УДК 796.062.4
Вопросы оптимизации и разработки правил системы соревнований по борьбе куреш
Карабаев Рашид Калилович – соискатель Ошского государственного университета Кыргызской Республики.
Аннотация: Данная статья посвящена ряду вопросов касающиеся правил, организации и системы соревнований Кыргызской национальной спортивной борьбы куреш. В ходе исследовательской работы нами сделаны выводы об данном вопросе касающейся темы статьи и выделены данные проведенных опросов 30 тренеров и 12судей имеющие непосредственное отношение к спортивной борьбе куреш. Все данные исследования показаны в восьми таблицах, где раскрываются наиболее значимые вопросы такие как: степень удовлетворенности тренеров и судей существующими правилами соревнований, где показаны три варианта ответа; степень соответствия существующих правил соревнований возрастным особенностям занимающихся, где также обозначены три варианта ответа; оптимальность системы проводимых соревнований с пятью вариантами ответа; формула поединка курешиста, показаны четыре варианта ответа; определение наилучшей системы подсчетов очков, с четырьмя вариантами ответа; оценка респондентов количества весовых категорий, где представлены пять вариантов ответа; мнение респондентов о повышении зрелищности борьбы, с четырьмя вариантами ответа; и последний вопрос об мнении респондентов о стартовом взносе, где даны три варианта ответа, где все ответы приведены в процентном соотношении.
Ключевые слова: спортивный судья, тренер, схватка, правила соревнований, курешист.
Актуальность. Ведущие специалисты отмечают, что главный судья возглавляет судейскую коллегию. Он наиболее опытный из судей. Он руководит всем проведением соревнований и отвечает за соблюдением правил, положения и дисциплины участников. От главного судьи, его организаторских способностей, объективности, принципиальности, выдержанности и дисциплинированности зависит успех соревнований. С самого начала он должен задать спокойный и четкий тон в работе [4].
В работах Я.А.Гринбергас [1], М.А.Давыдова [2], Н.И. Шарабакина [5] отмечают, что судьи - это воспитатели, которые своими действиями на площадке призваны четко, квалифицированно, объективно и внешне эстетично оценивать поступки и действия спортсменов, которые определены сводом определенных правил влияющие на исход схваток.
В эпосе «Манас» [3] описаны события из многогранной жизнедеятельности кыргызов. Самыми существенными эпизодами являются картина участия в народных играх и состязаниях, а также, об их правилах.
С возрождением кыргызской национальной спортивной борьбы куреш на протяжении длительного времени, в ходе проведения состязаний и системе проведения соревнований оттачивались правила в организационных вопросах, правилах судейства, определения весовых категорий, формы одежды курешистов, протяженность схваток и мн.др.
Для обеспечения грамотного судейства в спортивной борьбе куреш, требуется ведение анализа правил изначально как с организационных вопросов, так и определения победителей и их награждений. Но главная задача обоснования необходимости оптимизации правил и систем состоит в том, как и по каким критериям должны исходить вопросы судейства с учетом правил спортивной борьбы куреш.
Цели исследования: определить функции и проблемы правил и судейства на спортивных мероприятиях в спортивной борьбе куреш.
Материалы и методы исследования: анализ правил, обстоятельств и рекомендаций со стороны организаций при проведении спортивных соревнований по национальной спортивной борьбе куреш.
Результаты исследования и их обсуждение.
Нами было проведено анкетирование сорока двух специалистов спортивной борьбы (30 тренеров, 12 судей) по восьми вопросам с целью определения оптимальных правил и системы соревнований для начинающих курешистов.
Так, на первый вопрос анкеты: " Удовлетворяют ли Вас существующие правила соревнований по борьбе куреш?", - большинство респондентов ответило отрицательно (табл. 1).
Таблица 1. Степень удовлетворенности тренеров и судей существующими правилами соревнований
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
«Да» |
3 (10%) |
6 (50%) |
9 (21,4 %) |
«Нет» |
26 (86,7%) |
6 (50%) |
32 (26,2%) |
Затрудняюсь ответить |
1 (3,3%) |
- |
1 (2,4%) |
На второй вопрос: "Соответствуют ли существующие правила возрастным особенностям детей и подростков?", - ответы отрицательного характера превысили 50% (табл. 2).
