УДК 658.512

Организация наземного обслуживания воздушных судов в аэропорту при коротком обороте (на примере ООО «Авиакомпания «Победа»)

Веселова Алина Александровна – магистрант Высшей школы аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени А. А. Новикова.

Аннотация: Наземное обслуживание воздушного судна (НО ВС) – услуги, оказываемые главным оператором (операторами) аэропорта авиаперевозчикам (потребителям услуг) между рейсами. Минимизация времени обслуживания ВС на месте стоянке (МС) – главная цель операторов аэропорта и авиакомпании. В настоящее время ООО «Авиакомпания «Победа» является мировым лидером по времени нахождения ВС в воздухе и наиболее ярким примером перевозчика, требующего обслуживать свои ВС в аэропорту по технологии короткого оборота (продолжительность 25 мин). В статье проанализирован процесс организации НО ВС на МС при коротком обороте.

Ключевые слова: аэропорт, авиакомпания, наземное обслуживание воздушного судна, время оборота / разворота ВС в аэропорту, короткий оборот, воздушный транспорт.

НО ВС – комплекс работ и услуг, выполняемых при нахождении самолета на земле, необходимый для обеспечения прибытия и убытия ВС, подготовки к стоянке или вылету, за исключением аэронавигационного и технического обслуживания. Процесс НО ВС начинается с момента постановки самолета на оперативную стоянку с целью подготовки его к вылету и установки под колеса шасси упорных колодок (время ONB – On-blocks). Временем окончания процесса НО ВС служит время выполнения операции по уборке упорных колодок из-под колес шасси (время OFB – Off-blocks).

Процесс НО ВС должен осуществляться в соответствии с законодательством РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 20 марта 2023 г. N 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов» (вступает в силу с 1 марта 2026 г.), Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2009 г. N 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» и др.), эксплуатационной документацией ВС и руководством по организации наземного обслуживания (РОНО) [1].

Поставщиками услуг по НО ВС могут быть как операторы аэропорта или независимые операторы (хэндлинговые компании), так и авиакомпании. Авиакомпании обслуживают свои ВС, эти же услуги могут быть предоставлены другими операторами (третья сторона). Авиакомпании, как правило, самостоятельно обслуживают свои ВС в аэропортах их базирования. Для повышения эффективности использования ресурсов они предлагают свои услуги другим авиакомпаниям, обычно на основе взаимного соглашения между ними.

Основой организации взаимодействия главного оператора (операторов) аэропорта с авиаперевозчиками служит гражданско-правовой договор или соглашение. Руководящими документами для подготовки договора по НО ВС авиакомпании в аэропорту являются «Стандартное соглашение ИАТА о наземном обслуживании» (IATA Standard Ground Handling Agreement, SGHA-2018) и Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» [2].

Одним из показателей эффективности коммерческой эксплуатации парка ВС авиакомпании является среднесуточный налёт часов. Так как среднесуточный налёт часов ВС напрямую зависит от времени обслуживания (времени оборота/разворота) ВС в аэропорту (MCT – minimum connecting time), то перевозчики заинтересованы в том, насколько эффективно и качественно организован процесс НО ВС на МС [3].

Как правило, в большинстве авиакомпаний ВС эксплуатируются на основе договора лизинга, лизинговый платёж является одной из главных статей расходов любого авиаперевозчика. Размер лизингового платежа фиксирован и не зависит от того, сколько времени ВС провело на земле, а сколько в полёте. Следовательно, чем больше времени борт находится в воздухе, тем выгоднее для авиакомпании.

Лоукостер «Победа» является мировым рекордсменом по времени нахождения ВС в воздухе. «Победа» – российская бюджетная авиакомпания, дочернее предприятие группы «Аэрофлот – Российские авиалинии», базируется в московском аэропорту Внуково. По состоянию на январь 2024 года размер флота «Победы» составляет 41 ВС типа Boeing 737-800.

Так, один Boeing 737-800 лоукостера «Победа» находится в воздухе в среднем 13,8 часов в день, а иногда значение данного показателя доходит до 16,5 часов на один борт. Ни одна авиакомпания мира не имеет значение данного показателя выше приведённого. Время обслуживания рейсов «Победы» в большинстве аэропортов составляет 25 минут, иными словами это и есть короткий оборот. Технология работ по НО ВС при коротком обороте организуется следующим образом.

После пробега ВС покидает взлётно-посадочную полосу (ВПП) и по рулежным дорожкам направляется на предназначенную для него стоянку. «Победа» предпочитает использовать удалённые стоянки, а не контактные, оснащённые телескопическим трапом. Обслуживание ВС на удалённой стоянке позволяет осуществлять высадку и посадку пассажиров по двум трапам (вместо одного). Кроме того, в отличие от обслуживания на контактной стоянке, на удаленной стоянке не требуется буксировка самолета тягачом.

