УДК 659.0-75
Оценка основных показателей финансового состояния компании
Архипова Елизавета Анатольевна – магистрант Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Аннотация. В статье рассмотрено, по каким направлениям следует проводить финансовый анализ, чтобы получить полную картину финансового состояния компании. С чем связана низкая прибыльность. Какие средства визуализации данных используют для иллюстрации выводов.
Ключевые слова: финансовое состояние, прибыльность, финансовый рычаг, визуализация, коэффициенты
Комплексная оценка финансового состояния позволяет проанализировать деятельность компании в контексте принятия управленческих решений, оценить эффективность бизнеса, его платежеспособность и финансовую устойчивость, соответствие ожиданиям инвесторов, кредиторов, акционеров и т. д. Рассмотрим по каким направлениям следует проводить финансовый анализ, чтобы получить полную картину финансового состояния компании.
Компании, как правило, анализируют финансовую отчетность. В идеале – провести анализ и управленческой отчетности. Если нет управленческой, то бухгалтерскую отчетность. Под бухгалтерской отчетностью понимаем отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, баланс и расшифровки к этим документам.
Для полного анализа потребуются дополнительные данные, которых нет в отчетности, например:
- описание технологических процессов;
- описание организационно-правовой структуры;
- особенности договоров с контрагентами.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, если говорить о финансовом состоянии:
- низкая прибыльность;
- нерациональное управление результатами деятельности.
Анализ причин низкой прибыльности проводится на основании отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках). Низкая прибыльность может быть связана со следующими факторами.
Низкий объем продаж. Причиной этого может послужить низкий спрос, недостаточность маркетинговых мероприятий и т. д.
Невыгодное соотношение доходов и затрат. Может быть связано с низким ценами на собственную продукцию – в этом случае стоит пересмотреть ценовую стратегию, позиционирование на рынке, каналы сбыта и т. д. Еще один фактор высокие переменные и постоянные затраты. Например, когда компания использует редкое сырье и существенно зависит от поставщиков или ведет себя инертно и многие годы работает с одним поставщиком. Надо пересматривать договоры с поставщиками, искать новых контрагентов, договаривайтесь о специальных условиях поставки, ценах и т. д. Высокие постоянные затраты могут быть связаны с содержанием производства или с административными расходами.
Например, Компания производит металлопрофили из оцинкованной стали. Доля стали в себестоимости продукции – 70%, что достаточно высокий показатель. Поставщиков такого сырья не так много – это гиганты рынка, которые могут позволить себе диктовать цены. Таким образом компания оказывается в зависимости от поставщика и вынуждена сокращать другие затраты, чтобы как-то компенсировать высокие траты на стратегическое сырье.
Убыточность прочей деятельности. Убыточность может быть связана со штрафами, курсовыми разницами и процентами по кредитам, расходами непредвиденного характера. Курсовые разницы достаточно трудно прогнозируемы и зависят от валютной политики государства. Наиболее серьезный фактор – проценты по кредитам, когда компании настолько заинтересованы в получении кредита, что не обращают внимание на то, во сколько он обойдется.
В рамках комплексной оценки финансового состояния важно определить финансовую устойчивость компании. Показатели финансовой устойчивости нужно рассчитывать в рамках комплексной оценки финансового состояния компании. Эти показатели особенно важны, если компания планирует кредитоваться или у нее уже есть кредиты, которые нужно обслуживать.
Можно начать с расчета финансового рычага. Финансовый рычаг показывает риски собственников, инвесторов в зависимости от доли заемного капитала. Показатель финансового рычага, равный 0,25, свидетельствует об оптимальной долговой нагрузке. Если он равен 1 – это уже предельная нагрузка для компании. Здесь важно найти оптимальную структуру собственных и заемных средств, чтобы снизить риски и максимально выгодно использовать заемные средства.
