УДК 33, 004
Цифровая трансформация государственного управления: тренды и перспективы развития в России
Мичурин Никита Сергеевич – магистрант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Научный руководитель Червяков Владимир Николаевич – кандидат химических наук, доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Аннотация: Цифровая трансформация никогда не будет завершена. Поскольку технологии продолжают появляться и развиваться, постоянно необходимо идти в ногу со временем и продолжать начатые преобразования. Организациям повсеместно приходится делать больше при меньших затратах. Возможность оптимизировать процессы и повысить эффективность имеет огромное значение для итогового результата, поэтому автоматизация и интеллектуальная автоматизация будут продолжать играть ключевую роль в будущем.
Ключевые слова: государственное управление, цифровизация, оценка эффективности, цифровое правительство.
Тема «цифрового правительства» и «цифровой трансформации» в последние два года стала максимально актуальной для изучения, благодаря активным процессам по внедрению цифровых технологий в государственных органах власти.
Целью цифрового трансформирования государственного управления является, в первую очередь, повышение прозрачности работы некоторых органов государственной власти, оптимизация оказания населению государственных услуг и повышение результативности государственного аппарата управления. В последние годы повышение эффективности государственного управления и деятельности органов государственной власти является важнейшим условием формирования и реализации государственной социально-экономической политики Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 можно ознакомиться с национальными целями “Цифровой трансформации”, где указано достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления [1]. Сопутствующий процесс развития цифровой экономики способствует повышению качества и уровня жизни граждан [5,64]. Показатели эффективности формируются исходя из основных целей социально-экономического развития национального хозяйства и на основе ключевых индикаторов реализации государственных программ и национальных проектов.
В начале процессов по внедрению цифрового администрирования в государственном управлении исследователей, в первую очередь, интересовал сам феномен «цифрового правительства» и сущность термина “цифровизация». Однако с течением времени, все больше академических исследований посвящены эффективности внедрения технологий открытого правительства, специфике их применения в отдельных отраслях и узкоспециализированных сегментах экономики. В тоже время цифровая экономика России получила значительный импульс развития, который повысил уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса [2, 21].
Суть цифровизации государственного и муниципального управления заключается в передаче гражданам и организациям доступ к услугам в электронной форме. Данная задача включает в себя следующие этапы: создание системы управления данными, создание электронную инфраструктуру, а также внедрение современных информационных технологий [3,115]. Также в современных исследованиях много внимания уделяется готовности компаний, организаций и органов государственной власти к цифровой трансформации. С этой точки зрения представляет большой интерес отчет, подготовленный для Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации агентством Strategy Partners от 15.12.2020 года с данными социологических опросов и определением долгосрочных трендов в этой области (Рис. 1).
Рисунок 1. «Долгосрочные тренды цифровой трансформации» [6]
Данный отчет содержал в себе и прогнозируемые основные процессы, сопутствующие цифровизации в период 2020-2021 года (см. рис. 2.)
Рисунок 2. «Тренды цифровых трансформаций в России в 2020-2021» [6]
В связи с пандемией COVID-19 цифровизация государственного сектора общественной жизни значительно усилилась. Ограничение социальных контактов существенно подхлестнуло развитие технологий для оказания государственных услуг населению, значительно сократилось время на обработку операций и коммуникацию между ведомствами, подробнее на рис. 3.
Рисунок 3. «Изменения в развитии цифровизации в связи с COVID» [5]
Одной из наиболее актуальных проблем на сегодня остается кибербезопасность в сфере оказания государственных услуг.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в своем сборнике «Индикаторы цифровой экономики» на примере основных ключевых показателей показали основные тенденции развития цифровизации в России [7]. Так, в отчете сообщается, что затраты на развитие цифровой экономики по итогам 2021 года превысили доковидный уровень на 19,3% и составили 4,8 трлн. руб.
На основе анализа представленных в этом отчете статистических данных можно сделать следующие прогнозы развития цифровой трансформации в госсекторе до 2024-2025 года: более 30% ведомств будут использовать показатели вовлеченности для отслеживания количества и качества участия граждан в принятии политических и бюджетных решений; у 75% государственных организаций будут запущены инициативы по гиперавтоматизации в масштабах всего предприятия; 60% государственных инвестиций в ИИ и аналитику данных будут направлены на непосредственное влияние на оперативные решения в реальном времени; порядка 95% новых инвестиций в ИТ, сделанных государственными учреждениями, будет осуществляться в решения «как сервис». В долгосрочной перспективе, вклад цифровизации в экономический рост РФ можно представить следующим образом (см. рис. 4).
Рисунок 4. «Вклад цифровизации в экономический рост» [5]
В современных условиях необходимость эффективного государственного управления выступает фактором роста его конкурентоспособности и оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны. Повышение эффективности государственного управления и качества предоставления государственных услуг населению зависит от ряда факторов: своевременности обновления нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в данной области; возможностей финансирования и привлечения иных ресурсов, направленных на реализацию мероприятий и достижение запланированных индикаторов стратегий, прогнозов социально-экономического развития; государственных программ и национальных проектов; способности органов государственной власти по применению информационно-технологических решений в процессе предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Тупчиенко, В. А., Путилов, А. В., Харитонов, В. В., Гусева, А. И., Киреев, В. С., Бочкарев, П. В.,Кузнецов, И. А., Крянев, А. В., Силенко, А. Н., Юшков, Е. С., Аликова, О. П., Ростовский, Н. С., Смирнов, Д. С. Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем ; под общ.ред. д.э.н., проф. В.А. Тупчиенко. – М. : Изд-во «Научный консультант», 2018. С. 21.
- Тупчиенко А. В. Развитие цифрового моделирования управленческих решений в стратегическом планировании; Монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. В.А. Тупчиенко. – М.: Изд-во «Научный консультант», 2022. С. 408.
- Путилов, А. В. Развитие технологий и подготовка кадров для цифровой экономики в энергетике / А. В. Путилов // Энергетическая политика. – 2017. -№5. – С. 58-65
- Чукарин А.В. Цифровая экономика России: оценка и стратегии развития регионов // XIII Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. – 7-9 июня 2022. - URL https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/d2c/TSifrovaya-ekonomika-Rossii-_CHukarin-A.V._.pdf Текст: электронный.
- Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: [Электронный ресурс] URL: https://ac.gov.ru/uploads/5-Presentations Presentations/цифровой_трансформации_в_России._Точин.pdf