Таблица 2. Степень соответствия существующих правил соревнований возрастным особенностям занимающихся
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
«Да» |
5 (16,7%) |
4 (3,33%) |
9 (21,4 %) |
«Нет» |
18 (60%) |
6 (50%) |
24 (57,2%) |
Затрудняюсь ответить |
7 (23,3%) |
2 (16,7 %) |
9 (21,4%) |
Таблица 3. Оптимальность системы проводимых соревнований
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
До двух поражений |
10 (3,33%) |
2 (16,7%) |
12 (26,6 %) |
В группах А и Б |
15 (50%) |
4 (3,33%) |
19 (45,2%) |
Смешенная |
0 |
0 |
0 |
По олимпийской системе |
5 (16,7%) |
6 (50%) |
11 (26,6%) |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
На третьем вопросе: "Какая система соревнований оптимальна?", - мнения респондентов разделились, но действующую систему в "пульках" и по олимпийской системе никто не одобряет.
В ответах на четвертый вопрос: "Какая формула поединка лучше?", - мнения респондентов равномерно распределились между первыми двумя ответами. 3 и 4 ответы отмечаются значительно реже.
Таблица 4. Формула поединка курешиста
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
2х2х2 |
10 (3,33%) |
2 (16,7%) |
12 (26,6%) |
2х2 |
10 (3,33%) |
4 (3,33%) |
19 (45,2%) |
4 минуты Б/П |
7 (23,3%) |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
3 (10%) |
0 |
3 (7,1%) |
При ответе на пятый вопрос: "Какая система' подсчетов очков наилучшая?", - большинство тренеров и судей придерживается традиционного подхода (табл. 5).
Таблица 5. Определение наилучшей системы подсчетов очков
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
Суммарный |
17 (56,7%) |
10 (83,3%) |
27,0 (64,3 %) |
По минутам |
13 (43,3%) |
2 (16,7%) |
15,0 (35,7%) |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
На шестой вопрос о количестве участников в весовой категории респонденты ответили следующим образом:
Таблица 6. Оценка респондентов количества весовых категорий
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
16 |
3 (10%) |
10 (83,3%) |
27,0 (64,3 %) |
32 |
6 (28%) |
2 (16,7%) |
15,0 (35,7%) |
Без ограничений |
21 (70 %) |
6 (50%) |
27 (64,3%) |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
Седьмой вопрос: "Что будет способствовать повышению зрелищности спортивной борьбы?", - не вызвал затруднений ни у тренеров, ни у судей (табл. 7).
Таблица 7. Мнение респондентов о повышении зрелищности борьбы
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
Введение партерной борьбы |
0 |
0 |
0 |
Введение «клинчей» после предупреждений |
19 (63,3%) |
8 (66,7%) |
27 (64,3%) |
Сокращение времени соревнований |
11 (36,7%) |
4 (33,3%) |
15 (35,7%) |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
На восьмой вопрос: "Стартовый взнос должен распределяться между соревнующимися спортсменами?", – большинство тренеров ответило положительно, а мнения судей разделились.
Таблица 8. Мнение респондентов о стартовом взносе
Ответы |
Тренеры кол-во % |
Судьи кол-во % |
Всего кол-во % |
«Да» |
21 (70%) |
5 (41,7%) |
26 (61,9 %) |
«Нет» |
7 (23,3%) |
5 (41,7%) |
12 (28,6%) |
Затрудняюсь ответить |
2 (6,7%) |
2 (16,6%) |
4 (9,5%) |
На наш взгляд, результаты опроса свидетельствуют о необходимости модернизации существующих правил и системы соревнований для курешистов. Однако, по мнению респондентов, наиболее приемлемыми являются традиционные подходы.
Таким образом, данный опрос показал противоречивую тенденцию между желанием оптимизировать правила и систему соревнований, и нежеланием коренным образом их изменить. Общеизвестно, что соревнования являются первичными, а тренировки вторичными. Именно оптимизация правил может вызвать улучшение учебно-тренировочного процесса.
Современная система подготовки юных борцов характеризуется тем, что многие тренеры стремятся как можно быстрее довести своих учеников к высоким результатам, когда еще не заложены основы спортивного мастерства.
Вследствие подобной практики заметно снижается интерес к занятиям борьбой куреш и зачастую прекращается рост спортивных результатов.
Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что имеющиеся недостатки в подготовке юных борцов во многом зависят от существующих правил и системы соревнований.
В течение ряда лет предпринимались попытки распространить отдельные положения системы соревнований взрослых на юных борцов. Вносились чисто внешние, не касающиеся основных звеньев системы, изменения без учета возрастных особенностей, квалификации, физической и технической подготовленности юных спортсменов.
Вместе с тем, известно, что системный объект неразложим на отдельные элементы и отношения между ними: его нельзя познать, если выделить только ту или иную имеющуюся в нем связь; специфика правил и системы соревнований состоит в наличии взаимосвязей.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть основные положения правил и системы соревнований по борьбе куреш и дать конкретные предложения для каждой возрастной группы.