Если компания готовится к получению кредитной линии или уже имеет кредиты, чтобы отслеживать состояние долговой нагрузки, нужно посчитать:
- коэффициент покрытия процентов (Times interest earned) – отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к процентам по кредитам (важно учесть, что в расчетной формуле в качестве налога учитывается только налог на прибыль);
- коэффициент долговой нагрузки (Debt /EBITDA) – отношение долгосрочных обязательств (в расчетах используйте только долгосрочные кредиты) к прибыли до амортизации и уплаты процентов и налогов. Учтите, что банки рассчитывают этот показатель несколько иначе – они вводят в числитель не только долгосрочные, но и краткосрочные займы, когда оценивают заемщика.
Если рассчитывать только долгосрочные обязательства, то нормальное значение коэффициента долговой нагрузки – 2-2,5. Для долгосрочных и краткосрочных обязательств это будет 3-3,5. В российской практике показатель чаще всего приближается к 5-6, то есть компания может вернуть долг в течение 5-6 лет.
Показатель долговой нагрузки позволяет также оценить, какую максимальную ставку по кредиту компания может себе позволить. Например, если он равен 6, то 1/6 – это 17 процентов. То есть компания может позволить себе кредит не выше этой процентной ставки.
Чтобы провести анализ рентабельности деятельности, берем отчет о финансовых результатах – в нем содержатся все необходимые исходные данные. В рамках анализа необходимо провести расчет:
- рентабельности по валовой прибыли – характеризует производственную деятельность компании, на сколько она эффективна относительно других производителей;
- рентабельности по операционной деятельности – показывает, насколько хорошо компания способна управлять бизнесом;
- рентабельности по чистой прибыли – демонстрирует рентабельность компании в целом.
Далее эти показатели необходимо сравнить с показателями ключевых игроков отрасли, посмотреть их в динамике за несколько периодов, опираясь на данные компании прошлых лет. При этом обращаем внимание, как эти показатели менялись в условиях кризиса.
Чтобы провести маржинальный анализ, необходимо разделить операционные затраты на условно постоянные (могут меняться в течение периода, но напрямую не связаны с объемом производства) и переменные (прямопропорциональны объему производства – сырье, упаковка, электроэнергия, заработная плата и т. д.), а далее рассчитать.
Маржинальную прибыль можно рассчитать по отдельным номенклатурным единицам с применением АВС-анализа. Чем выше маржинальная прибыль номенклатурной единицы, тем выгоднее производить этот тип продукции. Ценовой коэффициент позволяет ранжировать продукцию в соответствии с ее доходностью.
Рентабельность деятельности может снизиться из-за влияния следующих факторов:
- объем продаж – если они падают, компания теряет рынок сбыта;
- затраты компании – если растут затраты на сырье, заработную плату, накладные расходы;
- финансовая политика – если растут проценты по кредитам.
На рентабельность собственного капитала влияют:
- величина собственных средств (если компания терпит убытки);
- принципы управления оборотным капиталом (если снижается оборачиваемость активов);
- финансовая политика (растет доля «более дорогих» источников финансирования, отрицательный финансовый рычаг).
Удобный инструмент визуализации аналитических расчетов – спарклайны. Это минидиаграммы, которые размещаются внутри ячеек. Так как они очень компактны, их удобно сочетать с отчетностью.
Спарклайны создаются следующим образом:
- добавляем новый столбец для отображения графика и выделяем его диапазон;
- в меню «Вставка» выбираем команду «Гистограмма»;
- чтобы задать данные для построения графика, выделяем диапазон, который нужно использовать.
Спарклайны можно настраивать, например, задавать:
- тип – гистограмма или линейный график;
- цвет;
- у линейного графика можно задать цвет маркера, точку минимума и максимума и т.п.
Еще более простой способ визуализации данных, который не использует специализированные средства Excel — использование псевдографики, то есть специальных символов и специальных шрифтов (Webdings и т.п.). Этот способ можно проиллюстрировать на простом примере.
