УДК 612.776
Совершенствование вестибулярной устойчивости в спортивной и профессиональной деятельности, связанной с вестибулярными нагрузками
Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.
Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и методики физической культуры Ульяновского государственного университета.
Аннотация: В статье представлены результаты проведенного исследования по изучению эффективности методики совершенствования вестибулярной устойчивости у студентов - представителей футбольной студенческой команды. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что авторская методика совершенствования вестибулярной устойчивости в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в тренировочном процессе студентов-футболистов.
Ключевые слова: футболисты, студенческая команда, вестибулярная устойчивость, методика.
Введение
От рациональной позы тела спортсмена зависит качество выполнения двигательных действий, связанных с развитием сенсомоторной координации, в том числе показателей вестибулярной чувствительности и устойчивости, ориентировки в пространстве, динамической и статической устойчивости [9].
Футбол является сложнокоординационным командным игровым видом спорта. В ходе футбольного матча спортсмены должны эффективно выполнять разнообразные двигательные действия в условиях ограничения времени и пространства, импровизировать в различных игровых ситуациях. Насколько качественно они будут это делать, зависит от функционального состояния их вестибулярного аппарата [1;2;4;5].
Повышение вестибулярной устойчивости в профессиональной и спортивной деятельности, которая связана с вестибулярными нагрузками, имеет большой научный и практический интерес. Вестибулярный анализатор выступает как один из самых древних сенсорных систем, напрямую влияет на систему управления двигательными функциями, на функционирование всех систем человеческого организма [6;7;8].
Цель исследования – проанализировать эффективность методики повышения вестибулярной устойчивости у участников студенческой футбольной команды.
Методы исследования. Исследование было организовано на базе Ульяновского государственного педагогического университета. Тренировки по футболу проходили с использование традиционной методики, которая базируется на установленной рабочей программе. Кроме того, испытуемые 1 раз в неделю посещали гимнастический зал, где для них были организованы занятия по методике эксперимента.
В ходе подготовки к тренировочным занятиям по экспериментальной методике испытуемые выполняли динамическую разминку по периметру гимнастического зала. Она включала бег по поролоновой яме, по гимнастической скамейке и по батуту, 3-5 прыжков с поворотами вокруг своей оси, 5-6 вращений на гимнастическом помосте вокруг горизонтальной оси. Основная часть тренировочного занятия включала упражнения на батуте и акробатические упражнения. В финальной части тренировки выполнялись упражнения из йоги в положении вниз головой и с удержанием позы на протяжении 15-60 с. Основным методическим приемом эксперимента было выполнение испытуемыми упражнений на фоне предварительного раздраженного вестибулярного анализатора (так, до исполнения акробатической связки нужно было выполнить несколько поворотов на балансировочной платформе Bosu).
Результаты и их обсуждение
По результатам проведенного нами педагогического эксперимента функциональное состояние вестибулярной устойчивости студентов-футболистов улучшилось (Табл. 1).
Таблица 1. Изменение показателей устойчивости вестибулярной системы студентов (п=12) за время исследования.
Показатели |
|||
Функциональные пробы |
До |
После |
Достоверность |
исследования |
исследования |
различий |
|
Проба Яроцкого, с |
17,1 ± 3,9 |
28,8 ± 2,1 |
P < 0,05 |
Проба Шлемина, балл |
2,5 ± 0,3 |
4,4 ± 0,2 |
P < 0,05 |
Проба Ромберга, с |
7,7 ± 2,7 |
15,8 ± 1,9 |
P < 0,01 |
Проба Бирюк, с |
6,2 ± 1,9 |
13,6 ± 0,9 |
P < 0,01 |
Проба Болобана, см |
31,5 ± 3,2 |
15,9 ± 2,1 |
P < 0,01 |
Примечание: Р – достоверность различий согласно критерию Стьюдента (для зависимой группы); n – количество участников.
Все показатели устойчивости вестибулярной системы испытуемых сдвинулись в сторону достоверного улучшения (Р < 0,01-0,05).
Ярко выраженный прирост в показателях наблюдается при исследовании функционального состояния вестибулярного анализатора по пробе Яроцкого. В этом испытании нужно сначала вращать головой со скоростью 2 оборота в секунду, а потом пытаться сохранить равновесие. Перед исследованием студенты в среднем сохраняли устойчивое равновесие на протяжении 17,1 с (± 3,9 с). В конце эксперимента этот показатель составил 28,8 с (± 2,1 с), то есть улучшился на 11,7 с.
При анализе состояния вестибулярного аппарата и умения управлять собственными двигательными действиями по пробе Шлемина была выявлена аналогичная картина. Достоверный прирост результатов составил Р < 0,01. Перед стартом эксперимента был зафиксирован показатель 2,5 ± 0,3 балла, после его окончания 4,4 ± 0,2 балла, что больше практически в 2 раза. При ходьбе по прямой линии отклонения от оси после выполнения 3 кувырков составило в среднем 9-12 см. Прыжки с поворотом вокруг своей оси были с более точным приземлением, наблюдалось лишь небольшое отставление ноги в сторону.
Исследование показателя координации двигательных действий, которая базируется на определении способности лица сохранять равновесие, не пользуясь зрением, то есть анализ по тесту «проба Ромберга» показал достоверные изменения (при Р < 0,01). В конце эксперимента время удержание равновесия, стоя на одной линии обеими ногами (носок одной ноги за пяткой другой) составило 15,8 ± 1,9с – на 8,1 с больше, чем до начала исследования.
Анализ изменения показателей по пробе Бирюк продемонстрировал улучшение способности испытуемых удерживать равновесие в стойке на носках с закрытыми глазами и поднятыми вверх руками – они смогли находится в указанной позе на 7,4 с дольше.
Анализ изменения показателей по пробе Болобана продемонстрировал отклонение 13,6 ± 0,9 см от линии при ходьбе после 5 поворотов в положении наклона вперед за 5 с в круге диаметром 0,7 м, в то время как на начало эксперимента результат был ниже в 2 раза.
Изменение показателей вестибулярной устойчивости у учащихся-футболистов в %-ном отношении в ходе исследования отображено на Рис 1.
Рисунок 1. Динамика показателей вестибулярной устойчивости у студентов-футболистов в %-отношении.
Материалы наших экспериментов свидетельствуют о том, что при направленной вестибулярной тренировке с применением системы специальных физических упражнений координационной направленности по всем функциональным пробам был отмечен прирост результатов на 83,4 %. Наиболее значимый прирост в показателях наблюдается при тестировании по пробам Ромберга и Бирюк. Мы считаем, что данный факт можно объяснить достаточной доступностью и простотой исполнения указанных проб.
Заключение
Таким образом, перспективным направлением спортивной подготовки студентов-футболистов, представителей сборной команды университета, является внедрение экспериментальной методики совершенствования вестибулярной устойчивости в тренировочный процесс. Целесообразно и в дальнейшем продолжать исследования по изучению влияния вестибулярной тренировки специальными физическими упражнениями координационной направленности на показатели вестибулярной устойчивости.
Список литературы
- Губа В. Дозирование нагрузки при развитии специальных двигательных качеств юных футболистов различных вариантов биологического развития: Науч. исслед. / В. Губа, Р. Дорохов, И. Строев // Теория и практика футбола. - 2003. - №2. - С. 15-19.
- Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 186 с.
- Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 146 с.
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 204 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 211 с.
- Золотарев, А.П. Нормирование специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов / 117 А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №8. – С.60 – 61.
- Кольвах, Ю.В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: дис . …. канд. пед. наук / Ю.В. Кольвах . – Краснодар, 2006. – 186 с.
- Невмянов, Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: автореф. дис….канд. пед. наук / Н.А. Невмянов. – М., 1998. – 26 с.
- Никитин, Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнений в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / Д.В. Никитин. – Волгоград, 1998. – 26 с.
- Пшебыльский, В. Методология исследования проблемы подготовки спортивного резерва в футболе на основе природосообразной стратегии организации многолетней подготовки юного футболиста / В. Пшебыльский // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 4. – С. 8-10.