УДК 796
Мотивация студентов при внедрении комплекса ВФСК ГТО в высшем учебном заведении
Воронина Виктория Александровна – старший преподаватель Чистопольского филиала «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ.
Аннотация: В статье рассматривается проблема необходимости и целесообразности внедрения комплекса ВФСК ГТО в культурно-массовую жизнь Высшего учебного заведения. Обозначены основные критерии формирования мотивации студентов к сдаче норм ГТО.
На сегодняшний день, студенты – это те специалисты, от которых будет зависеть наше будущее, поэтому необходимо внедрять технологии здорового образа жизни в умы студентов. Именно за счет ВФСК «ГТО» можно возродить культуру здоровья, повысить мотивационную ценность здорового образа жизни и привлечь студентов для того, чтобы все последующие поколения были здоровыми и физически подготовленными.
Ключевые слова: ГТО, студенты, здоровый образ жизни, мотивация, образование.
Приоритетной задачей нашей страны является поддержание и укрепление здоровья нации, путем приобщения к занятиям физической культурой и спортом. Благодаря реализации целевой программы «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в период до 2020 года» в нашей стране появилось большое количество спортивных площадок и спортивных сооружений. Для увеличения доли, занимающихся среди обучающихся и работающих коллективов, с 2014 года было принято вернуть в систему Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
Всероссийской физкультурно-спортивный комплекс «ГТО» – это полноценная программная, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Этот проект считается принципиально важным для внедрения его в учебные заведения, он нацелен на формирование у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
Одно дело возобновление советской системы комплекса ГТО, а другое это создать условия для повышения мотивации студентов к сдаче норм ГТО.
К основным критериям формирования мотивации студентов к сдаче норм ГТО можно отнести:
1) Мода на здоровый образ жизни – одной из главных мотиваций для студентов может быть желание улучшить свою физическую форму и здоровье. Сдача нормативов ВФСК «ГТО» может стать отличным стимулом для студентов начать заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, поможет им оценить свой уровень физической подготовки и определить, на каких аспектах нужно работать.
2) Приобретение новых навыков – сдача нормативов ГТО может помочь студенту приобрести новые навыки и умения в различных видах спорта, улучшить свои физические возможности, а также поможет расширить свой кругозор и стать более универсальным спортсменом.
3) Повышение уровня самооценки – сдача нормативов ВФСК «ГТО» может стать отличным способом для студентов повысить свою самооценку и уверенность в себе.
4) Стимулирование премиальными баллами при поступлении в ВУЗ или при переводе на следующий курс.
Мотивация к занятию физической культурой и спортом, по мнению большинства исследователей, сегодня находится на неудовлетворительном уровне. Причины этого можно условно разделить на:
Психологические:
- низкий уровень мотивации ЗОЖ и физическому саморазвитию;
- несформированность базовых умений и навыков выполнения двигательных действий;
- нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Педагогические:
- низкое качество организации и мониторинга процесса физического воспитания, методических рекомендаций к выполнению нормативов (тестовых испытаний) ВФСК ГТО;
- недостаточность диагностики уровня физического здоровья и биологического возраста студентов;
- игнорирование стимулирующей (внешний вид, поддержка спортивной формы) личности преподавателя;
Социальные:
- отрицательное отношение значимого социума (семья, друзья, ближайшее окружение) к физкультурно-оздоровительным занятиям;
- низкий уровень пропаганды идеалов ЗОЖ, спорта на муниципальном и учрежденческом уровне;
- недостаточность площадок физической рекреации для бесплатных занятий.
Определили следующие направления дальнейшей работы в рамках внедрения комплекса ГТО в учебные заведения:
- Создание студенческого спортивного клуба. Основными функциями работы которого будет организация различных форм активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся: проведение спортивно-массовых мероприятий; физкультурное образование членов спортивного клуба, активистов, инструкторов и спортивных судей; пропаганда здорового образа жизни, личностных и общественных ценностей физической культуры и спорта.
- Разработка методических рекомендаций «Самостоятельная подготовка к выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО в условиях образовательного учреждения».
Таким образом, проблема мотивации студентов вузов к выполнению тестовых испытаний ВФСК ГТО, безусловно, актуальна и требует переосмысления на теоретическом, методическом, так и собственно практическом уровнях.
Список литературы
- Герега Н.Н. Отношение студентов к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательной организации / Н.Н. Герега, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4.
- Подоляка А.Е. Мотивация студентов при внедрении комплекса ГТО в высшем учебном заведении /А.Е. Подоляка // Инновационная наука. – 2015. – № 6-1.
- Яворская Е.Е., Дьяченко Ю.А. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в высшем учебном заведении //Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. № 2 (144).
- Драндров Г.Л. Характеристика интереса студентов к физической культуре /Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3, Ч. 2.