Под системой спортивных соревнований юных борцов мы понимаем множество связанных между собой соревновательных упражнений (элементов), способствующих всесторонней оценке уровня подготовленности и, в особенности, становлению школ движений на каждом возрастном этапе, которые упорядочены по отношению друг к другу и представляют определенное целое. Наши наблюдения, а также данные литературных источников свидетельствуют о том, что для детей школьного возраста наиболее приемлемы соревнования, оценивающие, в первую очередь, возможности в освоении сложных движений, развитие физических качеств, а также некоторые способности к специфической деятельности на фоне положительных эмоций.
Известно, что дети хорошо усваивают сложные по координации движения, но вместе с тем, при отсутствии целенаправленного повторения, быстро забывают правильную структуру изученного упражнения (приема). Введение ситуационной программы в соревнования будет стимулировать совершенствование техники на учебно-тренировочных занятиях. Немаловажное значение имеют частые переключения на уроке для повторения ранее изученных ситуационных заданий.
В школьном возрасте имеются благоприятные психофизиологические предпосылки для воспитания физических качеств (быстроты, ловкости, скоростно-силовых и т.д.). Ситуационные задания дадут возможность всесторонне, без форсирования подготовки, воспитать необходимые для борьбы качества. Занятия курешом должны содействовать не только овладению определенными двигательными навыками, воспитанию физических качеств и укреплению здоровья, но и носить образовательный и воспитательный характер.
В систему соревнований юных курешистов включены:
- соревновательные поединки по олимпийской системе;
- несколько соревнований объединены в систему, так как действует рейтинговая система оценки результатов участвующих спортсменов;
- соревнования могут проводиться в виде командных.
Многочисленные наблюдения показывают, что большинство мальчиков приходят в секцию для того, чтобы научиться бороться, ощутить радость победы, стать сильными, ловкими и смелыми. Если в правила и систему соревнований не включать поединки с ситуационными заданиями, которые отличаются от правил взрослых спортсменов, то эмоциональная сторона поединков и всех соревнований не будет соответствовать возрастным особенностям.
Вместе с тем, выполнение тактико-технических действий в ходе схватки значительно затруднено вследствие активного сопротивления противника. В связи с этим возможно ввести в программу соревнований командные соревнования, где проигрыш юного спортсмена могут отыграть его партнеры по команде.
Соревновательные поединки и командные виды борьбы дают возможность детям понимать сущность единоборств, где успех обеспечивает комплекс психологических и физических качеств в сочетании с совершенной техникой.
На начальном этапе обучения необходимо оценивать уровень общефизической подготовки, степени освоения стержневых приемов спортивной борьбы, а также физическое развитие. Нужно выявить умение решать простейшие тактико-технические задачи и комбинации, составленные на основе ранее изученной ситуационной борьбы, а также умение выполнять доступные специальные упражнения борца.
Основным критерием успешности обучения и тренировки, т.е. создания школы движений, является суммарная оценка за все звенья предлагаемых правил и системы соревнований. Разнообразие требований правил и системы позволяет юным борцам проявить себя в полной мере. Например, если юный борец имеет недостаточную физическую подготовленность, то может компенсировать этот временный недостаток хорошими показателями в решении ситуационных заданий.
Предлагаемые правила и система соревнований, предъявляя конкретные, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями требования, будут способствовать индивидуализации подготовки, что позволит выявить и развивать необходимые для борьбы способности. Измененные правила и система соревнований приведут, соответственно, к изменению не только методики подготовки к ним, в которой основное внимание будет уделяться созданию естественной технической и физической подготовке, но и критериев оценки работы тренеров, работающих с детьми и подростками.
Выводы
- Результаты опроса позволили оптимизировать правила и системы соревнований по борьбе куреш. В тоже время опрос показал противоречивую тенденцию между желанием оптимизировать правила и систему соревнований и нежеланием их изменять.
- Предлагаемые правила и система соревнований будут способствовать индивидуализации подготовки, выявлению и развитию необходимых способностей борца.
Список литературы
- Гринбергас Я. А. Методические указания судьям по гандболу / Я.А.Гринбергас. - Вильнюс, 1995. - 20 с.
- Давыдов М.А. Судейство в баскетболе / М.А.Давыдов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
- Манас: перевод С.Липкина. – М.: Госполитиздат, 1969. – 310 с.
- Спортивная борьба: учебное пособие под общей редакцией Н.М.Галковского, А.З.Катулина.- Москва: «ФиС», 1968. –С.64
- Теория и методика физической культуры: учебное пособие; под редакцией Н.И.Шарабакина. - Бишкек: Шам, 1997.-С. 255-271.