Допустим, у нас есть отчет о численности сотрудников компании в разрезе отделов, и нам нужно визуализировать эту численность. Действуем так: вызываем команду «Вставка»/»Символ», выбираем шрифт Webdings, находим среди символов этого шрифта символ с изображением человечка и запоминаем его код (128).
Как визуализировать географические данные в Excel. Допустим, компания продает товары трех разных видов в нескольких регионах. Необходимо визуально представить эту информацию на географической карте России. Для этого можно использовать такой инструмент, как карты Bing.
Карты Bing – это отдельная надстройка Excel для визуализации информации на географической карте. Вызываем команду «Магазин» и в поле поиска пишем: Карты Bing. Добавляем найденное приложение в набор доступных средств Excel. Соответствующая надстройка Excel загружается и становится доступна для работы. Выделяем таблицу с данными о продажах, после чего на листе Excel появляется карта России, на которой в точках, соответствующих городам активности компании, отображаются круговые диаграммы, каждая из которых соответствует структуре продаж в данном городе.
Финансисты традиционно работают с большим количеством числовой информации. Эта информация, как правило, информативна, но не очень наглядна. В качестве решения этой проблемы обычно используются различные средства визуализации данных. Средства визуализации – это в первую очередь графики и диаграммы.
Для того чтобы визуализировать план-факт отклонения, в отчете можно использовать команду «Условное форматирование». Далее – «Создать правило».
В меню «Создать правило» задаем стиль формата – набор значков, стиль значка, например, треугольники, а также правила указания значков – зеленая стрелка, направленная вверх, если значение выше нуля, красная стрелка, направленная вниз – если ниже.
В ячейках при этом появляются визуальные элементы. Помимо красных и зеленых треугольников в условном форматировании можно использовать цветные стрелки, серые стрелки, кружочки, ромбики, флажки и т.д. То есть под любую задачу можно подобрать подходящий набор значков.
Еще одна разновидность условного форматирования, удобная для использования в финансовых отчетах — гистограммы в ячейках. Допустим, есть отчет о динамике поступления денежных средств от клиентов на расчетные счета компании на каждую дату календарного года. Нужно визуализировать эту информацию.
Можно разместить в ячейках гистограммы, длина которых прямо пропорциональна сумме поступления денежных средств каждого конкретного дня. Для этого: выделяем колонку отчета с цифрами оборотов, вызываем команду «Условное форматирование» и нажимаем «Создать правило». Далее задаем стиль формата — гистограмма, и шкалу, которая будет определять длину гистограмм в ячейках (минимальное и максимальное значение). Также мы можем задать цвет и способ заливки (сплошная или градиентная). Далее жмем «ОК».
Таким образом, условное форматирование — это достаточно универсальный инструмент, который позволяет создавать визуальное представление отдельных ячеек отчета. Условное форматирование хорошо сочетается с отчетностью, так как оно достаточно компактно, завязано на конкретные значения конкретных ячеек отчета, хорошо воспринимается визуально, и самое главное – намного уместнее графиков и диаграмм, так как графики физически не в состоянии отобразить такое количество информации, которое можно визуализировать с помощью условного форматирования.
Список литературы
- Долгих Ю.А. Инновационный методический подход к оценке финансовой устойчивости предприятия / Ю.А. Долгих, Ю.Э. Слепухина // Финансовый бизнес. – 2018. – № 6. – С. 33–40.
- Райская О.П. Регулирование финансовой устойчивости предприятий как основа экономического роста / О.П. Райская, О.В. Панфилова // Банковские услуги. – 2021. – № 6. – С. 38–47.
- Степанова Т.С. Моделирование риск-ориентированной системы управления финансовой устойчивостью предприятия / Т.С. Степанова // Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2019. – № 4(56). – С. 221–227.
- Тевелева О.В. О нормативных значениях коэффициента текущей ликвидности / О.В. Тевелева // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 6. – С. 255−259.
- Фаянцева Е.Ю. Риск снижения финансовой устойчивости предприятия в современных условиях // СРРМ. - 2019. - №3 (84). – С.11-16.