На МС под колёса шасси устанавливаются упорные колодки, вокруг ВС расставляются ограничительные конусы, обозначающие зону безопасности, а механики проводят быстрый послеполетный осмотр борта на наличие повреждений, которые могли быть получены в полете. Подключают (при необходимости) аэродромный источник питания и воздуха (зимой теплый, летом прохладный). Они бывают передвижными или стационарными. В аэропортах, где их нет, бортовая электросеть и система кондиционирования запитываются от вспомогательной силовой установки (ВСУ). ВСУ – это небольшой двигатель, расположенный в хвосте самолета.

Открываются багажники: грузчики выгружают чемоданы прибывших пассажиров на тележки. В крупных аэропортах используются багажные контейнеры стандартной формы, они упрощают выгрузку и загрузку багажа. Ко времени окончания выгрузки багажа прилетевших пассажиров и его убытия на выдачу к борту уже должен прибыть багаж вылетающих пассажиров, грузчики сразу производят загрузку.

Тем временем процесс обслуживания вылетающих пассажиров организован таким образом, что посадка пассажиров в автобус на гейте начинается примерно во время посадки самолёта на ВПП. Для высадки и для посадки пассажиров с/на борт(а) ВС всегда используется по два автобуса. Как правило, рейсы «Победы» выполняются с почти полной коммерческой загрузкой (компоновка Boeing 737-800 позволяет максимально разместить в салоне ВС 189 пассажиров). Во время объявления о посадке ВС на гейт подаётся автобус и начинается посадка вылетающих пассажиров. После посадки примерно 5 минут самолёт тратит на руление/буксировку до МС, в течение следующих 10 минут производится высадка пассажиров из ВС (как было отмечено ранее, с использованием 2 трапов и 2 автобусов). К моменту окончания высадки пассажиров с борта один автобус с размещенными в его салоне пассажирами подъезжает к МС ВС. С момента установки колодок (время ONB) прошло уже 10 минут, следующих 15 минут будет вполне достаточно для осуществления посадки на борт вылетающих пассажиров.

Параллельно происходит заправка ВС топливом. Перед этим его обязательно заземляют кабелем с «зажимами-крокодилами»: на фюзеляже для их крепления предусмотрен выступ, а на МС есть металлический заземляющий штырь. Если самолет не заземлить, статическое электричество, возникающее от трения керосина о металл и от трения металла о воздух во время полета, может привести к взрыву паров топлива, повредить электронику и даже привести к удару током авиатехника.

Заправка ВС топливом начинается примерно после выхода из салона ВС последнего пассажира. Заправка ВС с пассажирами на борту разрешена при строгом соблюдении следующих условий:

  1. к самолету установлены два трапа;
  2. рядом с зоной обслуживания ВС находится пожарная машина в полной готовности.

Также при необходимости производится обслуживание водяной и туалетной систем ВС. Но это происходит не в каждом аэропорту, так как на коротких рейсах данные операции не всегда требуются. В салоне тем временем проходит уборка, которая в «Победе» осуществляется силами бортпроводников, а не клининговыми службами аэропорта. Это, во-первых, быстрее, во-вторых, дешевле для авиакомпании.

Итак, выполнение всех технологических операций по подготовке ВС к вылету завершено. Осталось только убрать упорные колодки из-под колёс шасси (время OFB) и произвести запрос диспетчеру на разрешение запуска двигателей. По командам диспетчера борт выруливает на предварительный старт (на рулежной дорожке), затем на исполнительный (на ВПП), двигатели переводятся во взлетный режим.

Схема организации технологического процесса обслуживания ВС при коротком обороте представлена на рисунке 1.

image1

Рисунок 1. Схема организации процесса НО ВС при коротком обороте (MCT=25 мин).

На рисунке 1 зеленым цветом обозначены операции, относящиеся к прилёту ВС, фиолетовым – к вылету ВС. Аббревиатурами обозначены времена:

  • ATA – Actual Time of Arrival / Фактическое время прибытия;
  • ONB – On-blocks / Время постановки ВС на колодки;
  • OFB – Off-blocks / Время снятия ВС с колодок;
  • ATOT – Actual Take-Off Time / Фактическое время взлёта.

Таким образом, обслуживание ВС при коротком обороте (MCT=25 мин) приносит значительную выгоду авиакомпании, ведь самолет находится на земле минимальное время. Значит, можно смело говорить об эффективной коммерческой эксплуатации парка ВС. Но с другой стороны, такое обслуживание требует от аэропорта затрачивать большее количество ресурсов (4 автобуса, 2 трапа, их водители). Это может вызывать трудности, особенно в условиях весенне-летней навигации, а также при ограниченном количестве ресурсов аэропорта.

Список литературы

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 марта 2023 г. N 89 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов» (вступает в силу с 1 марта 2026 г.).
  2. Маслаков В. П. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий. Учебное пособие. Часть II. Главные операторы аэропортов. – СПб.: Питер, 2021. – 384 с.
  3. Коникова Е. В., Эккельман М. М. Оперативное управление ресурсами при наземном обслуживании воздушных судов // Научный аспект. Раздел «Экономика и менеджмент». – 2023. – №5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: