятий (например, визуальный осмотр, создание технического плана, воссоздание утерянных элементов и целых конструкций). Целесообразность той или иной операции, стратегии действий зависит от текущего состояния объекта. Базовые положения концепции сохранения ОКН указывают на то, что виды работ всегда направлены на обеспечение первоначальных художественных образов. Так, были реализованы базовые правила обеспечения целостности объектов архитектурного наследия, примера идеальной модели русской усадьбы «Дворяниново» [3.]:

  • Мемориальный – это выявление связи объекта с определенным лицом или историческим событием. Мемориальный критерий предполагает определение уникальности предмета с точки зрения конкретизации памятника, определения его реликварности, то есть выявление тех особенностей, которые обладают высокой степенью эмоционального воздействия при осознании принадлежности объекта особо почитаемой личности, явлению, событию;
  • Эстетический критерий – признак, на основании которого дается оценка, определение или классификация объекта. Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения. Подлинная эстетическая оценка требует подготовки, набора информации для сравнения, научных знаний.
  • Уникальность и общественная ценность. Общественное признание объекта – это признание объекта значимо ценным объектом, в котором проявляются творческие силы природы или человека: историческая феноменальность или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. Используется и понятие ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающее связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями.

Если рассматривать вопрос, как должно быть организовано проведение операций на объектах особого общественного значения, то можно выделить три ключевых правила. Во-первых, все реализуемые мероприятия должны быть направлены на решение единственной задачи – замедление разрушения, ухудшения эксплуатационных свойств конструкций, архитектурных элементов и восстановление художественного образа исторического памятника [4.].

Во-вторых, учет критериев ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический, уникальность и общественная ценность. Все эти положения должным образом были реализованы на примере восстановления музея-усадьбы «Дворяниново». Сейчас архитектурного пространство этого места соответствует реалиям прошлых столетий, но среда стала комфортной для посетителей, медийной и насыщенный элементами, подтверждающими культурно-историческую ценность этого объекта [5.].

Достижением проекта сохранения этого уникального объекта культурного наследия стало создание инновационных интерактивных зон, которые знакомят детей и взрослых с жизнью, исследованиями А.Т. Болотова, помогают оценить влияние его экспериментов на современную сельскохозяйственную работу во всем ее многообразии. Главной целью проекта в «Дворяниново» было создание уникального памятника. Это сложное понятие, которое включает в себя множество смыслов и имеет связь с разными видами искусства [6.].

Вывод

В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования. Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

На примере восстановления музея-усадьбы А.Т. Болотово «Дворяниново» было доказано, что достичь соблюдения концепции сохранения объекта культурного наследия возможно – создав уникальный памятник в аутентичном пространстве [7.]. Были достигнуты цели сохранения объекта культурного наследия, соответствующие актуальной программе социальной политики Российской Федерации. Одним из доказательств может служить тот факт, что сейчас в доме-музее А.Т. Болотова развернута экспозиция среднепоместного дворянства, которая включает в себя редкие экземпляры и настоящие произведения искусства восемнадцатого и девятнадцатого столетий [8.].

Список литературы

  1. Сохранение памятников культурного наследия УДК 69. Е.А. Дятчина, И.С. Птухина. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29;
  2. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» («Российская газета», 29 июня 2002 года, № 116 – 117);
  3. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации. http://mkrf.ru/documents/programs/detail.php?ID=61436;
  4. Жвитиашвили Н. Для чего нужны бренды музеям (из опыта британских музеев). http://bestmuseums.ru/publ/7240/;
  5. Селеткова Д.А. Проявление гражданской активности по сохранению объектов культурного наследия города Перми // Вестник. Изд-во Пермский национальный исследовательский политехнический университет. 2015. № 1. С. 102-107.
  6. Теория и практика русского сада коща XVIII века в трудах А. Т. Болотова // Архитектурная наука в МАРХИ, выпуск 2, М., 1997, с. 58-59.
  7. Идеальный усадебный дом по А. Т. Болотову. Расположение и ориентация // Архитектурная наука в МАРХИ, выпуск 3, М., 1999, с. 74-76.
  8. Идеал русской усадьбы в архитектурной теории конца XVIII века // Материалы Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции, М., 1999, с. 5556.

Интересная статья? Поделись ей с другими: